Роль СМИ в освещении экологических вопросов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 6118 раз

Библиографическое описание:

Минаева, О. О. Роль СМИ в освещении экологических вопросов / О. О. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58859/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: формирование экологического сознания, средства массовой информации, окружающая среда.

Средства массовой информации — основной источник экологической информации. Как в печатных изданиях, так и на телевидении именно от журналиста зависит то, как он преподнесет эту информацию: узнают ли люди о существующей проблеме, как они к ней отнесутся, вызовет ли эта проблема панику в обществе или, напротив, решительные действия по защите своих прав на благоприятную окружающую среду.

Также невозможно представить решение проблем, связанных с экологией, без участия СМИ. Таким образом, журналистика — один из инструментов в решении экологических проблем.

Как и при создании любого научно-популярного фильма, важно, чтобы создатель-режиссер сам полностью разобрался в существующей проблеме, о которой он хочет рассказать на широкую аудиторию. Неаккуратность в обращении с фактами, излишнее стремление к сенсационности в подаче материала могут не только запутать читателя, вызвать панику, но и дадут повод обвинить журналистов в отсутствии компетентности и продолжить общественность бездействовать.

С 70-х годов прошлого века начала складываться социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы ее охраны. Именно тогда началась экологизация современной науки. Существующие проблемы вызвали ряд общественно-политических движений, таких как «Зелёные», которые выступают против загрязнения окружающей среды и других последствий научно-технического прогресса.

«Зелёное движение («зелёные») — общее название групп, течений, неправительственных и политических организаций, занимающихся борьбой с разрушением окружающей среды и добивающихся большей гармонии во взаимоотношениях между человеком и природой» [1]. Зеленый цвет, который используют участники движения в качестве общей эмблемы, служит символом природы, надежды и обновления.

Существует три различных направления этого движения: традиционная защита природы («консервационизм»), прагматическая защита окружающей среды («энвайроментализм»), политическая и социальная экология.

В 20 веке в Европе возникло социальное движение «энвайронментализм». Оно было направлено на усиление мер по защите окружающей среды. Конечно, и уже в более ранние годы люди задумывались над вопросами поддержания экологического равновесия. Так, к примеру, еще в 1892 году в США в штате Калифорния была создана организация под названием Sierra Club, которая существует и по сей день. Ее главная миссия — исследовать, любить и защищать нетронутые уголки Земли; практиковать и способствовать ответственному использованию экосистем и ресурсов земли; научить и привлечь человечество к защите и восстановлению качества окружающей среды и социального окружения; использовать все законные средства для достижения этих целей.

Однако именно в середине прошлого столетия организации по защите окружающей среды стали наиболее активными по причине обеспокоенности общества состоянием экологии в 60-е годы. Стремительный рост производства, особенно усилившийся в 1950–1960-х диктовался экономическими интересами и политическими соображениями.

Активно начинают формироваться экологические движения в Европе и Америке. Среди европейских стран Великобритания в числе первых преступила к созданию эко-организаций. Так, в 1961 году организуется Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF). Далее к этому процессу присоединилась Франция. «Переломным» годом стал 1968 год, когда в Европе, начиная с Франции, начались массовые студенческие волнения. Протестные движения критиковали войну США во Вьетнаме, набирающую обороты философию общества потребления, недостатки капитализма, атомное вооружение и индустриальную деградацию окружающей среды. Эти настроения привели к созданию Французской Федерации Обществ Защиты Природы, призванной объединить местные природоохранные организации.

В Европе постепенно начинают организовываться другие природоохранные организации, такие как: «Друзья Земли» (FoEI) в Нидерландах в 1969 (к 1971 году становится международной сетью, распространявшей свое влияние во Франции, Великобритании, Швеции и США); «Гринпис» (GREENPEACE) в Канаде в 1971 и др. В Германии, Италии и скандинавских странах также в последующее десятилетие после 1968 года начинается создание энвайроменталистских движений.

Однако уже к концу 70-х годов началось «увядание» части эко-организаций. Это было вызвано общемировым настроем правящих элит, который в то время не предполагал серьезной заботы об окружающей среде. Период «увядания» не продлился слишком долго. Так, уже в 80-х во Франции было положено начало явлению антиглобализма. Беспокойство активистов состояние окружающей среды было тесно связано с антиполитическими настроениями в отношении атомного вопроса. Именно тогда стали появляться партии Зеленых, которые отличались более радикальными и глобальными действиями.

Грамотное информирование людей в экосфере — важный фактор приближения зеленого будущего.

Помимо сообществ, которые борются всеми силами за зеленое будущее, в 2017 году было создано сообщество экоблогеров России. Их миссия — эффективное продвижение идей экологичной жизни, обмен опытом, общие информационные компании.

Существуют такие узкоспециальные профессии как экоблоггер, экожурналист, экоспикер, которые концентрируются на проблемах окружающей среды.

Как мы уже говорили, главная цель СМИ — формирование экологического сознания посредством всех возможных методов. Один из каналов средств массовых коммуникаций — документальный кинематограф.

Экологические фильмы можно разделить на три большие группы:

  1. познавательные и просветительские;
  2. научно-публицистические;
  3. гибридный вид.

К первому типу относятся фильмы, выделяющиеся своими эстетическими качествами: доминирует восхищение феноменами природы или увлекательный рассказ о жизни животных. К просветительским фильмам относятся учебные картины, рассказывающие о законах природы.

Научно-публицистические картины можно разделись на два вида — аналитические и футурологические (антиутопия).

Гибридный вид представляет собой сочетание эстетической доминанты и тревоги за судьбу планеты или животного мира.

Кинематограф — один из наиболее активных видов изобразительного искусства, способный проникнуть в самую гущу жизни, широко и полно отражать окружающую действительность [2]. Поэтому справедливо говорить, что драматургия кадра и всего фильма в целом подкрепляется различными средствами выразительности.

Литература:

  1. Зеленое движение. Электронный ресурс. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ZELENOE_DVIZHENIE_ZELENIE.html?page=0 %2C0
  2. Головня А. Д. Мастерство кинооператора — М., «Искусство». 1996. — С. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Европа, GREENPEACE, WWF, Великобритания, гибридный вид, массовая информация, социальная экология, США, экологическое сознание.


Ключевые слова

средства массовой информации, окружающая среда, формирование экологического сознания

Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние телевидения на формирование информационной культуры школьников

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Воздействие средств массовой информации на человека

В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на человека. Представлена классификация СМИ, охарактеризованы категории предполагаемых медиаэффектов. Описана массовая коммуникация и ее роль в распространении информации.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект

Влияние СМИ на политическое сознание граждан в публичном пространстве Волгоградской области

Роль СМИ в избирательных правоотношениях

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ к...

Особенности политических коммуникаций

Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние телевидения на формирование информационной культуры школьников

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Воздействие средств массовой информации на человека

В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на человека. Представлена классификация СМИ, охарактеризованы категории предполагаемых медиаэффектов. Описана массовая коммуникация и ее роль в распространении информации.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект

Влияние СМИ на политическое сознание граждан в публичном пространстве Волгоградской области

Роль СМИ в избирательных правоотношениях

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ к...

Особенности политических коммуникаций

Задать вопрос