Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 12.05.2019

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Кайтан, И. М. Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада / И. М. Кайтан, О. А. Шлекис. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58865/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: семейное воспитание, исследовательские детско-родительские проекты, универсальные учебные действия, поэтапное внедрение, защита проектов, конференция, семейные ценности.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в главе 4, статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что без поддержки родителей способно значительно снизить любые наши педагогические усилия.

Именно поэтому мы используем в своей работе одну из эффективных форм взаимодействия с семьей — индивидуальные исследовательские детско-родительские проекты.

Их задачами являются:

− расширение представлений детей об окружающем мире;

− формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;

− поддержание и удовлетворение детской любознательности;

− формирование умения находить удивительное в привычном;

− ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;

Это особенно важно сейчас потому, что в условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, владеть универсальными учебными действиями.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов. Он длится столько дней, сколько:

− у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

− взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы.

Внедрение этой формы работы проходила у нас поэтапно:

Первый этап — создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Идея реализации индивидуальных детско-родительских проектов возникла у нас после проведения интервью с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие исследователи?». На заключительный вопрос «А что вы хотели бы изучить, как исследователи?» мы получили самые разнообразные ответы: кто-то захотел узнать всё и о черепахах, кто-то о пчёлах, кого-то заинтересовали цветы, которые растут без корней, и даже на вопрос — почему в дождливую погоду так часто можно видеть червяков под ногами — дети захотели найти ответ.

В основе любого проекта лежит проблема, которую создал ребёнок. Мы определили тему проектов в зависимости от интересов детей, выявили её актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?». Вместе с детьми составили план действий по достижению цели:

− К кому обратимся за помощью

− В каких источниках можно найти информацию

− Что мы можем получить в результате поиска.

Приступая к работе, дети имели некоторые стартовые знания, умения. Готовые новые знания для детей в ходе проекта мы давали, но в очень незначительном объёме. В остальных случаях мы наталкивали детей на путь самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы взрослых и т. д.). Мы не объясняли и не демонстрировали детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путём прямого подражания. Не порицали детей за сделанные ими ошибки.

Второй этап — связан с информированием родителей. На информационном стенде для родителей размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определённому проекту.

Родители подключились к этой работе с удовольствием. Совместный сбор материалов, изготовление плакатов, схем и моделей, создание презентации вовлекало их в воспитательно-образовательный процесс, раскрывало творческие способности их детей. Родители становились непосредственными участниками образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

В ходе работы в помощь родителям нами проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности, беседы и консультации, оформлялись папки передвижки по теме.

На третьем этапе дети оформляли свои проекты. Мы все некоторое время как бы проживали тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение энциклопедий и познавательной литературы, просмотр познавательных видеофильмов, рассматривание иллюстраций и фотографий, опыты и эксперименты, продуктивную деятельность.

Родители помогали ребёнку оформить результаты всей этой работы в форме презентаций, альбомов, схем и моделей. Они помогали, но организатором проекта был он сам.

На четвертом этапе — проходила защита проекта. Ребенок вместе с родителями «подавал заявку на защиту проекта», то есть сообщал воспитателю, что они готовы поделиться с детьми группы своими новыми знаниями.

Так были созданы индивидуальные детско-родительские исследовательские проекты на самую разнообразную тематику под общим названием «Хочу всё знать».

Все проекты получились интересными и познавательными.

С презентацией одной из проектных работ наша воспитанница Надя М. выступила и стала призёром на Х научно-практической конференции «Время открытий», организованной НИУ ВШЭ.

Результаты своего первого исследовательского опыта юные исследователи представили на конференции детско-родительских проектов, организованной нами в комплексе школы. Зрителями были педагоги ДОУ, дети, а также родители участников. Они смогли увидеть результат своего труда воочию. Восторг, радость, гордость за своего ребенка переполняли их.

Задачи конференции — создание условий для самореализации детей, для научного общения, развития навыков публичного выступления — были выполнены.

После каждой презентации дети задавали много вопросов, а юные исследователи старались ответить на них.

В заключение все юные исследователи были награждены грамотами.

Мы пришли к выводу, что детско-родительские проекты объединяют детей, родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Часто мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Считаем, что детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя. Такую возможность предоставляет технология проектирования, обеспечивающая каждому ребенку признание его важности и необходимости в детском коллективе.

Мы убедились, что реализация детско-родительских проектов помогает сплотить семьи, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. Особое значение имеет и совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, в общении со взрослыми, она способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Немаловажно и то, что использование метода проектов в работе с дошкольниками помогает активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные исследовательские проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. — 2008.- № 3.- С. 6–12.
  2. Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч. 2001.№ 4.-С. 16–17.
  3. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. — сост. Л. С. Киселева. — М.:АРКТИ, 2006.-96с.
  5. Семейные проекты /О. Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004.№ 2.-С. 25–28.
  6. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. — СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2012. — 96с.
  7. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50–1–0–105
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проект, родитель, детский сад, знание, окружающий мир, работа, Российская Федерация, семейное воспитание.


Ключевые слова

конференция, Семейное воспитание, универсальные учебные действия, семейные ценности, исследовательские детско-родительские проекты, поэтапное внедрение, защита проектов

Похожие статьи

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Метапредметный проект в средней школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Проект как средство укрепления детско-родительских отношений

В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения

Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Похожие статьи

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Метапредметный проект в средней школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Проект как средство укрепления детско-родительских отношений

В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения

Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Задать вопрос