Ритуал открытия винного кувшина в традиционной религии абхазов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 14.05.2019

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Кобахиа, Ф. М. Ритуал открытия винного кувшина в традиционной религии абхазов / Ф. М. Кобахиа, Н. В. Ачба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 332-337. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58850/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье по итогам полевых, экспедиционных работ, проходивших в ряде абхазских сел, даётся детальное описание обрядовых действий, связанных с религиозным кувшином – Амшапы хапшьа. Ритуал «запечатывания» и «распечатывания» кувшина с натуральным вином занимает значительное место в традиционном праздничном календаре абхазского народа. Данное исследование базируется на широком полевом этнографическом материале абхазов. Воссоздается обрядовая схема этого праздника. На общем фоне инициации этого празднества прослеживаются и некоторые расхождения, связанные с обрядовыми действиями, молитвенными речами и с ритуальным меню.

Ключевые слова: амшапы, кувшин, обряды, ритуал, жертва, вино.

Ритуал «открытия и закрытия кувшина» является одним из важнейших элементов традиционной духовной культуры абхазов. Этот архаический ритуал до сих пор не являлся предметом специального исследования, хотя в трудах абхазских этнографов вопросы, касающиеся данной темы, частично освещались

Сосуд – необходимая часть домашнего обихода [1, с. 35]. Касаясь генезиса ранних форм сосудов специалист в области истории культуры Древнего Востока Е.В. Антонова отмечала: «Вероятно, первыми сосудами служили сложенные ладони (первобытного человека – К.Ф.), листья, раковины, куски коры. Выдалбливая куски дерева, камень, кость он (человек) зачастую продолжал дело, начатое природой, подражая пустотелым пням или лукнам, проделанным водой в камне. За этим последовали вместилища из шкур, плетенные из волокон растительного происхождения, деревянная посуда…». В то же время хорошо известно, что самую широкую географию представляют сосуды из глины, которые распространены практически на всей территории древнеземледельческой ойкумены [1, с.36]. Одновременно довольно широко были распространены и каменные сосуды. Большое число подобных сосудов обнаружено археологами в дохассунской культуре Двуречья. Аналогичные типы сосудов как следствие природного фактора широко представлены и на территории Абхазии.

Рис.1. Плоскодонный кувшин для вина.

Большинство сосудов, естественно, не подлежало религиозному осмыслению, ограничиваясь в основном хозяйственно-бытовыми функциями. В то же время в известных обстоятельствах сосуды могли приобретать религиозное предназначение, при этом обращает на себя внимание традиция закапывания кувшина, которая известна абхазам с древнейших времен [2, с. 19]. Именно в такой практике, в частности, они использовались в погребальном культе. Так, на территории Абхазии было выявлено большое число кувшинных захоронений разного типа, в том числе с орнаментом. Глиняные кувшины религиозного предназначения известны во многих местах Абхазии. Например, в большом количестве они представлены в цебельдинксих некрополях IV века [3, с. 25]. В целом подобные факты могут свидетельствовать о существовании самобытной (абхазской) технологии изготовления сосудов исключительно в религиозных целях.

Рис.2. Винный кувшин, зарытый в землю.

Рис.3. Кувшин, зарытый в землю.

Одновременно в традиционном религиозном сознании кувшин часто становился символом изобилия, источником блага. Таким типом сакральных сосудов у абхазов является – ащапшьа, который используется в исследуемом ритуале. По своему типу он представляет собой простой остроконечный глиняной кувшин с массивным венчиком. Содержимым кувшинов ащапшьа является вино – ритуальный напиток, который обладает особой жизненной силой. В традиционной культуре абхазов вино занимает большое место, невозможно провести ни одно застолье без чистого (аюы 76ьа) вина.

Рис.4. Аща8шьа. Остродонный сосуд для вина.

