Ключевые слова: индекс конкурентоспособности, метод радара, система экспертных оценок, салон красоты.
На современном этапе развития российской экономики и рынка, предприятиям для выживания и удержания своих позиций необходимо быть конкурентоспособными — это значит знать не только свои сильные и слабые стороны, но и слабости конкурентов; уметь организовывать эффективный комплекс маркетинговых коммуникаций. Для этого важно учитывать запросы потребителей в рамках целевого рынка.
Оценку конкурентоспособности (КСП) ООО «Академия красоты «Шик бьюти» (далее АК «Шик бьюти») выполним по методике определения индекса конкурентоспособности и построения радара.
Вначале определим параметры оценки КСП. Для выявления ключевых факторов успеха был проведен опрос постоянных клиентов салона красоты АК «Шик бьюти» в количестве 23 человека. По итогу опроса выделены десять значимых параметров для потребителей.
Далее выполним к анализу конкурентов. Для этого дополнительно взяты четыре участника отрасли, которые имеют пересекающейся спектр предоставляемых услуг с рассматриваемым предприятием:
- Салон красоты «Астория»;
- Салон-парикмахерская «Шпилька»;
- Салон красоты «Жемчуг»;
- Салон-парикмахерская «Орхидея».
Путём экспертного опроса были выставлены оценки по ранее определенным параметрам каждому участнику рынка (таблица 1). Система экспертных оценок по 10-ти бальной шкале, при условии «10» — высокая оценка, высокий уровень развития параметра; «0» — минимальная оценка, низкий уровень развития параметра. Эти оценки суммируются для получения комплексного показателя конкурентоспособности организации [1]. Экспертная группа состояла из 5 человек: ассистент маркетолога, маркетолог, директор и администраторы салона красоты.
Таблица 1
Средние оценки фирм по параметрам конкурентоспособности
Название фирм |
Цена/качество |
Нормы СанПин |
Местоположение |
Ур. обслуж |
Атмосфера |
Квал. мастеров |
Время работы |
Чистота всалоне |
Ассортимент услуг |
Парковка |
Ʃ |
Пкон |
Корг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
Астория |
7,8 |
8 |
3 |
7 |
8 |
7,1 |
9 |
9 |
6 |
9 |
73,9 |
144,34 |
0,49 |
Шпилька |
8 |
8 |
9 |
8 |
8,8 |
8 |
9 |
10 |
5,4 |
9 |
83,2 |
187,86 |
0,64 |
Жемчуг |
7 |
6 |
7 |
8 |
7 |
5,4 |
8 |
9 |
7 |
2 |
66,4 |
125,67 |
0,426 |
Орхидея |
6,5 |
7 |
7 |
6,6 |
9,1 |
6,4 |
7 |
7,2 |
3,6 |
5 |
65,4 |
121,72 |
0,41 |
АК Шик бьюти |
7,4 |
8 |
9 |
7,8 |
9 |
8 |
7 |
10 |
8 |
9,1 |
83,3 |
182 |
0,62 |
Эталонный показатель — П |
295 |
||||||||||||
Оценка КСП организации на основе радара позволяет объединить разномерные показатели в один интегральный показатель — коэффициент конкурентоспособности. Достоинством данного метода является его наглядность (рис.1). С помощью радара можно легко найти слабые стороны оцениваемой организации.
Однако этот метод имеет и недостатки: модель не учитывает конкретные требования рынка, все показатели имеют одинаковую значимость, что снижает точность оценки [1].
Рис. 1. «Радар» конкурентоспособности фирм
Рассчитаем индекс конкурентоспособности организаций. Он включает два этапа.
Этап 1. Определение площади радара для конкретной оцениваемой фирмы.
(1),
где Пкон — площадь основания пирамиды (многоугольника конкурентоспособности организации);
— угол между векторами в многоугольнике (основании), т. к. векторов в модели десять, то угол будет равен 36֯.
Рассчитаем площадь основания пирамиды для АК «Шик бьюти»:
Пкон = 1/2*0,59*(7,4*8+8*9+9*7,8+7,8*9+9*8+8*7+10*8+8*9,1+9,1*7,4) =181,997 ≈ 182
Этап 2. Рассчитывается индекс конкурентоспособности.
(2),
где Корг — индекс конкурентоспособности n-ой фирмы;
П — эталонный показатель площади радара [1].
Рассчитаем индекс конкурентоспособности для АК «Шик бьюти»:
Корг = 182/295 = 0,6169 ≈ 0,62
Согласно методике рассчитаем индекс конкурентоспособности организаций. В результате расчётов (таблица 1) величина индекса конкурентоспособности составила: для салона красоты «Астория» — 0,49, салона-парикмахерской «Шпилька» — 0,64, салона красоты «Жемчуг» — 0,43, салона-парикмахерской «Орхидея» — 0,41 и для АК «Шик бьюти» — 0,62. Можно сделать вывод, что АК «Шик бьюти» является более конкурентоспособным предприятием, чем остальные объекты исследования, кроме салона-парикмахерской «Шпилька», это связано с удобным географическим расположением, наличием парковки и широтой ассортимента услуг, по мнению экспертов.
Для повышения конкурентоспособности салону предлагается: пересмотреть уровень цен, повысить качество обслуживания клиентов и уменьшить скорость обслуживания.
Для уменьшения скорости обслуживание возможна реализация следующих мероприятий:
– составление скриптов администраторам для работы с клиентами во время звонка;
– обучение персонала (обязательно проводить вводное обучение администраторов, а также анализ работы лучших сотрудников.);
– налаживание командного взаимодействия (Проведение брифингов.)
В случае реализации мероприятия АК «Шик бьюти» по уменьшению времени работы с клиентами индекс КСП составит 0,64. Это значит, что индекс КСП изменился на 1 %.
Литература:
- Конкурентное состояние организации и продукции [Электронный ресурс] // — http://www.aup.ru/books/m1517/3_1.htm (дата обращения 18.11.2018).