Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов районных изданий Приволжского федерального округа в современной медиасистеме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, Е. В. Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов районных изданий Приволжского федерального округа в современной медиасистеме / Е. В. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 417-422. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58908/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения функционирования сайтов районных изданий с целью увеличения их посещаемости и привечения потенциальных рекламодателей, так как на смену традиционным СМИ приходят, а в некоторых случаях уже пришли, электронные.

Ключевые слова: интернет-СМИ, ресурс, сайт, издание, публикация, районное издание, районное СМИ.

Телевидение, радио и Интернет принято считать электронными средствами массовой информации. Возникновение первых электронных публикаций и электронных изданий исторически приходится на вторую половину 80-х годов XX века. Это связано с быстрым развитием электроники и компьютерных информационных технологий в предыдущие десятилетия. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Вслед за этим, уже в конце XX века периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, прежде всего, в Интернете.

В России электронные сети становятся новым видом СМИ примерно в 1990-е годы. Интернет начинают рассматривать как глобальное средство массовой информации. Сетевые (электронные) СМИ регулируются правилами, установленными для радио- и телепрограмм как распространяющих массовую информацию через «иные телекоммуникационные сети» [1].

На сегодняшний день Интернет предоставляет даже небольшим районным изданиям широкий круг возможностей для совершенствования процесса передачи информации большому числу пользователей.

Электронный (или сетевой) журнал (газета) – периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях цифровой информации.

Электронные журналы (газеты) можно разделить на три группы:

  1. Параллельные электронные журналы – электронные версии традиционных печатных изданий. Печатная и электронная версии полностью идентичны;
  2. Интегрированные электронные журналы издаются в двух видах, которые, существуя отдельно, дополняют друг друга;
  3. Оригинальные электронные журналы – выпускаются только в электронном виде.

Конкуренция интернет-СМИ и традиционных, вне всякого сомнения, очевидна, так как СМИ одной тематики, специфики нацелены примерно на одну и ту же аудиторию. Несомненно, все идет к тому, что печатным СМИ рано или поздно придется покинуть медиарынок.

Из доклада Фонда развития гражданского общества «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы» можно выделить следующие тезисы:

  1. Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом.
  2. Продолжится падение совокупных тиражей и аудитории печатных изданий. Одновременно с этим будет происходить падение рекламных доходов и доли прессы в общем объеме рекламных бюджетов. Эта ситуация будет вынуждать издания второго и третьего эшелонов либо закрываться, либо уходить в интернет, а лидеров рынка – искать новые форматы присутствия на рынке и монетизации контента.
  3. Деловые и специализированные издания, обладающие стабильной и лояльной аудиторией, постепенно будут вводить платный доступ к материалам своих сайтов, так называемый paywall. В этом случае ставка делается на максимизацию прибыли от распространения контента в ущерб рекламным доходам. Несмотря на популярность этой модели в США и Европе, в России она, наиболее вероятно, не станет доминирующей. [2]

Рассмотрим примеры районных изданий Приволжского федерального округа, которые выпускаются как в печатном, так и электронной варианте:

  1. «Уренские вести» (Нижегородская область, Уренский район)
  2. «Сельская новь» (Кировская область, Нолинский район)
  3. «Куранты-маяк» (Пензенская область, Нижнеломовской район)
  4. «Зори плюс» (Пермский край, Добрянка)
  5. «Нократ» (Республика Татарстан, Мамадышский район)

I. Посещаемость

Для сравнения посещаемости сайтов районных изданий, необходимо учитывать численность населенных пунктов, в которых проживают потенциальные читатели и на которых в первую очередь рассчитаны ресурсы:

– Уренский район Нижегородской области – 28 736 чел.

– Нолинский район Кировской области – 19 556 чел.

– Нижнеломовской район Пензенской области – 38 035 чел.

– Добрянский район Пермский край – 55 578 чел. (2019 г.)

– Мамадышский район Республика Татарстан – 42 021 чел. (2019 г.) [3]

В таблице 1 приведены посещаемость сайтов пяти исследуемых изданий за апрель 2019 года.

