В данной статье рассматривается опыт Российской Федерации, а именно олимпийский мегапроект «Сочи 2014», который для нашей страны является международным инвестиционно-строительным проектом, аналогов которому не было уже несколько десятилетий.
Ключевые слова: территориальные мегапроекты, экономическое развитие, Сочи 2014, олимпиада, глобальная модернизация, окупаемость, «белые слоны», крупномасштабные объекты в России.
This article discusses the experience of the Russian Federation, namely the Olympic mega-project «Sochi 2014", which for our country is an international investment and construction project, analogues of which have not been for several decades.
Keywords: territorial megaprojects, economic development, Sochi 2014, Olympics, global modernization, payback, «white elephants», large-scale objects in Russia.
Для больших стран, таких как Россия и США, характерны территориальные мегапроекты, или же для территорий, которые объединяются процессами политической или экономической интеграции, например Европейский союз.
Мегапроекты — это инвестиционные проекты особо крупного размера, более 1 миллиарда долларов, и глобального характера, вне зависимости от пространственного уровня реализации.
Мегапроекты, в отличие от финансовых инвестиций, ориентированы на конкретный материальный результат, который оказывает существенное влияние на трансформацию экономического пространства.
Активная реализация мегапроектов, является следствием организационно-институциональных и информационных преобразований глобальной экономической системы.
На сегодняшний день, существует множество примеров того, как Олимпийские игры в корне поменяли образ города- организатора, его экономику и инфраструктуру. [5]
Но, к сожалению, только через три-пять лет, вся история международного олимпийского движения показывает влияние игр, а отдельные долгосрочные эффекты — даже через десять и более лет.
Уже всем очевидно, что Российская Федерация успела в срок и в полном объеме подготовить все объекты к олимпиаде в г. Сочи.
Для нашей страны, это является крупнейшим международным инвестиционно-строительным проектом, аналогов которому не было несколько десятилетий, потребовавший миллиарды инвестиций в создание и проектирование инфраструктуры, строительство, эксплуатацию спортивных объектов и обеспечение безопасности.
Общий объем инвестиций, которые были вложены в сочинский мегапроект составит 51 миллиард долларов.
До сих пор в Российской Федерации, опыта одновременной реализации в одном городе, сразу нескольких сотен проектов еще не было.
Город Сочи, по олимпийским меркам, выглядел более чем не подготовлено, а в Краснодарском крае полностью отсутствовали спортивные объекты олимпийского уровня: горнолыжные трамплины и трассы, ледовые дворцы, аэропорт был и вовсе не достроен, но имелись несколько гостиниц хорошего уровня, и именно по этому, общие затраты на олимпийский Сочинский мегапроект, некорректно сравнивать с предыдущими, поскольку масштаб работ был почти нереален.
Львиная доля инвестиций, на стадии реализации олимпийского мегапроекта, была вложена в инфраструктуру, а именно:
– отремонтировано двести шестьдесят километров дорог;
– завершено строительство объездной дороги;
– был реализован главный проект транспортной программы в самом городе Сочи — дублер Курортного проспекта, девять из двадцати километров которого проходит в тоннелях, общей стоимостью восемьдесят три миллиарда рублей;
– построена уникальная для Российской Федерации, совмещенная железная и автомобильная дорога, связывающая Сочи с Красной Поляной, протяженностью сорок восемь километров, общей стоимостью — 285,5 миллиарда рублей;
– был реконструирован аэропорт города Сочи — четырнадцать миллиардов рублей, пропускная способность которого выросла в два раза. [4]
Энергосистема города Сочи подверглась глобальной модернизации, износ которой достигал уже семьдесят процентов, а именно было возведено: более пятидесяти объектов, из них самые масштабные –Джубгинская ТЭС и Адлерская ТЭС; был протянут газопровод Джубга — Сочи, общая длинна которого составляет сто семьдесят километров, из которых сто пятьдесят проходят по дну Черного моря. [1]
Система канализации в городе была полностью модернизирована:
– сооружены новые канализационные коллекторы и новые Бзугинские очистные сооружения, которые стали мощнее прежних в три раза;
– был сооружен новый глубоководный выпуск, который более чем на два километра уходит в море;
– в городе Хосте был возведен новый мусоросортировочный завод.
Олимпийское наследство города Сочи составляет более чем четыреста объектов инфраструктуры — драйверы социально-экономического развития, как на мезоуровне, так и на региональном национальной хозяйственной системы.
Но, к сожалению, как и в других городах, где проводились олимпиады, осталась самая болезненная проблема — это так называемые «белые слоны», то есть объекты, дальнейшая эксплуатация которых туманна и очень проблематична, и в Российской Федерации тоже задумались о программе постолимпийского использования объектов сочинского олимпийского мегапроекта.
Так, например, неизбежным становятся проблемы с объектами прибрежного кластера, где было построено шесть ледовых арен, что на наш взгляд для города сочи весьма многовато, поскольку зимние виды спорта не пользуются большой популярностью.
