В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физической культурой на личностные качества студента и его представления. Изучается связь культуры здорового образа жизни и духовной культуры личности.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, личность, духовность, личностные качества.
Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Физическое воспитание, в первую очередь, направлено на решение таких оздоровительных задач, как укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности, а также формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков. В образовательных учреждениях физическое воспитание студентов проводится в форме занятий по физической культуре, предполагающих прохождение определенной программы, включающей в себя получение зачётов и сдачу определённых нормативов.
Но помимо улучшения физической формы и здоровья студентов физическое воспитание предполагает также и решение воспитательных задач, а именно формирование моральных и волевых качеств студентов и их духовное воспитание. «Физическое воспитание само по себе является интегративным педагогическим процессом, в котором решаются не только специальные задачи данного вида воспитания (развитие физических качеств, формирование двигательных навыков, укрепление здоровья), но и общие задачи формирования личности» [1]. Такое воспитание должно прививать студентам определённые качества и моральные ценности.
Духовная культура личности представляет из себя достаточно широкое понятие, включающее целую совокупность личностных характеристик, знаний, стремлений, чувств и потребностей. Её структуру можно рассмотреть в качестве системы, представляющей собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение. Духовность связана, прежде всего, с эмоционально-созерцательной стороной сознания и даёт ценностное знание и ориентацию в мире. Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. «Физическая культура представляет идеал физически подготовленного человека. В процессе физического совершенствования молодые люди руководствуются данным идеалом» [1]. Физическое воспитание учит студентов не только ставить перед собой цель, но и добиваться успеха в своих начинаниях, не бояться препятствий и постоянных нагрузок. Человек, регулярно занимающийся тренировками, формирует свои собственные принципы, мотивы и цели, таким образом, укрепляя свой дух, свои духовные качества и в полной мере осознавая себя как индивидуума, как личность со своей системой ценностей.
Занятия физической культурой являются неотъемлемой частью программы подготовки будущих специалистов во всех высших учебных заведениях. На них студенты получают широкий набор многогранных качеств, необходимых для всесторонне развитой личности, которая добивалась бы успехов в своей области и приносила бы пользу обществу. Среди таких качеств можно выделить дисциплинированность и самоконтроль, которые студент приобретает на уроках физической культуры, требующих максимально организованности и постоянной эффективной работы даже в трудных условиях. Эти качества личности, характеризующие её как сильную и уверенную в себе, являются одними из основных качеств успешного специалиста, эффективно выполняющего свои должностные обязанности. Также, на занятиях физической культурой, студенты приобретают такие ценные качества, как настойчивость и целеустремленность, которые делают из человека настоящего лидера, умеющего достигать поставленных целей и добиваться успеха. Такие волевые качества характеризуют будущего специалиста, как духовно развитую личность, заинтересованную в постоянном развитии и расширении своих познаний и навыков.
На занятиях физической культурой диктуются условия, требующие от студентов выполнения тех или иных нормативов, достижения определённых результатов. Это обязывает учащихся постоянно поддерживать и улучшать свои физиологические и психологические характеристики. Для этого необходимы не простые фактические тренировки и упражнения, а продуманный и грамотный подход к организации многих аспектов жизни: нормальный, постоянный режим дня и режим питания, количество и качество физических нагрузок, эмоциональное настроение, психологическое состояние, система ценностей, поддержание своего здоровья. Таким образом, студенты учатся самостоятельно организовывать свою жизнь с учётом своей системы ценностей, переосмысливают свои взгляды, определяют свои духовные ценности.
Здоровье сформировавшейся личности можно определить как совокупность трёх аспектов: физическое, духовное и социальное здоровье. Причём все три аспекта находятся в теснейшей взаимосвязи. Обучение специалиста основывается на создании полноценной личности путём знакомства с культурой каждого аспекта и его развития. Программы высших учебных заведений включают в себя занятия по духовной, социальной и физической культуре. Таким образом, понятия физической культуры и духовной являются компонентами понятия культуры личности, могут быть рассмотрены как единое целое. «Отталкиваясь от идеи единства телесного и духовного начал, присутствующих в физической культуре, а также от фундаментальных исследований закономерностей эволюционного развития моторики в онтогенезе человека, физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов деятельности на всем протяжении человеческой жизни, играющей на разных этапах его развития различную, но очень весомую роль» [2].
Делая вывод, можно уверенно говорить о неразрывной связи физической и духовной культуры как инструмента раскрытия внутреннего потенциала личности. Занятия физической культурой предоставляют студентам возможность для реализации своего потенциала и самостоятельного развития свои как физиологических, так и личностных качеств.
Литература:
- Миронов И. Л., Никитина С. С. Духовное и физическое воспитание студентов — пути интеграции // Международный научный журнал «Символ науки» № 12–2/2016. с. 226–228.
- Гавага В. В., Доценко Ю. А. Проблемы духовности, нравственного воспитания студентов в ВУЗе средствами и методами физического воспитания // «Народное образование. Педагогика». 2008.
- Пискайкина М. Н., Суркова Д. Р. Влияние физической культуры на формирование личностных качеств современной молодёжи // OlymPlus. Гуманитарная версия. № 1. 2015. с. 34–37.
- Ларина Е. М. Формирование физической культуры личности студентов в условиях модернизации образования // Российский государственный социальный университет. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва. 2006.