Таблица 1

Сравнение посещаемости сайтов районных изданий

Название интернет-СМИ

Посещаемость (апрель 2019)

«Уренские вести» (Уренский район Нижегородской области)

Просмотры: 10, 856

Посетители: 3492

«Сельская новь» (Нолинский район Кировской области)

Просмотры: 2, 786

Посетители: 1, 308

«Куранты-маяк» (Нижнеломовской район Пензенской области)

Просмотры: 2, 109 Посетители: 391

«Зори плюс» (Добрянский район Пермский край)

Просмотры: 196, 620

Посетители: 54 598

«Нократ» (Мамадышский район Республика Татарстан)

Просмотры: 431,990

Посетители: 265,220

По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод, что самым посещаемым сайтом электронной версии газеты является «Нократ», хотя численность населения Мамадышского района уступает Добрянскому. На мой взгляд, это связано с отсутствием конкурентов у татарстанского издания, тогда как информационному сайту «Зори плюс» приходится бороться за читателя.

II. Индекс цитирования

Немаловажным является такой показатель, как индекс цитирования (ИЦ) или тематический индекс цитирования (тИЦ).

Индекс цитирования (ИЦ) — показатель поисковой системы, вычисляемый на основе числа ссылок на данный ресурс с других ресурсов сети Интернет. В простейшей разновидности индекса цитирования учитывается только количество ссылок на ресурс. Тематический индекс цитирования (тИЦ) учитывает также тематику ссылающихся на ресурс сайтов, а взвешенный индекс цитирования — популярность ссылающихся сайтов (также в большинстве случаев вычисляемую на основе индекса цитирования). [4].

Таблица 2

Сравнение индекса цитирования исследуемых ресурсов

Сайт

Индекс цитирования

«Уренские вести» (Уренский район Нижегородской области)

180

«Сельская новь» (Нолинский район Кировской области)

30

«Куранты-маяк» (Нижнеломовской район Пензенской области)

30

«Зори плюс» (Добрянский район Пермский край)

1100

«Нократ» (Мамадышский район Республика Татарстан)

650

Исходя из данных, приведенных в таблице, следует, что высокий индекс цитирования вовсе не является гарантом высокой посещаемости сайта. Правда, говоря об индексе цитирования стоит учитывать и дату создания ресурса. Так «Уренские вести» функционируют с 2012 года, «Сельская новь» – с 2010, «Куранты-маяк» – с 2010, «Зори плюс» – с 2006, «Нократ» – с 2011 года. Вполне вероятно, высокий индекс цитирования издания Добрянского района связан с тем, что сайт дольше остальных исследуемых находится в информационном пространстве Интернет.

III. Аудитория

Понятие «аудитория» происходит от слова auditorium, которое в переводе означает «место для слушания». В теории журналистики аудитория определяется как совокупность людей — адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Основным потребителем информации СМИ сферы досуга является массовая аудитория. Именно потребление является главной целью производителей предметов массовой культуры. Для массовой аудитории характерны неоднородность, рассредоточенность и анонимность. Массовая коммуникация является той питательной средой, в которой распространяются образцы поведения и происходит воспроизводство «массы». [4]

В таблице 3 приведены данные LiveInternet.Ru о возрасте и географическом положении посетителей сайтов за апрель 2019 года.

Таблица 3

Сравнение аудитории сайтов (апрель 2019 года)

Название ресурса

Возраст и пол

География

«Уренские вести» (Уренский район Нижегородской области)

Женщины 25-34 (16%),

Женщины 18-24 (14,4%),

Женщины старше 45 (11,2%)

Нижний Новгород,

Москва,

Санкт-Петербург

«Сельская новь» (Нолинский район Кировской области)

Женщины 25-34 (15,1%)

Мужчины 25-34 (14,6%)

Женщины 35-44 (13,3%)

Киров,

Москва,

Нижний Новгород

«Куранты-маяк» (Нижнеломовской район Пензенской области)

Мужчины 24-34 (21,2%),

Женщины 18-24 (15,2%),

Женщины 35 – 44 (9,8%)

Пенза,

Москва,

Саратов

«Зори плюс» (Добрянский район Пермский край)

Мужчины – 86%,

Женщины – 14%

Информация

отсутствует

«Нократ» (Мамадышский район Республика Татарстан)

Женщины 25-34 (28,7%)

Женщины старше 45 лет (15,8%)

Женщины 18-24 (14,9%)

Москва,

Казань,

Нижний Новгород

Из данных таблицы следует, что практически в каждом случае посетителями сайтов являются женщины до 34 лет. В большинстве своем основная доля посетителей – это жители районов, к которым относятся сайты изданий и на территори которых распространяется его печатная версия. Исключение составляет веб-ресурс Мамадышского района Татарстана «Нократ».

