Ключевые слова: научно-познавательный фильм, жанры.
Сегодня жанровое разнообразие фильмов и программ, популяризирующих науку, необычайно велико. Однако все они отвечают главной цели научно-познавательного кинематографа — «формированию у зрителей научной картины мира, научного мировоззрения» [1].
Один из наиболее традиционных жанров — фильм-лекция. Лекция в данном случае определяет форму изложения подаваемого материала.
На отечественном телевидении фильм-лекцию сегодня можно встретить крайне редко. Зарубежные телеканалы довольно часто обращаются к такому виду научно-популярных программ, создавая интересный познавательный текст, сопровождающий «картинку».
Еще один жанр научно-популярного телевидения — беседа. Беседа может происходить в телестудии или научной лаборатории как между двумя или тремя учеными, заинтересованными в решении какой-либо проблемы, так и в наиболее актуальной и востребованной форме — беседа между ученым (учеными) и журналистом.
В отличие от фильмов-лекций передачи, построенные в форме беседы, имеют более свободную композиционную структуру и менее насыщены чисто научной информацией. Помимо этого, в беседе может не быть четкой логики рассуждений, и доминирует имитация живого разговора. Примером такого жанра служит передача «Истории из будущего» с Михаилом Ковальчуком.
Фильм-эссе структурно похож на фильм-беседу, однако отличие состоит в большей композиционной свободе [2]. Отличительной жанрообразующей чертой эссе как для текстовых, так и для телевизионных произведений, является выбор любой, даже самой незначительной темы для повествования. Однако предмет разговора как правило знаком и понятен для широкой аудитории зрителей. Таков цикл передач «Эволюция вещей» (канал «Москва-24»), «Красота скрытого» (канал «Культура») и др.
Еще одна популярная разновидность научно-познавательных программ — фильм-исследование. На основе этого жанра возникли такие передачи, как «Хочу верить» с Борисом Корчевниковым, проект Первого канала «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом». Главный жанрообразующий признак — исследование какого-либо вопроса. Зритель вместе с журналистом–популяризатором проводит расследование в той или иной научной сфере прямо по ходу программы.
Этот жанр породил фильмы-гипотезы, которые пользуются большой популярностью, поскольку все хочется участвовать в разгадке какой-нибудь тайны. К фильмам-гипотезам можно отнести такие телевизионные фильмы как «Великая тайна воды», «Плесень», «Мясо», «История всероссийского обмана», «Обвиняется Чарльз Дарвин» и другие. Проблема всех этих фильмов в том, что в них, наряду с проверенными фактами и научными заключениями под видом гипотез выдвигаются зачастую откровенно псевдонаучные знания.
К развлекательному жанру научно-популярной передачи можно отнести викторину — ответы на вопросы в форме игры. Однако создание такой передачи совсем не простое дело: она имеет сложную композиционную структуру, большую роль играет импровизация и игровые элементы, использование кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, а также иногда задания от зрителей.
Несмотря на то, что данный жанр имеет игровую форму, он открывает широкие возможности для пропаганды научных знаний и расширения кругозора зрителей. Преимуществом такой программы является то, что такая вопросно-ответная форма проведения передачи пробуждает у зрителей некую азартность проверить свои знания или активность, любознательность. Пожалуй, центральной передачей на отечественном телевидении этого жанра является передача «Что? Где? Когда?», которая возникла еще в 1975 году.
Фильм-размышление— один из наиболее трудных жанров научно-познавательных фильмов. Его отличительной чертой является передача или имитирование процесса мышления. Этот жанр близок к фильму-исследованию, потому что без мыслей нет исследования и наоборот. Но разница все же существенна. В фильме-размышлении авторы рассматривают какое-либо явление с разных сторон, выискивают и сопоставляют различные факты, высказывают свое мнение в результате чего получается практически полная картина с различными точками зрения на проблему. Такими были фильмы Сергея Образцова «Удивительное рядом» и «Кому нужен этот Васька». В этих картинах автор размышляет о моральных и нравственных проблемах, о истинных и мнимых ценностях, поднимает вопросы этики и эстетики, заставляя зрителя задуматься.
Еще один жанр — фильм-наблюдение. Его использование чаще всего можно встретить в фильмах о животных, когда авторы пытаются запечатлеть поведенческие особенности в условиях естественной среды обитания. С появлением новой техники для съемки сегодня сделать это намного проще, чем раньше: размеры камеры намного уменьшились и маскировать их стало значительно проще, появилась возможность дистанционного управления.
В отдельный жанр можно выделить фильм-прогноз. В этих фильмах и передачах можно видеть представления о возможном будущем: о последствиях действий человека и явлений природы, о последствиях развитии науки и техники. Однако такие картины снимают преимущественно в США. Например, в фильме «Жизнь после людей», снятого для показа на канале History Channel, различные исследователи рассуждают о том, что будет после исчезновения человеческой цивилизации, а точнее то, что станет с инфраструктурой, если все люди исчезнут. В фильме выступают представители различных профессий и представляют свое видение ситуации. Тем не менее такие фильмы относятся к научной фантастике, так как это лишь догадка о том, как может случиться, а не научные факты.
К отдельному жанру научно-познавательного фильма/телепрограммы можно отнести фильм-эксперимент, если основное место экранного повествования занимает процесс постановки научный опыта, доказывающего ту или иную выдвигаемую гипотезу. Зритель вместе с автором проходит все этапы проводимого эксперимента: процесс подготовки, осуществления и завершения, в результате чего зритель делает для себя выводы, исходя из сказанного и увиденного на экране, которые в конце программы подтверждаются ученым. Сегодня эксперимент чаще используется как дополнительный элемент в сложносоставной программе, состоящей из различных жанров.
Мы рассмотрели основные жанры научно-популярных фильмов/телепрограмм.
Форма передачи зависит прежде всего от ее содержания и нацеленности на определенную аудиторию. Избираемый авторами жанр лишь помогает лучше донести до зрителей то, что они хотят сказать зрителю.
Сегодня очень редко можно встретить передачу, сделанную с использованием одного жанра, чаще передачи и фильмы представляют собой сложную структуру, где для демонстрации каждой основной мысли используется свой отдельный метод подачи материала. Таким образом такая конвергенция, слияние нескольких жанров воедино, помогают автору программы создать уникальный и оригинальный проект или даже создать новый жанр.
Литература:
- Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. М.: МНЭПУ, 1992. С. 158.
- Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Глава 8. Жанры телевизионной журналистики.