Рассматривая ритуал распечатывания кувшина, следует заметить, что он соотносится с Амшапы / Пасхой – святым днем, который занимает особое место в системе религиозных праздников абхазов [4, с. 252]. Праздничный цикл Амшапы предусматривает непосредственное открытие кувшина – амша8ыща8шьа с натуральным вином – аюы ц6ьа. Место, в котором закопан ахапшьа, представляет собой сравнительно небольшую земляную насыпь и является священным пространством [2, с. 19], следовательно, оно должно быть огорожено. Материал для ограждения подбирается исключительно по желанию хозяина, так как он нигде и никем не регламентирован [1]. Место разложения винного кувшина выглядит следующим образом. Горловина кувшина должна выступать над уровнем земли. Ахапшьа ахы 8шьыма7ъ ма=ак ахы ны7ащъщъо ийазароу8. Традиция закапывания пасхального кувшина не была распространена повсюду. Так, широкое использование имели деревянные вместилища «бочки» для ритуального вина, которые обычно хранятся в винном погребе. В этом же месте проходит церемония моления.

Рис. 5 Остродонный сосуд для вина.

Рис. 5 А8щал. Кувшин для вина. Предназначен для угощения гостей вином.

В ходе исследования общеабхазского праздника «открытие кувшина» были выявлены некоторые локальные варианты праздника, которые проявляются в атрибутном арсенале и обрядовой практике моления. Так, если для некоторых молений немыслимо без ажьащаратъ 7ъы (ореховая палочка с трема заостроенными рожками, которая в ряде случаев сакрализировалась), то для другой части общества оно является исключением. В соответствии с соблюдением «порядкового принципа» обрядовых элементов молельщик при обращении к Всевышнему держит стакан с вином (правой рукой) и зажжённую свечу (левой рукой). Все остальное лежит на специальном столе ахъы амыяъ, который находится рядом с жертвенным кувшином. И здесь, касательно обрядового рациона, имеются некоторые расхождения. Часть наших информантов говорили о том, что акъакъар является неотъемлемым продуктом ритуального меню. Другие же этот факт отрицают, и главное предпочтение отводят мучному хачапуру – а3ашъ – дискообразной формы и ритуальным частям жертвенника – печени и сердцу. [2]

Акт открытия ащапшьа осуществляется на Пасху, которую празднуют по юлианскому календарю [5, с. 179]. Однако в прошлом днем открытия кувшина являлась предпасхальная суббота [3]. Это также подтверждается данными полевого этнографического материала. Уточнение также следует в том, что исследуемый ритуал по своему типу не носит общественного характера, так как он проводится в каждом доме семейно.

Праздничный цикл амшапы состоит из серии обрядовых действий. Одним из таких является подбор жертвенного животного а6ыжъ-абызныжъ – козлёнок. Жертвенное животное намечается задолго до праздника, но его непосредственное приобретение осуществляется в промежутке трех дней до открытия кувшина. Тут существенен факт пребывания козленка в доме жертвователя – аюны иа7апхьои0, в частности он должен находиться в доме в течение трех предпасхальных дней. Наряду с этим важная роль отводилась основным критериям жертвенного животного, согласно которым оно должно быть абсолютно здоровым, без какого-либо изъяна. Не менее значима его возрастная категория, которая предусматривала годовалого козлёнка. В то же время существенное значение отводилось и цвету. Он должен быть белой масти. При другом нетрадиционном окрасе (например, черный) животное лишалось права быть принесенным в жертву.

