В современном мире на данном этапе развития рыночной экономики набирает обороты распространение договора возмездного оказания медицинских услуг. Совместно с этим, статистика указывает и на наличие множества несовершенств правового характера, устранение которых возможно при глубоком анализе указанных вопросов, и соответственно, регулировании на законодательном уровне.
Оглядываясь на наше великое государство, напрашивается мнение о том, что такой в большой стране вопрос оказания медицинских услуг должен регулироваться наиболее дотошно, ведь это говорит о силе и духе нации, но погрешности есть и все же дают о себе знать.
Нарушение законных прав как врачей, так и пациентов в основном происходит из-за пробелов, противоречий, недостаточно четкого регулирования вопроса предоставления услуг медицинского характера.
Если подойти к вопросу с юридической точки зрения, то гражданско-правовой договор на оказание услуг медицинского характера не представляет особой сложности. И в тоже время — это основное средство регулирования правоотношений между потенциальным услугодателем (врачом) и услугополучателем (пациентом).
Суть договора на оказание медицинских услуг заключается в том, что это соглашение, в котором четко оговариваются стороны правоотношений, устанавливаются конкретные требования к будущим действиям с обеих сторон, стоимость оказываемых услуг и т. д.
Согласно ст. 779 п.1 ГК РФ, медицинские услуги представляют собой частные случаи возмездного оказания услуг.
В свою очередь, указанные услуги могут предоставляться в следующих формах:
1) реабилитационной;
2) профилактической;
3) зубопротезной;
4) протезно-ортопедической;
5) лечебно-профилактической.
Несмотря на наличие различных видов оказания услуг медицинского характера, цель их одна — укрепление здоровья человека, а также сохранение полученных результатов [1, ст. 779].
Если обратиться к норме ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, то мы выясним, что понятие «услуга медицинского характера» включает в себя достаточно широкий комплекс медицинских действий, то бишь медицинские услуги — это медицинские вмешательства реабилитационного, лечебно-диагностического, профилактического и иного характера, проводимое с целью достижения укрепления здоровья пациента.
Также следует отметить особенность медицинских услуг, которая стала причиной основного количества возникающих проблем. А именно, законодатель не указал на то, что при оказании услуг, необходимо прийти к конкретному положительному результату. Данный момент указывается в Постановлении Конституционного суда № 1-П от 23.01. 2007 года. Вместе с этим, данная норма вводит в заблуждение, как пациента, так и врачей. Потому что пациент, уплачивая немаленькие суммы в мед. учреждение, хотел бы получать высокие гарантии достижения положительного результата, точнее говоря, восстановление своего утраченного здоровья.
Медицинские учреждения со своей стороны выполняют все необходимые условия: имеют лицензию на оказание медицинских услуг, нанимают на работу высоко квалифицированных сотрудников, обладающих большим опытом работы, закупаются дорогим оборудованием для диагностики и лечения пациентов, и т. д. [3] Но, несмотря на все старания, объективно исполнитель не может давать 100 % гарантию достижения конкретного результата.
Следует также подчеркнуть, что повышение качества оказываемых медицинских услуг должно стоять на первом месте, касаемо вопросов здравоохранения. Также на уровне правовой регламентации данный вопрос следует ввести в качестве существенных условий гражданско-правового договора. То есть в самом договоре в обязательных условиях должен стоять вопрос о качестве оказываемых услуг. Говоря о качестве, стоит отметить, что понятие — это довольно субъективно и тесно связано с личностью врача, непосредственно оказывающего услуги медицинского характера. Ведь оно зависит от различных факторов: опыта врача, уровня его образования, его действий в критической ситуации и т. д. [4, 11] Не стоит также забывать, что качество оказываемых услуг зависит и от объективных факторов: новизны оборудования мед. учреждения, наличие всех необходимых лекарственных препаратов и материалов и т. д. [2, 6724]
Достижение положительного результата оказания мед. услуг в гражданском законодательстве не предусматривается, что является недоработкой со стороны законодателя. К примеру, в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривается достижение ранее планированного результата, а в нормах ГК РФ — нет. Таким образом, мы наблюдаем конкуренцию двух норм. Руководствуясь логикой, законодатель видимо предполагает, что достижение конкретного результата должно обговариваться между пациентом и врачом. Но наиболее остро данный вопрос возникает, например, когда услуга оказана, но предполагаемый результат не достигнут. И вопрос: «Следует ли оплачивать услуги врача, если в итоге результат не устраивает пациента?» К примеру: после проведения процедуры ЭКО женщине так и не удалось забеременеть или вставленная коронка зуба не соответствует точному размеру, что приносит дискомфорт пациенту и т. д.
Согласно ФЗ «О защите прав потребителей» заказчик может в одностороннем порядке потребовать возврата уплаченных денег, если была оказана услуга некачественно. Но в таком случае будет игнорироваться принцип разумности и справедливости, ведь врач и мед. учреждение сделали все от них зависящее (приобрели дорогое оборудование, произвели все необходимые исследования, определили методы лечения и т. д.)
Результат может оказаться отличным от ранее планированного по следующим причинам:
1) были выбраны неверные методы лечения пациента;
2) сам пациент не соблюдал указаний врача;
3) изменилось состояние здоровья пациента в отличие от периода начала обращения в мед. учреждение.
Вследствие вышеуказанного следует, что исполнитель, то бишь мед. учреждение должно нести ответственность в том случае, если услуга была оказана ненадлежащим образом. А выяснить это помогает федеральный государственный стандарт. И, соответственно, законодатель должен признать оказываемую услугу некачественной, если она нарушает нормы государственного стандарта. И после этого уже следует руководствоваться законом «О защите прав потребителей» и восстановить нарушенные права.
И подводя итог отметим, что гражданско-правовой договор заключается между мед. учреждением и пациентом в целях улучшения здоровья последнего, но у него отсутствуют гарантии на положительный результат. Что и предлагается исправить на законодательном уровне. Следует учитывать, что данные правоотношения находятся на раннем этапе развития, тем самым необходимо время для их усовершенствования.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.11.2013). / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32.
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства. 2011 № 48, ст. 6724.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева»// Российская газета. 2007. № 22.
- Сироткина А. А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004. С.11