Правовые проблемы определения понятия продовольственной безопасности субъектов РФ и критериев ее достижения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 12.05.2019

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Насада, А. Ю. Правовые проблемы определения понятия продовольственной безопасности субъектов РФ и критериев ее достижения / А. Ю. Насада. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 232-241. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58925/ (дата обращения: 18.12.2024).



В субъектах РФ в силу значительных различий природно-климатических условий для ведения сельского хозяйства, а также индивидуальности рисков и угроз продовольственной безопасности, различаются и производственные мощности их агропродовольственных комплексов, следовательно, различаются и возможности по обеспечению населения субъектов продовольствием собственного производства. Ввиду этого представляется логичным, что в каждом субъекте РФ должен быть разработан индивидуальный подход к разработке нормативной правовой базы обеспечения продовольственной безопасности региона, учитывающий эти особенности. [17]

К настоящему времени законы о продовольственной безопасности приняты на территории 13 субъектов РФ, то есть чуть более чем в одной шестой части общего их числа. Это следующие субъекты: республики Башкортостан [2], Кабардино-Балкария [11], Татарстан [13]; края – Приморский [3] и Забайкальский [9]; области – Костромская [6], Ульяновская [5], Курская [7], Нижегородская [8], Рязанская [4], Саратовская [12], Брянская [14], Свердловская [10]. Еще в трех субъектах приняты подзаконные нормативные правовые акты (в данном исследовании не рассматривались): Постановление Администрации Новгородской области «Об обеспечении продовольственной безопасности на территории области»; Постановление Губернатора Сахалинской области «О продовольственной безопасности в Сахалинской области»; Распоряжение Правительства Хабаровского края «Об утверждении Концепции продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года». В Республике Ингушетия принят закон «О продовольственном обеспечении Республики Ингушетия» (здесь также не рассматривались).

Доктриной продовольственной безопасности РФ предполагается, что при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности, органы государственной власти субъектов РФ должны руководствоваться ее положениями. [1] Таким образом, Доктрина должна являться правовой основой иных документов, принимаемых в этой области. Однако же в большинстве тех субъектов РФ, в которых приняты и действуют законы о продовольственной безопасности, Доктрина в качестве правовой основы и источника законодательства не упоминается. Связано это с тем, что большая часть законов субъектов была принята до 30.01.2010 г., то есть до принятия Доктрины продовольственной безопасности, соответственно они не могли учитывать положения, содержащиеся в ней.

Наряду с этим, в большинство законов о продовольственной безопасности перечисленных выше субъектов РФ с 2010 г. вносились изменения, которые по логике должны были бы закрепить положение Доктрины в качестве основного источника законодательства в этой сфере, но тем не менее даже с учетом вносимых изменений в качестве правовой основы Доктрина поименована лишь в следующих субъектах: Кабардино-Балкарская Республика, Костромская, Нижегородская, Саратовская и Брянская области.

В основном источниками законов субъектов о продовольственной безопасности выступают: Конституция РФ; ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; Закон РФ «О ветеринарии»; Конституция или Устав субъекта.

Помимо вопроса закрепления Доктрины продовольственной безопасности в качестве правовой основы законодательства субъектов РФ в этой области, логично предположить, что с ее принятием законодательство субъектов должно было стать более унифицированным благодаря приведению его в соответствие с содержащимися в Доктрине методическими рекомендациями, но и здесь наблюдается разнообразие подходов к правовому регулированию сферы продовольственной безопасности от субъекта к субъекту.

Содержание законов о продовольственной безопасности субъектов РФ рассмотрено в таблице 1 (прим. – знаком «+» отмечены те статьи, которые содержатся в законе).

Условные обозначения к таблице 1:

РБ – Республика Башкортостан

РКБ – Республика Кабардино-Балкария

РТ – Республика Татарстан

ПК = Приморский край

ЗК – Забайкальский край

КО – Костромская область

УО – Ульяновская область

КуО – Курская область

НО – Нижегородская область

РО – Рязанская область

СО – Саратовская область

БО – Брянская область

СвО – Свердловская область

Таблица 1

РБ

РКБ

РТ

ПК

ЗК

КО

УО

КуО

СО

РО

СО

БО

СвО

Предмет регулирования Закона

+

+

+

+

+

+

+

+

Законодательство субъекта о продовольственной безопасности (правовая основа)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Основные понятия, используемые в Законе

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Цели и задачи обеспечения продовольственной безопасности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Основные принципы обеспечения продовольственной безопасности

+

+

Обеспечение продовольственной безопасности (Основные меры / Направления)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показатели продовольственной безопасности (обеспеченности) и критерии их оценки