Заранее было спланировано, что арены будут демонтироваться и переедут в другое место, но как в дальнейшем оказалось, из-за особенностей фундаментов транспортировать возможно только лишь одну из них, а именно тренировочную хоккейную арену, которая переедет в Ставропольский край.
Нескольким объектам придется изменить свое назначение:
– конькобежный дворец трансформируется в выставочный центр;
– Медиацентр — в торговый;
– а арена для керлинга в спортивно — развлекательный комплекс.
Инвесторы этих объектов будут ими управлять, а остальные объекты прибрежного кластера, придется взять на баланс Министерству спорта Российской Федерации, поскольку дальнейшее их использование возможно только как площадок для тренировок и соревнований.
Эксплуатация олимпийских объектов, по прогнозу экспертов, будет стоить государству примерно два с половиной — четыре миллиона рублей в год. [2]
Для того, чтобы снизить издержки, например, большой ледовый дворец, дорогой в эксплуатации, планируется переоборудовать в велотрек.
Еще одним «белым слоном», оставшимся после олимпиады в городе Сочи — стадион «Фишт» на сорок тысяч мест, поскольку, в самом городе нет футбольной команды, даже второго российского дивизиона.
Там планируется провести матчи Чемпионата мира по футболу 2018, на сегодняшний же день, городская администрация пытается загрузить стадион спортивно-концертными мероприятиями.
Часть объектов в горном кластере, так же попадает в ведение Министерства спорта Российской Федерации, к таким можно отнести, например, санно-бобслейную трассу, что позволит спортсменам тренироваться уже не в Европе, как раньше, а в Российской Федерации.
Из олимпийских объектов, самая прибыльная часть — это «Роза хутор» и газпромовская «Лаура». Эти объекты будут работать как горнолыжные курорты, однако, вплоть до сегодняшнего дня так и не понятно, способны ли многочисленные отели города Сочи, а так же его горнолыжные курорты, стать полностью окупаемыми в сегодняшних условиях, когда рынок переполнен, а владельцы пытаются завысить их классность и продавать бизнес-класс по существенно завышенным ценам.
Таким образом, государство пытается заработать денежные средства на туризме и спорте, но, к сожалению, пока сложно рассчитывать на то, что субтропический город Сочи станет центром зимнего спорта, да и государство не анонсировало свои планы будущих затрат на промоутирование города.
Поэтому, на сегодняшний день, очень сложно говорить об окупаемости возведенных к олимпиаде объектов инфраструктуры и спортивных сооружений ограниченного использования, но, становится совершенно очевидным тот факт, что потребуются колоссальные расходы на их содержание. [1,5]
Наряду с этим, некоторые объекты, например такие как гостиничные комплексы, спортивные сооружения массового использования, имеют экономически обоснованные и весьма разумные сроки окупаемости, при условии, что основным лейтмотивом дальнейшего развития города Сочи станет туризм, но только в том случае, если местные власти будут уделять этому должное внимание.
На самом деле, не очень-то понятно насколько четко можно вообще спланировать отдачу от такого грандиозного, специфического и амбициозного мегапректа в свободной экономической среде.
В отличие от моноотраслевых, конгломератных крупных инвестиционных проектов, территориальные мегапроекты, ориентированы на конкретный материальный результат, который способен оказать существенное пролонгированное влияние на преобразование архитектоники экономического пространства, не только на территории которого реализуются, но и в регионах, которые граничат с ним.
Реализуемых в Российской Федерации на сегодняшний день крупномасштабных проектов развития территории, пока изучена очень мало и демонстрирует дефицит исследований, которые направлены на комплексный компаративный анализ процессов реализации и формирования территориальных мегарпоектов в современной Российской Федерации, выявление специфических и традиционных рисков, которые свойственны разнообразным фазам их жизненных циклов, наряду с этим и на оценку интеграционных, общественных мегапроектов, анализ перспектив постпроектного использования возведенных объектов. [3]
Сами же по себе такие процессы как реализация и разработка территориальных мегапроектов, априори предполагают в частности:
– масштабные предплановые исследования;
– компетентность исполнителей и разработчиков;
– активность и эффективность традиционных институтов развития;
– конвергенцию частных и государственных интересов;
– транспортабельность, гласность и публичность;
– активное использование краудсорсинговых технологий;
– значимый общественный и интегральный эффект.
Литература:
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение мегапроектов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22. С. 2–10.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Проблемы Уральского территориального мегапроекта // Общество и экономика. 2012. № 9. С. 128−154.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Ребрендинг и риски мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 11. С. 2−13.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Инфраструктурные мегапроекты Транссиб и БАМ: второе рождение // Вестник Южного научного центра РАН. 2014. Т. 10. № 1. С. 79−89.
- Шукин А. Научились делать мегапроекты // Эксперт. 2014. № 7. С. 18−22. 9. Mitrofanova I., Batmanova