IV. Дизайн сайта

Цель любого владельца ресурса – привлечь как можно больше читателей и удержать их, сделать так, чтобы у посетителей было желание вернуться снова. Большую роль, помимо контента, играет дизайн. Успех любого сайта, в том числе и сайта печатного издания зависит от его грамотного оформления. Ресурс должен быть оснащен рубрикатором, формой для поиска, содержать контактную информацию для связи с редакцией, возможность подписки на новости, и что немаловажно для интернет-версии печатного издания – иметь на сайте pdf-версию газеты (журнала).

Таблица 4

Сайт

Рубрикатор и число рубрик

Форма поиска по сайту

Контак.

инф-я

Доступность

коммент-я

Наличие

pdf-версии

«Уренские вести»

есть (15) (скрыта)

есть

есть

есть

Есть

«Сельская новь»

есть (10)

есть

нет

есть

есть (платная)

«Куранты-маяк»

есть (18)

есть

есть

есть

Нет

«Зори плюс»

есть (10)

есть

есть

есть

Нет

«Нократ»

есть (8)

есть

есть

есть

Нет

При изучении сайтов мне удалось обнаружить следующее:

– рубрикатор на сайте «Уренские вести» скрыт и его с первого раза сложно обнаружить, что достаточно неудобно для посетителей;

– pdf-версия печатного издания есть всего на двух сайтах: «Уренские вести» и «Сельская новь», в последнем случае платная;

– при переходе в раздел «Контактные данные» на сайте «Сельская новь» отсутствует информация;

– больше всего рубрик на сайте «Куранты Маяк», и это как раз тот случай, когда много не значит хорошо.

Остановлюсь подробнее на комментариях, так как считаю, что активность пользователей – это доказательство успешности сайта. Комментарии играют большую роль в продвижении интернет-ресурсов, а значит, не только нужны – обязаны быть на любом серьезном сайте или блоге. Вот лишь некоторые преимущества, которые получает сайтовладелец от их размещения на своем ресурсе.

  1. Активное обновление контента.
  2. Улучшение поведенческих факторов.
  3. Продвижение по низкочастотным запросам.
  4. Повышение коммерческой привлекательности проекта в глазах рекламодателей. [5]

На ресурсах «Куранты плюс» и «Уренские вести» комментарии отсутствуют, хотя возможность комментировать публикации есть. На сайте «Сельская новь» последний комментарий датирован 2015 годом, на «Нократе» – 7 мартом 2019 года. Самые «свежие» комментарии на сайте «Зори плюс» – 25 апреля 2019 года (на 3 мая 2019 года).

V. Частота обновления контента и наличие рекламы

Таблица 5

Сайт

Частота обновления

Наличие рекламы

(коммерч., социальная)

«Уренские вести»

0 – пять постов в день*

отсутствует, но есть объявления для рекламодателей

«Сельская новь»

два-четыре поста в неделю

отсутствует

«Куранты маяк»

один – два поста в день

социальная

«Зори плюс»

один-три поста в день

коммерческая

«Нократ»

Шесть-двенадцать постов в день

коммерческая и социальная

*- могут несколько дней отсутствовать новости

Данные, приведенные в таблице, позволяют судить о том, что частота обновления контента напрямую влияет на посещаемость. Наиболее посещаемым сайтом из исследуемых является «Нократ», и новостная лента ресурса обновляется чаще, чем на других сайтах.