+

+

+

+

+

Обеспечение продовольственной независимости субъекта

+

+

Полномочия высшего должностного лица субъекта (президента республики, губернатора, главы администрации) в сфере обеспечения продовольственной безопасности

+

+

+

+

Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта (правительство, кабинет министров, администрация) в сфере обеспечения продовольственной безопасности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта (государственный совет, законодательное собрание, областная дума) в сфере обеспечения продовольственной безопасности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Полномочия уполномоченного органа в сфере обеспечения продовольственной безопасности субъекта

+

+

+

Совет продовольственной безопасности субъекта

+

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти области с НКО / координация деятельности в сфере обеспечения продовольственной безопасности

+

+

Финансирование мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности

+

Механизм обеспечения продовольственной безопасности

+

+

+

+

+

+

+

Региональный продовольственный фонд / резервный продовольственный фонд субъекта

+

+

+

+

+

+

Информация в области продовольственной безопасности

+

+

+

+

Мониторинг состояния продовольственной безопасности

+

+

+

+

+

+

+

Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов

+

+

+

+

Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности

+

+

+

+

Общественный контроль за продовольственной безопасностью

+

+

+

Региональный государственный ветеринарный надзор

+

Предоставление государственной социальной помощи отдельным категориям граждан

+

Реализация производственного потенциала агропромышленного комплекса субъекта

+

+

Государственная поддержка производства продуктов питания / сельскохозяйственного производства

+

+

Формирование и реализация государственных программ субъекта в сфере обеспечения продовольственной безопасности

+

Формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

+

+

Развитие торговой деятельности

+

+

Баланс производства и потребления продовольствия

+

+

+

+

+

Прогнозные продовольственные балансы

+

Контроль рынка продовольствия

+

Научное обеспечение продовольственной безопасности

+

+

Ответственность за нарушение требований закона

+

+

+

+

Приведение нормативных правовых актов субъекта в соответствие с законом

+

Вступление закона в силу

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Таким образом, исходя из анализа данных, представленных в таблице, можно сделать выводы о состоянии правового регулирования продовольственной безопасности в субъектах РФ, представляющие интерес для выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере общественных отношений.

Во-первых, законодательство субъектов РФ о продовольственной безопасности не унифицировано, в том числе наблюдается разница по количеству статей в законах (от 5 в законе Ульяновской области до 19 в законе Свердловской области). Некоторая унифицированность наблюдается в закреплении статей, содержащих основные понятия, цели и задачи обеспечения продовольственной безопасности, основные меры по ее обеспечению, однако по остальным вопросам единообразия нет.

Во-вторых, не во всех региональных законах разграничиваются полномочия органов государственной власти субъектов в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Например, полномочия высшего должностного лица субъекта РФ по вопросам продовольственной безопасности нашли свое отражения в законах лишь четырех субъектов: Республика Татарстан, Саратовская, Брянская и Свердловская области. А полномочия уполномоченного органа в сфере обеспечения продовольственной безопасности субъекта закрепляются лишь в трех субъектах – те же Республика Татарстан, Брянская и Свердловская области. В Нижегородской области предполагается создание Совета продовольственной безопасности – коллегиального экспертно-консультативного совещательного органа, который должен обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию работы органов государственной власти, местного самоуправления и организаций области, вырабатывать предложения и рекомендации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности. Закон Ульяновской области ограничивается только пятью статьями, которые вообще не упоминают полномочия органов государственной власти в исследуемой сфере. Вопросы координации деятельности различных органов государственной власти в сфере обеспечения продовольственной безопасности урегулированы только в двух субъектах – Свердловской и Саратовской областях.

В-третьих, механизм обеспечения продовольственной безопасности выработан только в половине субъектов РФ, но меж тем согласно Доктрине, механизмы и меры, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на предотвращение внешних и внутренних угроз продовольственной безопасности. Что касается регионального продовольственного фонда, организации закупок для его формирования и наполнения, то только в половине субъектов есть статьи о его положении в системе обеспечения продовольственной безопасности субъекта.

В-четвертых, большинством поименованных в таблице законов субъектов РФ не предполагается законодательное закрепление положений, касающихся государственной поддержки производства продуктов питания и сельскохозяйственного производства; помимо этого, они не содержат норм, направленных на формирование и регулирование рынка продовольствия, сельскохозяйственной продукции и сырья, развития торговой деятельности и производственного потенциала агропромышленного комплекса субъекта.

