Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 14653 раза

Библиографическое описание:

Петрова, В. А. Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха / В. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 415-417. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58921/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие и становление учения немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, происходило на первом этапе развития материализма, который характеризовался критикой идеализма и обоснованием чувственности как лучшего способа познания.

Фейербах считал, что чувственность является единственным источником истинного знания. Он отрицал существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.

Выделяя три основных понятия: разум, воля и сердце, он не расставлял отдельные акценты, а рассматривал их как единую систему, которая и является основным вектором развития человечества.

«The power of thought is the light of knowledge, the power of will is the energy of character, the power of heart is love. Reason, love and power of will are perfections of man» [2].

Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были [1]:

  1. разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
  2. желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
  3. поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
  4. огромный интерес к общественно-политическим вопросам; вера в то, что внешний мир можно познать.

Он писал: «В библии нельзя переменить ни одной буквы, но смысл ее изменчив, как изменчив смысл человечества. Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое, каждая эпоха имеет свою, самодельную Библию» [3]. Таким образом, он утверждал, что Библия — это не источник развития философии и не постулат, на котором должна строиться теория философии. Необходимо разделить данные понятия, и дать ход самостоятельному развитию данного учения.

«Every presentation of philosophy, whether oral or written, is to be taken and can only be taken in the sense of a means. Every system is only an expression or image of reason, and hence only an object of reason, an object which reason—a living power that procreates itself in new thinking beings—distinguishes from itself and posits as an object of criticism. Every system that is not recognized and appropriated as just a means, limits and warps the mind for it sets up the indirect and formal thought in the place of the direct, original and material though» [2].

Он считал, что каждое из представлений о философии, будь то устное или письменное, должно приниматься и может восприниматься только как средство. Таким образом, Библия — это не постулат. Людвиг Фейербах пытался разграничить влияние Библии на теорию философии. Он считал, что «каждая система — это только выражение или образ разума, и, следовательно, только объект разума. А объект, разум которого — живая сила, которая порождает себя в новых мыслящих существах — отличается от себя и позиционирует себя как объект критики. Каждая система, которая не признается и не присваивается как просто средство, ограничивает и деформирует разум, поскольку она устанавливает косвенную и формальную мысль вместо прямой, оригинальной и материальной мысли» [2].

Фейербах считал, что человечество не может отрицать или утверждать, что Бог есть или его нет. Так же он не может исключить важность догм, прописанных в данном источнике. Но «Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя, в свою собственную силу» [4].

Бог создается на бессознательном уровне человеком, а потом требования общества коррелируют необходимые постулаты веры в него: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему подобию Бога; а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создает по своему подобию человека» [5]

Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах [5]:

  1. человек объединяет в себе материальное и духовное;
  2. идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
  3. природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно; никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
  4. главным интересом философа должна стать именно личность. Политические идеи Фейербаха напрямую связаны с антропологическим его учением.

Главным авторитетом в развитие своей теории Людвиг Фейербах считал Гегеля. Согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания, это объяснялось их субъективностью и ненадежностью, а также невозможностью оперировать абстрактными категориями.

Людвиг Фейербах пришел к иному выводу, что главным способом восприятия, познания является использование органов чувств. Через органы чувств человек получает первичную информацию, которая в дальнейшем систематизируется и применяется. Он считал себя, поэтому материалистом, указывая, что «все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине» [6].

В отличие от Гегеля, он считал, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления. Кроме того, философ выступал и критиком Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Фейербах не видел видимых ограничений в способностях познания. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.

Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности. Именно поэтому Бог — это просто продукт человеческого сознания; религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении; религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество, потому что наше научно-техническое образование не успевает осознать внешние законы бытия, и все неизвестное становится божественным.

Таким образом, философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.

Литература:

  1. https://germanexpert.ru/filosofiya-fejerbaxa/ статья философия Фейербаха. Электронный доступ (5.05.2019)
  2. Z. Hanfi The Fiery Brook (1972), p. 99
  3. Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Фейербах Л. Избр. филос. произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 53–96
  4. Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произведения. В 2- т. Т. 2. — М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 7–405.
  5. Фейербах Л. История философии. Соб. сочинений в 3 т. М.: Мысль, 1967.
  6. Тумазов Э. Р. Л. Фейербах о сущности и происхождении религии // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(10). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(10).pdf (дата обращения: 09.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, разум, теория философии, учение.


Задать вопрос