Согласно абхазским обрядовым канонам в момент распечатывания ритуального кувшина мужская половина семьи приводит себя в состояние культовой чистоты. Обряд очищения производится водой, так как она символизирует обновление, очищение и освящение. Итак, праздничный день начинается с приготовлений обрядовой пищи. Процесс приготовления пищи не обходится без женской половины. Мать семейства готовит традиционный дисковидной формы пирог с сыром и самодельную свечу из пчелиного воска [5, с. 175]. К этому времени глава семьи приводит жертвенного козленка к месту, где закопан кувшин. Там перед символическим омовением жертвы осуществляется акт угощения козленка солью и мукой: глава семьи, набрав в ладони соль и муку кормит козлёнка. Затем один из молодых членов семьи преподносит ведро (аирыё) воды, с помощью которого молельщик приводит жертву в состояние культурной чистоты. При обряде омовения соблюдаются контуры (части) жертвенного животного. Омовение начинается с задней правой лопатки козленка, затем переходит на левую, а затем на передние конечности. Затем следует омовение морды козленка. По завершению этой процедуры, взяв правой рукой козленка за рога, жрец обращается к восходу солнца и, приклонив колена к земле, возносит молитву верховному Богу Ан7ъа. «Мычду змоу Аелырныха, сукъыхшоуп! Иахьа, хъу3гьы-дугьы, 0аа7ъаныла щгъыряьо аныщъаду щанапыло аам0азы, аханатъ аахыс ишща6ъу еи8ш, ухьё ала щныщъоит ул8ха щау0аразы, ущхылапшразы, щухьчаразы, хьаа-баа щамамлъа эааны 8шёала щнаушь0разы, иащзымдыруа ща0оум7аразы. Уажъы абзара усырбоит, нас – агъи агъа7ъеи» [4, с. 253].

В момент моления присутствующие члены семьи также находятся в коленопреклоненном положении. Завершив молитвенную речь, жрец вместе с жертвой совершает трехкратный поворот против движения солнца. Члены семьи также следуют его примеру. Соблюдение этих действий было обязательным.

Затем жрец закалывает жертвенного козлёнка и просит Великого Бога милостиво принять смиренную жертву [6, с.37]. В основе ритуала жертвоприношения и заклания жертвенного животного лежит «представление о крови как о субстанции, в высшей степени насыщенной жизненной энергией» [7, с.69].

Жертвенное мясо должно быть сварено. Обратим внимание на материал, предназначенный для жертвенного очага. Согласно собранным полевым материалам выясняется, что для очага пригодны не все деревья. В качестве материала для разведения огня служат каштан и дуб. Также запрещается применять какие-либо зажигательные средства для разведения огня. Огонь должен разводить сам хозяин дома. Далее за ходом варки мяса следят другие члены семьи только мужского пола [4].

По готовности рядом с кувшином устанавливают стол (в прошлом это был – ашъынкьа0) с покрытием белого цвета. На него кладут главные атрибуты моления, без которых полноценное воспроизведение обряда немыслимо. В их числе: акъакъар 7-штук, ритуальный пирог и жертвенное мясо. Следует отметить, что в разных семействах количество акуакуар варьируется: 7 штук (по числу 7 святилищ), либо 12 (по числу месяцев года), либо 21 штук (здесь учитываются и 12 месяцев года и 7 святилищ). При оформлении ритуального меню строго соблюдается порядок укладки жертвенной пищи. С правой стороны стола кладется акъакъар, с левой – части жертвенного мяса.

К концу первой половины дня (амра ажъюан агъ0ахьы анеира алам0алаз)[5], жрец приступает к молению. Взяв в правую руку заострённую палочку из орешника с тремя сучками – ажьращаратъ 7ъы [8. с.3], на которую нанизаны сердце и печень жертвенного животного, и ритуальный пирог, а в левую – зажжённую свечу, жрец возносит молитву [3, с. 253]. Основным адресатом при молении является Бог Анцва. Спр.: Анцъа-дуёёа ухы шьыргъы7а са6ухшоуп! Ащъара йас7оит абри ашь0ъа цкьа иудукыларц! Уи инамадан сущъоит Щазшаз абри аныщъа щапшьа иацагылоу улпха угъыпха рутарц!»[6].

Рис. 6. Ритуал моления Богу Анцъа в день открытие обрядового кувшина. с. Лыхны.