В-пятых, не нашли законодательного закрепления в большинстве субъектов РФ и такие важные вопросы, как финансирование мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности (данная статья присутствует только в законе Приморского края), научное обеспечение продовольственной безопасности (статья есть только в законах Приморского края и Рязанской области), обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов (статья есть в законах четырех субъектов – Республика Кабардино-Балкария, Костромская, Курская и Нижегородская области), в то время как развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов является одним из направлений государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, а обеспечение безопасности пищевых продуктов в соответствии с Доктриной – одна из основных задач обеспечения продовольственной безопасности, причем она должна выполняться независимо от внешней и внутренней конъюнктуры. [1]

В-шестых, в большей части субъектов не закреплена ответственность за нарушение требований закона о продовольственной безопасности, а государственный или общественный контроль за обеспечением продовольственной безопасности предусмотрен только в 7 субъектах, причем и государственный, и общественный контроль существует только в Рязанской области.

Анализ законодательства субъектов РФ о продовольственной безопасности позволяет сделать и другие выводы, однако для целей настоящего исследования наибольший интерес представляют вопросы понимания продовольственной безопасности как правовой категории и критериев оценки ее состояния. Так, практически во всех законах субъектов есть статья, содержащая основные понятия и в частности, понятие продовольственной безопасности (за исключением Республики Башкортостан, Курской и Саратовской области). В таблице 2 приведены понятия продовольственной безопасности, выработанные субъектами РФ.

Таблица 2

Субъект

Понятие, содержащееся в законе субъекта

Закон Республики Башкортостан от 04.02.2000 г. № 51-з «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан» (с изм. от 26.03.2018 г.)

Определения как такового нет.

Республика Башкортостан гарантирует гражданам, проживающим на ее территории, обеспечение физической доступности жизненно важных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2012 г. № 7-РЗ «О продовольственной безопасности Кабардино-Балкарской Республики» (с изм. от 13.11.2012 г.)

Состояние экономики Кабардино-Балкарской Республики, при котором достигается продовольственная обеспе­ченность Кабардино-Балкарской Республики, гарантируется физическая и эко­номическая доступность для граждан пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регули­ровании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых про­дуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Республики Татарстан от 13.07.2017 г. № 53-ЗРТ «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» (изм. не вносились)

Состояние экономики Республики Татарстан, при котором достигается продовольственная обеспеченность Республики Татарстан, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Республики Татарстан пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства о техническом регулировании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов, в объемах не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Приморского края от 15.11.2001 г. № 163-КЗ «О продовольственной безопасности Приморского края» (с изм. от 06.03.2019 г.)

Состояние экономики Приморского края, в том числе агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается продовольственная независимость Приморского края и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Закон Забайкальского края от 01.11.2011 г. № 570-ЗЗК «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края» (с изм. от 11.06.2014 г.)

Состояние экономики Забайкальского края, при котором достигается продовольственная обеспеченность Забайкальского края, гарантируется физическая и экономическая доступность пищевых продуктов для всего населения края в объемах, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Костромской области от 26.05.2008 г. № 317-4-ЗКО «О продовольственной безопасности Костромской области (с изм. от 27.11.2018 г.)

Состояние экономики Костромской области, при котором достигается продовольственная обеспеченность Костромской области, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Костромской области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Ульяновской области «О продовольственной безопасности Ульяновской области» от 04.05.2008 г. № 69-ЗО (с изм. от 13.08.2013 г.)

Состояние экономики Ульяновской области, при котором гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Ульяновской области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Курской области «О продовольственной безопасности Курской области» от 27.11.2009 г. № 95-ЗКО (с изм. от 19.12.2011 г.)

Определения как такового нет.

Целью обеспечения продовольственной безопасности Курской области является удовлетворение потребностей населения Курской области основными видами продовольствия в соответствии с установленными федеральным законодательством рекомендуемыми нормами, а также обеспечение населения области пищевыми продуктами, отвечающими требованиям качества и безопасности.

Закон Нижегородской области от 09.08.2011 г. № 111-З «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» (с изм. от 01.11.2018 г.)

Состояние экономики Нижегородской области, при котором гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Нижегородской области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Рязанской области от 14.10.2005 г. № 109-ОЗ «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территории Рязанской области» (с изм. от 12.04.2013 г.)

Состояние экономики Рязанской области, при котором достигается продовольственная обеспеченность области и гарантируется физическая и экономическая доступность для населения области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения их безопасности и качества, в объемах не меньше рациональных норм потребления основных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Саратовской области от 03.10.2016 г. № 132-ЗСО «Об обеспечении продовольственной безопасности в Саратовской области» (изм. не вносились)

Определения как такового нет.

Целью обеспечения продовольственной безопасности является обеспечение потребностей населения в основных видах продовольствия в пределах рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Закон Брянской области от 04.12.2017 г. № 93-З «Об обеспечении продовольственной безопасности в Брянской области» (изм. не вносились)

Состояние экономики в Брянской области, при которой гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Брянской области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Закон Свердловской области от 31.01.2012 г. № 6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» (с изм. от 25.09.2017 г.)

