Ключевые слова: организация работы с молодежью, управление персоналом, образовательные компетенции, трудовые функции.
Область профессиональной деятельности бакалавров по работе с молодежью включает: решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями. Объектами профессиональной деятельности бакалавров выступают социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития [1].
Квалификационные характеристики будущего специалиста по работе с молодежью конкретизируют необходимые знания, умения и навыки по блокам предметов и отдельным учебным дисциплинам, которые выражены в общекультурных и профессиональных компетенциях. Каждый учебный цикл представляет собой определенный перечень знаний, умений и навыков, направленных на осуществление успешной профессиональной деятельности в дальнейшем. В результате, выпускник, который успешно освоил образовательную программу и сформировал общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, может заниматься следующими видами деятельности: научно-исследовательская; организационно-управленческая; информационно-аналитическая; социально-проектная; организационно-массовая; производственная и социально-технологическая.
Очевидно, что направление «организация работы с молодежью» дает выпускникам широкий профиль применения своих знаний и компетенций. Каждый год учебный план корректируется как под новые потребности общества, так и под запросы работодателей и студентов. В рамках данной статьи представляется сфера управления персоналом, в частности траектории его оценки и развития. Данное направление не является ключевым для сферы молодежной политики, но это не означает, что компетенции специалиста по работе с молодежью нельзя использовать в контексте отдельных отраслей HR-менеджмента.
В таблице 1 приведен перечень основных функций, которые может осуществлять специалист по работе с молодежью в рамках специальностей кадровой аналитики и делопроизводства. За основу взят блок образовательных дисциплин учебного плана [5], профессиональный стандарт [4], а также образовательный стандарт [2].
Таблица 1
Сравнение трудовых функций иобразовательных компетенций
Обобщенные трудовые функции «специалиста по управлению персоналом» |
Образовательные компетенции «специалиста по работе смолодежью» |
Дисциплина, врамках которой формируются ключевые умения, знания инавыки |
|
Деятельность по обеспечению персонала |
|||
Сбор информации о потребностях организации в персонале (B/01.6) |
ПК-7 способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи и реализация принятых решений с применением соответствующих технологий |
«Экономические основы работы с молодежью» «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» |
|
Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала (B/02.6) |
ОПК-4способность ориентироваться в сфере социальных коммуникаций и готовность применять актуальные технологии управления ими ОПК-11 способность решать аналитические, креативные и проектные задачи, связанные с планирование стратегических коммуникаций; способность формировать преставление о медиапланировании с учетом целевой аудитории |
«Социальная психология» «Информационное сопровождение проектов» «Теория массовых коммуникаций» «Теоретические основы связи с общественносью» |
|
Деятельность по оценке и аттестации персонала |
|||
Организация и проведение оценки персонал (C/01.6) |
ПК-8 умение осуществлять сбор, классификацию и анализ социальной информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой социальной проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации при анализе социально значимых явлений и процессов |
«Методология и методика социологического исследования» «Теория измерений» «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» |
|
Организация и проведение аттестации персонала (C/02.6) |
ПК-5 способность участвовать в осуществлении профессиональной оценке технических заданий на выполнение государственной услуги, в т. ч. государственных содержательных заданий, а также участвовать в организации и реализации межсекторного и межведомственного взаимодействия при решении проблем молодежи |
«Экономические основы работы с молодежью» «Фандрайзинг в проектной деятельности организации» «Правовые основы работы с молодежью» |
|
Деятельность по развитию персонала |
|||
Организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала (D/01.6) |
ПК-12 умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодежи, способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи, использовать на практике методы социальной педагогик, владение технологиями карьерного и профессионального продвижения молодежи |
«Карьерные стратегии молодежи» «Молодежь на рынке труда» |
|
Организация обучения персонала (D/02.6) |
ПК-9 способность участвовать в развитии проектно-аналитической деятельности в молодежной среде |
«Экономические основы работы с молодежью» «Правовые основы работы с молодежью» «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» |
|
Организация адаптации и стажировки персонала (D/03.6) |
ПК-11 способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации, а также социально-педагогического сопровождения; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи |
«Психологические основы работы с молодежью» «Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации» «Педагогика» «Конфликтология» |
|
На основании выделенных выше компетенций можно сделать вывод о том, что у специалиста по работе с молодежью» и «менеджера по персоналу» есть общие точки соприкосновения. Это сферы психологии управления, проектного и стратегического менеджмента, вопросы трудового права, педагогики, социологии, психологии, связей с общественностью, а также в сферах экономики и математической статистики. Данный факт позволяет говорить о том, что специальность «организация работы с молодежью» — это многопрофильное образование и сфера оценки и развития персонала может выступать отдельной образовательной траекторией.
К сожалению, на сегодняшний день специалист по работе с молодежью не имеет весь перечень необходимых компетенций, чтобы занять высокую должность в сфере HR-менеджмента. Данная цель может быть достигнута только благодаря курсам дополнительного образования, в рамках которых выпускник направления сможет приобрести компетенции в таких областях как: кадровый учет, порядок расчета зарплаты в организации, налогообложение, персонифицированный учет и ряде других.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. № 1173 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриат)»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 1461 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата)»
- Профессиональный стандарт «Специалиста по управлению персоналом» от 6 октября 2015 г. № 691н
- Учебный план очного отделения бакалавриата направления 39.03.03 — «Организация работы с молодежью» ФГБОУ ВО ПГНИУ
- Образовательная программа высшего образования направления 39.03.03 — «Организация работы с молодежью» ФГБОУ ВО ПГНИУ