Анализ подходов правового регулирования деятельности субъектов электронной коммерции в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 09.05.2019

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Меркулов, Н. А. Анализ подходов правового регулирования деятельности субъектов электронной коммерции в зарубежных странах / Н. А. Меркулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58832/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье приводится анализ основных подходов зарубежных государств к решению проблемы правового регулирования субъектов электронной коммерции, анализируются подходы их налогообложения

Ключевые слова: Интернет, право, сеть Интернет, электронная коммерция, электронный рынок

Количество подключенных пользователей к сети интернет увеличивается ежегодно. В декабре 2018 года Международный союз электросвязи (ITU) представил отчет, в котором сообщил, что в интернет выходят 3,9 млрд человек или 51,2 % населения планеты. [2]

По данным международной компании GfK, к началу 2019 года аудитория Интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет составила 90 миллионов человек (+3 миллиона человек к прошлому году) и достигла отметки 75,4 % взрослого населения страны. [3]

Создание глобальной сети интернет повлияло на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие предпринимательской активности по реализации товаров, работ и услуг с её использованием. Нельзя не отметить тот факт, что рынок электронной коммерции вырос также благодаря увеличению доступности устройств, позволяющих совершать покупки из любой точки земного шара в любое доступное время.

По данным исследовательского агентства Data Insight, в 2018-м году объем интернет торговли в России составил более 1 трлн. Рублей. [4] Темпы роста мирового электронного рынка по данным различных организаций в последние годы составляют в среднем от 20 до 30 %. Несмотря на наличие неоспоримых преимуществ электронной торговли и её темпы роста, негативной стороной столь стремительного развития является проблема правового обеспечения данных процессов, а также финансового контроля.

Так, например, налоговая система Российской Федерации столкнулась с тем, что многие начинающие предприниматели безосновательно полагают, что если их бизнес ведётся в интернет-пространстве, то они освобождаются от установленной ст. 57 Конституции РФ [1] обязанности об уплате налогов. Однако интернет является лишь способом коммуникации между продавцом и покупателем, который никак не отменяет налоговые обязанности, возникающие в результате сделок между ними. Таким образом, в сложившихся обстоятельствах возникает острая необходимость рассмотрения вопросов функционирования электронной коммерции в контексте ее участия в формировании налоговых поступлений, пополняющих бюджет РФ, а также исследования механизма формирования действенного правового механизма, регулирующего электронный бизнес.

Решение указанных задач в зарубежном законодательстве осуществляется в рамках трёх основных подходов к правовому регулированию деятельности субъектов электронной коммерции.

Государства, занимающие лидирующие позиции в области новых информационных технологий (США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др.) полагают необходимым установление в мире режима невмешательства (или минимального вмешательства) государств в электронный сегмент экономики с целью максимизации развития субъектов от использования экономического потенциала сети. На ранних этапах развития интернет технологий, в некоторых из этих стран, даже существовал мораторий на введение налогообложения субъектов электронной экономической деятельности.

Со временем в указанных государствах были введены различные налоги для электронного сегмента экономики.

Так, например, в 2018 году Верховный суд США пересмотрел своё решение 1992 года, в соответствии с которым власти штата не имеют права взимать налог с покупки в том случае, если продавец не имеет физического присутствия на территории этого штата.

Государства — члены Европейского Союза используют иной подход. Они заинтересованы в скорейшем устранении пробела налогообложения в сфере электронной экономической (хозяйственной) деятельности, строят внутреннюю и внешнюю налоговую политику на основе концепции максимального государственного регулирования электронных экономических отношений, исходя из своих бюджетных и налоговых интересов.

Внутренняя и внешняя политика в области электронной экономической (хозяйственной) деятельности исходит из понимания того, что взимание налогов с оборотов коммерческих сделок, осуществляемых в глобальной сети Интернет может стать в перспективе важной, а на определенной стадии развития мировой электронной экономики — важнейшей статьей пополнения как национального бюджете этих государств, так и консолидированного интеграционного бюджета Европейского Союза. При этом, для достижения поставленных задач предлагаются различные налогово — правовые конструкции.

Например, эксперты бельгийского Эшмановского института предлагают «ввести так называемый «побитовый налог» — поставить счетчики и взимать деньги за объем переданной информации (трафик), точнее «перекачанных битов», независимо от того, какие сведения они предоставляют и предоставляют ли вообще. По сделанной в свое время оценке бельгийского министерства коммуникаций, при ставке такого налога 1 доллар за 100 мегабит налоговые поступления этой страны могли составить порядка 10 миллиардов долларов в год.

Во Франции для целей последующего налогообложения субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности рассматривается возможность обязательной государственной сертификации торговых Интернет — компаний. В докладе комиссии по финансам Национального собрания Франции предлагается ввести специальный «опознавательный знак», которым отмечались бы те торговые Интернет — компании, которые предлагают достаточные гарантии налоговой прозрачности и технологической безопасности при осуществлении платежей с использованием банковских карт.