Затем с помощью ачайа жрец черпает вино из кувшина и, держа стакан в правой руке, произносит очередную молитву. Согласно отдельным источникам в некоторых семьях предпочитают разные предметы для извлечения вина из кувшина: акъапеи, ачайа, ахма3ыр, и др. Завершив всю молитвенную процедуру, жрец обводит свечу над головами присутствующих членов семьи, а затем прикладывает ее к горловине кувшина. За этим следует угощение присутствующих ритуальным вином и кусками обрядовой пищи – печенью и сердцем жертвенного животного. В процессе угощения соблюдается возрастная иерархия. При этом акт угощения сопровождается произнесением устойчивой формулы благопожелания: «Да получи, ты, тепло его очей…» [6, с. 37]. Данная формула произносится в индивидуальном порядке в адрес принимающего угощения, т.е. члена семьи. Это представители мужского пола, имеющие право присутствовать на молении. При отсутствии мужчин в роду ритуальный кувшин остается незаполненным [9].

Исполнив эти церемонии, глава семьи вместе с участниками моления направляется в дом, для праздничного продолжения уже в полном составе семьи. Основу обрядовой пищи составляют блюда местного происхождения и весь ассортимент фруктов, произрастающих в собственном саду. Все же главным приготовлением к столу является мучная каша – абыс0а. Как и в прочих обрядах, руководителем общесемейной трапезы является глава семьи. Согласно древнему порядку он располагается в головной части стола. Справа от него находится мужская половина, а слева – женская. Право произнесения молитвенной речи также сохраняется за главой рода. При молении все члены семьи стоят на ногах, а лицом обращены на восток [7]. По благословению главы дома семья приступает к совместной трапезе, которой и завершается праздничный цикл.

В целом, согласно нашим наблюдениям, не приходится говорить об идентичности обрядового корпуса на всей территории Абхазии, хотя описываемый ритуал и является общим абхазским ритуалом. Это обусловлено тем, что в современной культуре абхазов чрезвычайно велика степень трансформации значительного числа обрядовых правил. Такое положение дел, несомненно, способствует тому, что часть выявленных ритуальных норм стремительно выходит из культурного бытования.

Информанты:

  1. Дора Харазиа, Роланд Арджениа. Зап. 12 сентября 2016 г. с. Лыхны.
  2. Роланд Арджениа. 50 л., с. Лыхны. Зап. 9 ноября 2016 г., Джениа Леварс 79 л., с. Лыхны. Зап. 9 ноября 2016 г., Дыг Чкотуа 78 л., с. Лыхны. Зап. 9 ноября 2016 г.
  3. Бориса Кутелиа. Зап. 16 сентября 2016 год.
  4. Рауль Кортуа. 66 лет. с. Лыхны Гудаутскйи район. Зап. 11 сентября 2016 г., Дора Харазиа 46 лет с. Лыхны. Зап. 11 сентября 2016 г., Шота Камлиа. 86 лет. с. Лыхны. Зап. 12 сентября 2016 г.
  5. Милиа Багателиа-Парцхалиа. Зап. 10 августа 2015 г. с. Лыхны Гудаутский р-н.
  6. Валико Лакоба. 65 лет. Зап. 15 июля 2016 г. с. Лыхны.
  7. Рамфела Чамагуа. 48 л., с. Лыхны Записано: 9 ноября 2016 г., Галина Хагба. 70 л., с. Лыхны. Зап. 9 ноября 2016 г.

Литература:

  1. Антонова Е. В. К исследованию места сосудов в картине мира первобытных земледельцев // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур Древнего и Средневекового Востока / Под ред. Б. А. Литвинского. М., 1986.
  2. Гублиа Р. К. К этимологии некоторых социальных терминов в абхазском языке // А8суа07аара Абызшъа Афолклор Алитература. А0ыжьра IV. Айъа , 2013.
  3. Барциц Р. М. Абхазский религиозный синкретизм в культурных комплексах и современной обрядовой практики. М., 2009.
  4. Бигуаа В. Л. Амшапы «Абхазская пасха» // Абхазоведение. Археология история этнология. Сухум, 2013. Вып VIII-IX.
  5. Григулевич Н. И. Застолье и культура винопития в Абхазии // Этническая экология: народы и их культура / Под ред. Н.А. Дубовой, Л.Т. Соловьевой. М., 2008.
  6. Джанашиа Н. С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960.
  7. Дарчиева М. В. Вербальный код осетинского обрядового текста. Владикавказ, 2013.
  8. Газета Абжьныха 2017 г. № 12.
  9. Соловьева Л. Т. Обрядовая жизнь семьи. [Электроны ресурс] Режим доступа: http://apsnyteka.org/520-soloviova_t_izbrannye_stati.html Обращение: 9 ноября 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): глава семьи, кувшин, член семьи, животное, правая рука, праздничный цикл, ритуальное меню, сосуд, территория Абхазии, винный кувшин.