VI. Использование медиафайлов

Мультимедийный контент интернет-СМИ отличается следующими чертами: модульность, интерактивность, гипертекстуальность, неиерархичность, комбинация целого ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя. Выделяется четыре общности мультимедийных средств, которые используются в современной интернет-журналистике: базовые элементы, синтетические формы, игровые формы, мультимедийные проекты. К базовым элементам относятся: изображения, видео, аудио, инфографика. Специфика использования данных элементов – в их равноправии. То есть, они чередуются с текстом не только для привлечения внимания, но и несут информацию. В процессе мультимедийного сторителлинга создается единый текст из мультимедийных элементов [6; с. 101]

Наличие медиафайлов делает сайт привлекательнее для посетителей. Руководствуясь этим, большинство интернет-версий печатных изданий размещает на сайте фото и видеорепортажи (реже аудиофайлы). Большая часть ресурсов, рассматриваемых мной, практически не уделяет внимания медиафайлам. Видео присутствует только на сайте татарстанского издания «Нократ». Этот ресурс также активно использует фотографии, оснащая ими практически каждую новость. Несомненный плюс наличие фотогалереи. Неплохо используются изображения на сайте «Сельская новь»: здесь крупные яркие фотографии, но как таковая фотогалерея (фотоальбомы) отсутствует. Интернет-издание «Куранты маяк» оснащено фотогалереей, правда выглядит она непривлекательно, и теряется на главной странице сайта.

VII. Интеграция с соцсетями

Интеграция сайта с социальными сетями (или, иначе говоря, синхронизация с соцсетями) – это процесс технического "прикрепления" определенного проекта к страницам в популярных сетевых ресурсах, таких как Facebook, LiveJournal, VK (Вконтакте), Twitter, Мой Мир, Одноклассники и другие. [7]

Таблица 6

Название сайта

Интеграция с соцсетями

«Уренские вести»

«ВКонтакте» и «Одноклассники»

«Сельская новь»

отсутствует

«Куранты маяк»

отсутствует

«Зори плюс»

«ВКонтакте» и «Одноклассники»

«Нократ»

«ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграм», «Фейсбук», «Твиттер»

Таким образом, единственный ресурс, который осуществляет интеграцию практически со всеми соцсетями – это сайт «Нократ». Отсюда можно сделать вывод, что интеграция с соцсетями – одна из составляющих успеха интернет-СМИ.

Немаловажным является наличие виджетов – отдельных модулей, встраиваемых на сайт. Виджеты социальных сетей, как правило, призывают к совершению действия. Бывают виджеты, позволяющие опубликовать ссылку на сайт на своей странице в социальной сети, виджеты, стимулирующие вступить в сообщество, также они необходимы для комментариев. Виджеты, позволяющие опубликовать ссылку на своей странице, на данный момент предоставляют все социальные сети. Обычно они выглядят, как кнопка с логотипом социальной сети и надписью «поделиться» рядом с ней. В уменьшенном варианте это может быть просто кнопка с логотипом социальной сети. [8]

Выводы

Электронные версии газет читает безусловно большее количество людей, потому что это всегда доступно: газету можно читать дома, на работе или, например, с мобильного телефона. Часто электронные версии газет появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ – их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

Проведя сравнительно-сопоставительный анализ пяти сайтов районных изданий Приволжского федерального округа можно утверждать, что высокая посещаемость ресурса – это слагаемое нескольких факторов: удобных в использовании функций сайта, интеграции с соцсетями, наличия медиафайлов, частоты обновления контента. Из рассмотренных сайтов абсолютным лидером является «Нократ» (Мамадышский район, Татарстан), так как он успешно сочетает все факторы, необходимые для достижения успеха.

Литература:

  1. Мишина Л.А. Связи с общественностью. Шпаргалка / Л.А. Мишина. – Москва: Окей-книга, 2009. – 333КБ)
  2. Сайт «Мир прогнозов»
  3. Википедия
  4. Журналистики сферы досуга: учеб. пособие / под общ. Ж9 1 ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. — СПб.ББК 76.0-923
  5. Сайт «GdePost» https://gdepost.com/blog/nuzhny-li-kommentarii-na-sajte
  6. Волкова И. И. Игровые форматы мультимедийной журналистики [Электронный ресурс]. – URL: http: //cyberleninka.m/article/n/igrovyeLformatyLmultimediynoyLzhurnalistiki
  7. Сайт i-Actions https://www.i-actions.ru/resourses/integracija_s_socialnymi_setjami.html
  8. Сайт Wptheme.us https://www.wptheme.us/2013/11/integraciya-sajta-s-socialnymi-setyami/
Основные термины (генерируются автоматически): сайт, Мамадышский район, Татарстан, Добрянский район, индекс цитирования, Кировская область, Нижегородская область, Нолинский район, Пензенская область, Пермский край, Уренский район.


