Повышение безопасности, связанное с автомобильным транспортом и организацией деятельности всех участников связанных с дорожном движением, направленное на сохранение жизни, здоровья, а также и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и весьма важным фактором по обеспечению развития Российской Федерации в рамках социального, экономического и демографического направления.
Данную деятельность затрагивают те нормативно-правовые акты, которые напрямую регулируют рассматриваемую сферу деятельности. К ним в первую очередь относятся: федеральные законы, акты президента Российской Федерации, постановления правительства и международные правовые акты.
При рассмотрении международных правовых актов, которые регулируют отношения в сфере дорожного движения можно выделить «Международную конвенцию о дорожном движении». Данная конвенция содержит основную концепцию организации дорожного движения, при этом, при разработке национального законодательства, а именно «Правил дорожного движения», государства-участники должны придерживаться основных ее положений [1]. В 1968 годы также была разработана «Конвенция о дорожных знаках и сигналах»[2].
Если говорить о федеральном уровне, то в Российской Федерации нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения участников дорожного движения, имеется большое количество, также необходимо отметить, что данные акты имеют различия, как по юридической силе, так и в зависимости от того, к какой отрасли права они относятся. Так, основными правовыми актами рассматриваемой сферы можно назвать: Федеральные законы от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3] и от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].
Необходимо отметить, что на сегодняшний день остается важной проблемой, это отсутствие какого-либо систематизированного и полноценного закона о дорожном движении. Данная проблема создает некоторые трудности в практике правового регулирования сферы дорожного движения. Имеющиеся нормативные правовые акты в данной сфере, слабо координируется, они не отвечают единым принципам. В существующих нормативных правовых актах в области безопасности дорожного движения имеется немало противоречий и пробелов.
И. Б. Орешкина в своей работе отмечает, что проблема усугубляется тем обстоятельством, что сфера дорожного движения регламентируется нормативными правовыми актами, относящимися к разным отраслям права, либо разным отраслям законодательства, которые в ряде случаев не только отличаются подходами к регулированию общественных отношений, но и используют не одинаковую терминологию. Данную сферу регулирует множество нормативных правовых актов, зачастую оперирующих разными определениями и трактовками одних и тех же понятий [8, с. 19].
Более того, во многих случаях права и свободы участников дорожного движения, других лиц, причастных к организации и функционированию сферы дорожного движения, разграничиваются различного рода подзаконными и отраслевыми нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в данной сфере.
Таким образом, можно сказать, что отсутствие единообразия в понимании и процессуальном порядке применения положений закона, которым оперируют – как лицо, осуществляющее надзор, так и лицо, обязанное соблюдать нормы, регулирующие безопасность дорожного движения, влечет как сложность толкования положений данных нормативных актов, так и их прямое противоречие друг другу.
Вышеуказанное свидетельствует о проблеме, требующей систематизации всего нормативно-правового регулирования, пересмотр или даже отмену огромного количества ведомственных актов и производство прокурорского надзора в сфере безопасности дорожного движения исключительно в рамках требований федерального закона.
Также необходимо обратить внимание, на то, что согласно ст. 33 и 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» формирование расходов бюджетов на ремонт и содержание дорог осуществляется на основании нормативов финансовых затрат. Однако порядок расчета нормативов не установлен, не определен орган, который будет разрабатывать и утверждать методику [9, с. 156].
Еще одна правоприменительная проблема связана с эксплуатацией транспортных средств на летней резине в зимний период. «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, прямо не запрещают эксплуатацию транспортного средства на летней резине в зимний период и наоборот [5].
В п. 5.1 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, содержатся требования к шинам, не разграничивающие конструктивные особенности для летнего и зимнего периодов эксплуатации.
Однако в п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза сказано, что запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, соответствующими требованиям по остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии (не более 4 мм). Таким образом, Технический регламент Таможенного союза содержит прямой запрет на эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, а «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» такого запрета не содержат [6].
Такая коллизия предопределяет возможность неоднозначного толкования нормы правоприменителями и водителями. То есть сотрудник Госавтоинспекции не имеет права составить административный материал на водителя автомобиля, передвигающегося на транспортном средстве с автомобильными шинами, не соответствующими сезону, хотя это обстоятельство имеет существенное значение для обеспечения безопасности дорожного движения.
Также можно отметить, правовую неопределенность в вопросе отнесения автодорог к объектам капитального строительства, в отношении которых следует определить достоверность сметной стоимости ремонта (п.п. 11, 30 ст. 1, ч. 1 ст. 83 Градостроительного кодекса РФ) [7].
Для устранения данной проблемы необходимо внести некоторые изменении ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности о предоставлении возможности проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований автодорог, что позволит контролировать их сохранность, так как в соответствии с данной статьей плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Таким образом, можно подвести итог, что вопросы, касающиеся профилактики, выявления, а также пресечения нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения на сегодняшний момент должны обладать статусом одного из приоритетных направлений деятельности Российской Федерации.
Литература:
- Конвенция о дорожном движении: Заключена в г. Вене 08.11.1968 // Бюллетень международных договоров. – № 1. – 2008.
- Конвенция о дорожных знаках и сигналах: Заключена в г. Вене 08.11.1968 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru.
- О безопасности дорожного движения: федер. закон [от 10.12.1995 № 196-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета. – 1995. – № 245.
- Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. – 2007. – № 254.
- О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства РФ [от 23.10.1993 № 1090 (с посл. изм. и доп.)] // Российские вести. – 1993. – № 227.
- О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»): Решение Комиссии Таможенного союза [от 09.12.2011 № 877 (ред. от 25.12.2018)] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон. [от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета. – 2004. – № 290.
- Орешкина И. Б. Теоретико-правовой обзор актуальных проблем реализации правовых норм в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2014. – № 4. – С. 14-23.
- Рубцова М. В. Роль прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных услуг на транспорте // Евразийский союз ученых. – 2015. – С. 156-158.