Ключевые слова

жертва, ритуал, обряды, кувшин, вино, амшапы

Похожие статьи

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Весенний праздник чувашей Башкортостана

В статье предлагается поэзия весеннего праздника, с его обычаями и ритуалами. Раскрывается красота и уникальность древнего праздника. Первая часть праздника носила религиозно-магический характер и включала в себя значительный цикл обрядов. В основе э...

Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение

Статья посвящена сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и р...

Кыргызское традиционное ремесло по выделке кожи (конец XIX — начало XX века)

В данной статье автор попытался определить место ремесла по обработке кожи, занимавшее одно из главных мест среди других прикладных ремесел кыргызского народа в конце XIX — начале XX века. У кыргызского народа, отличавшегося кочевым и полукочевым обр...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

«Белорусская гиперболизация»: национальная символика в художественном решении театрализованных представлений

В данной статье на примере реконструкций и анализов действ по случаю государственных праздников рассматриваются основные принципы и тенденций художественно-выразительных решений в зрелищной культуре Беларуси. Основное внимание в работе автор акценти...

Процесс модернизации органов самоуправления на примере деятельности муниципальной власти столицы БАМа — Тынды

В статье рассматриваются основные аспекты работы органов местной власти в отдельном взятом городском округе Амурской области, именуемом столицей БАМа, городе Тында. Автор даёт оценку влияния основных направлений совершенствования системы местного сам...

Реализация темы еды в рассказах жителей современной деревни

Статья посвящена анализу рассказов современных деревенских жителей о пище и трапезе. На основе материалов, собранных в ходе фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2019 года в деревне Кысса (Лешуконский район Архангельской области), р...

Похожие статьи

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Весенний праздник чувашей Башкортостана

В статье предлагается поэзия весеннего праздника, с его обычаями и ритуалами. Раскрывается красота и уникальность древнего праздника. Первая часть праздника носила религиозно-магический характер и включала в себя значительный цикл обрядов. В основе э...

Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение

Статья посвящена сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и р...

Кыргызское традиционное ремесло по выделке кожи (конец XIX — начало XX века)

В данной статье автор попытался определить место ремесла по обработке кожи, занимавшее одно из главных мест среди других прикладных ремесел кыргызского народа в конце XIX — начале XX века. У кыргызского народа, отличавшегося кочевым и полукочевым обр...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

«Белорусская гиперболизация»: национальная символика в художественном решении театрализованных представлений

В данной статье на примере реконструкций и анализов действ по случаю государственных праздников рассматриваются основные принципы и тенденций художественно-выразительных решений в зрелищной культуре Беларуси. Основное внимание в работе автор акценти...

Процесс модернизации органов самоуправления на примере деятельности муниципальной власти столицы БАМа — Тынды

В статье рассматриваются основные аспекты работы органов местной власти в отдельном взятом городском округе Амурской области, именуемом столицей БАМа, городе Тында. Автор даёт оценку влияния основных направлений совершенствования системы местного сам...

Реализация темы еды в рассказах жителей современной деревни

Статья посвящена анализу рассказов современных деревенских жителей о пище и трапезе. На основе материалов, собранных в ходе фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2019 года в деревне Кысса (Лешуконский район Архангельской области), р...

Задать вопрос