Государства, политические системы которых не являются демократическими (или могут считаться токовыми лишь отчасти), в первую очередь Куба, Китай, Монголия, Иран, Афганистан и др., реализуют концепцию максимального контроля над информационными (а не над экономическими) отношениями в глобальной компьютерной сети Интернет. Электронные экономические отношения рассматриваются не с точки зрения налоговой политики, а сквозь призму общегосударственной политики. Среди зарубежных ученых — специалистов в области информационного права существует достаточно распространенное мнение, что широкое предоставление доступа к информации, распространяемой с использованием сети Интернет, ведет к развитию свободы слова и демократии. Поэтому большинство американских исследователей предрекали неминуемый крах политических режимов рассматриваемых государств по мере «проникновения» новых информационных технологий на территорию таких государств.

В государствах этой группы используются различные стратегии для контроля над информационными и экономическими процессами в глобальной компьютерной сети Интернет. Так, в Китае правительство поощряет желание своих граждан выходить в сеть, при этом, тщательно контролируя чаты и веб — страницы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. На сегодняшний день не существует универсального способа решения вопроса налогообложения субъектов электронной коммерции. Все существующие подходы имеют как положительные, так и отрицательные стороны
  2. В Российской Федерации необходимо оправданно придерживаться концепции максимального невмешательства, Российский интернет можно считать одним из наших национальных достоинств, а вмешательство государства, особенно в соответствии с концепцией максимального контроля, которой в настоящее время следует Правительство РФ, к сожалению, может лишь усугубить ситуацию и привести в лучшем случае к замедлению развития, а в худшем к полной стагнации его развития.
  3. При формировании законодательной базы электронной коммерции необходим комплексный подход для регулирования экономики электронного сегмента рынка.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурсы] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант
  2. Отчёт «Измерение информационного общества за 2018 год» // Международный союз электросвязи. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/misr2018.aspx (дата обращения: 06.05.2019).
  3. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Growth from Knowledge. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (дата обращения: 06.05.2019).
  4. Интернет-торговля в России 2018 // Data Insight. URL: http://datainsight.ru/ecommerce_2018 (дата обращения: 06.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Интернет, государство, ITU, глобальная компьютерная сеть, глобальная сеть, Европейский Союз, максимальный контроль, Российская Федерация, электронный сегмент экономики.


Ключевые слова

Интернет, право, электронная коммерция, сеть Интернет, электронный рынок

Похожие статьи

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Проблемы правового регулирования деятельности публичных компаний в российской и зарубежной практике

В статье проводится анализ проводится анализ нормативно-правовой базы и на ее основе выявление проблем правового регулирования деятельности публичных компаний в России и в зарубежных странах.

Основы взаимодействия банков и страховых компаний

В статье рассматриваются подходы к определению термина «банкострахование». Описываются основные виды банковских страховых продуктов. Систематизирован и обобщен материал, касающийся возможных форм сотрудничества банков и страховых компаний.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения предприятий в российских условиях

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной системы налогообложения российских предприятий и пути совершенствования данной системы с применением зарубежного опыта и перспективы ее развития, анализируются системы налогообложения предприяти...

Интернет-банкинг: современный вид сетевых финансовых отношений

В статье рассмотрены сущность понятия «интернет-банкинг» и его законодательное регулирование в РФ, рассмотрен ряд исследований, связанных со сферой интернет-банкинга, выделены преимущества и недостатки данного вида финансовых отношений, а также проан...

Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Особенности проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики

Статья посвящена рассмотрению трансформации подходов к осуществлению налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено работе и развитию онлайн-сервисов налоговых органов.

Похожие статьи

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Проблемы правового регулирования деятельности публичных компаний в российской и зарубежной практике

В статье проводится анализ проводится анализ нормативно-правовой базы и на ее основе выявление проблем правового регулирования деятельности публичных компаний в России и в зарубежных странах.

Основы взаимодействия банков и страховых компаний

В статье рассматриваются подходы к определению термина «банкострахование». Описываются основные виды банковских страховых продуктов. Систематизирован и обобщен материал, касающийся возможных форм сотрудничества банков и страховых компаний.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения предприятий в российских условиях

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной системы налогообложения российских предприятий и пути совершенствования данной системы с применением зарубежного опыта и перспективы ее развития, анализируются системы налогообложения предприяти...

Интернет-банкинг: современный вид сетевых финансовых отношений

В статье рассмотрены сущность понятия «интернет-банкинг» и его законодательное регулирование в РФ, рассмотрен ряд исследований, связанных со сферой интернет-банкинга, выделены преимущества и недостатки данного вида финансовых отношений, а также проан...

Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Особенности проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики

Статья посвящена рассмотрению трансформации подходов к осуществлению налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено работе и развитию онлайн-сервисов налоговых органов.

Задать вопрос