Ключевые слова

публикация, ресурс, сайт, издание, Интернет-СМИ, районное издание, районное СМИ

Похожие статьи

Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона

В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования ...

Взаимосвязь отдела рекламы и СМИ

В научной статье представлены результаты анализа особенностей взаимосвязи отдела рекламы предприятия и средств массовой информации. Рассмотрено практическое значение СМИ, как средства ведения рекламной деятельности с целью привлечения новых клиентов.

Анализ российского и зарубежного опыта формирования имиджа региона

В данной статье автор подробно разбирает отечественный и зарубежный подход к термину «имидж». С помощью сравнительного анализа выделены основные тезисы современных исследователей в области регионального имиджмейкинга. Также указаны методы конструиров...

Интерактивные коммуникации в рамках образовательной политики вуза на примере Донского государственного технического университета

Авторами в рамках данной статьи актуализированы и представлены все интерактивные каналы коммуникации, через которые вуз может в полной мере осуществлять коммуникации с группами аудиторий. В целом, в рамках данной статьи были рассмотрены такие интерак...

Основные аспекты лингвистических исследований Интернет-дискурса в Республике Казахстан

В статье рассматривается статистическая характеристика пользователей в разрезе популярных сайтов сети интернет в Республике Казахстан с целью понять лингвистические особенности функционирования интернет дискурса.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Культурная проблематика в сетевых районных изданиях Белгородской области

В статье авторы пытаются определить культурную проблематику и жанровое разнообразие публикаций в сетевых изданиях.

Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан)

Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной...

Ресурсный подход к изучению молодой семьи в обществе риска

В статье обозначена актуальность изучения молодой семьи с позиции ресурсного подхода. Рассмотрено понятие «ресурсность семьи», определены основные ее составляющие. На основе эмпирического исследования представлен анализ ресурсности молодых семей горо...

Похожие статьи

Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона

В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования ...

Взаимосвязь отдела рекламы и СМИ

В научной статье представлены результаты анализа особенностей взаимосвязи отдела рекламы предприятия и средств массовой информации. Рассмотрено практическое значение СМИ, как средства ведения рекламной деятельности с целью привлечения новых клиентов.

Анализ российского и зарубежного опыта формирования имиджа региона

В данной статье автор подробно разбирает отечественный и зарубежный подход к термину «имидж». С помощью сравнительного анализа выделены основные тезисы современных исследователей в области регионального имиджмейкинга. Также указаны методы конструиров...

Интерактивные коммуникации в рамках образовательной политики вуза на примере Донского государственного технического университета

Авторами в рамках данной статьи актуализированы и представлены все интерактивные каналы коммуникации, через которые вуз может в полной мере осуществлять коммуникации с группами аудиторий. В целом, в рамках данной статьи были рассмотрены такие интерак...

Основные аспекты лингвистических исследований Интернет-дискурса в Республике Казахстан

В статье рассматривается статистическая характеристика пользователей в разрезе популярных сайтов сети интернет в Республике Казахстан с целью понять лингвистические особенности функционирования интернет дискурса.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Культурная проблематика в сетевых районных изданиях Белгородской области

В статье авторы пытаются определить культурную проблематику и жанровое разнообразие публикаций в сетевых изданиях.

Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан)

Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной...

Ресурсный подход к изучению молодой семьи в обществе риска

В статье обозначена актуальность изучения молодой семьи с позиции ресурсного подхода. Рассмотрено понятие «ресурсность семьи», определены основные ее составляющие. На основе эмпирического исследования представлен анализ ресурсности молодых семей горо...

Задать вопрос