Состояние экономики Свердловской области, при котором гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Свердловской области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Для выявления особенностей понимания продовольственной безопасности в субъектах РФ и удобства сравнения напомним определение продовольственной безопасности, закрепленное в Доктрине. Согласно Доктрине продовольственная безопасность РФ – это состояние экономики страны, при котором:

1) обеспечивается ее продовольственная независимость,

2) гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства о техническом регулировании,

3) гарантируется доступность этих продуктов в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни. [1]

Исходя из этого определения, можно выделить особенности понимания продовольственной безопасности в различных субъектах РФ. Так, практически во всех субъектах существует понимание, что продовольственная безопасность субъекта по аналогии с определением, данным Доктриной, представляет собой состояние экономики, обладающее определенными характеристиками. И эти характеристики разнятся от субъекта к субъекту: можно выделить субъекты РФ, в которых понимание продовольственной безопасности аналогичного Доктрине или более расширенно, а также субъекты, в которых толкование продовольственной безопасности по сравнению с Доктриной усечено. Так, к первой группе субъектов относятся Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Костромская и Рязанская области, но с оговоркой: здесь произошла замена понятия продовольственной независимости на продовольственную обеспеченность. Однако сами законы субъектов не содержат в себе определение понятия «продовольственная обеспеченность», как не содержит его и Доктрина продовольственной безопасности. Если исходить из буквального толкования, то обеспеченность – это степень обеспечения, снабжения чем-либо; отсутствие нужды, достаток. [16]

Представляется, что состояние продовольственной обеспеченности субъекта РФ может быть достигнуто как за счет исключительно его внутренних ресурсов (независимость, самообеспеченность), так и за счет сочетания с ввозом некоторых пищевых продуктов из других регионов.

Если понимать продовольственную обеспеченность субъекта РФ как удовлетворение потребностей его населения в продуктах питания, не различая, произведены ли эти продукты на территории самого субъекта или же ввезены из другого, то при таком подходе не создается противоречия Доктрине продовольственной безопасности.

Однако, например, в законе Приморского края под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики края, при котором обеспечивается его продовольственная независимость [3], а в законах Республики Башкортостан [2] и Костромской области [6] есть статьи, поименованные как «Обеспечение продовольственной независимости Республики Башкортостан» и «Обеспечение продовольственной безопасности и продовольственная независимость» соответственно. Подобное толкование продовольственной безопасности субъекта как его независимости и наличие таких норм в их законах, на наш взгляд, не только вступает в противоречие с п. 20 Доктрины продовольственной безопасности, где в качестве одной из мер по обеспечению продовольственной безопасности всей страны предполагается стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия,[1] но и может иметь искажающее воздействие на территориальную специализацию производства сельскохозяйственной продукции. [18]

В остальной части расширение и сужение толкования продовольственной безопасности субъекта произошло в установлении гарантий доступности пищевых продуктов и тех требований, которым они должны соответствовать.

Например, закон Республики Татарстан установил дополнительные требования к пищевым продуктам – помимо соответствия требованиям законодательства о техническом регулировании, они должны отвечать требованиям, касающимся санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также качества и безопасности.

В законах Республики Башкортостан, Приморского края, Забайкальского края и Курской области, напротив, не установлено требований к качеству (соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании) и объему (не меньше рациональных норм потребления) пищевых продуктов, потребляемых населением субъекта. В Республике Башкортостан не установлена гарантия экономическая доступность продовольствия.

Что касается критериев продовольственной безопасности субъектов РФ, то статьи, закрепляющие ее показатели и критерии их оценки, содержатся в законах 5 из 13 субъектов: Республика Татарстан, Ульяновская, Нижегородская, Брянская и Свердловская области.

Напомним, что Доктрина продовольственной безопасности в качестве критерия оценки ее состояния использует удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении зерна, сахара, растительного масла, мяса, молока, рыбной продукции, картофель и пищевой соли.

В законодательстве субъектов РФ пороговые значения удельного веса отечественной продукции и продовольствия преобразовались в пороговые значения удельного веса основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведенных на территории субъекта. [18]

Сравнение пороговых значений, предусмотренных Доктриной и значений, закрепленных в законах субъектов, приведено в таблице 3.

Таблица 3

Критерий оценки

Республика Татарстан

Ульянов-ская область

Нижегород-ская область

Брянская область

Свердлов-ская область

Зерно, в %

Закон субъекта

95

95

90

95

-

Доктрина

95

Сахар, в %

Закон субъекта

80

80

20

80

-

Доктрина

80

Растительное масло, в %

Закон субъекта

80

80

-

80

-

Доктрина

80

Мясо и мясопродукты,
в %

Закон субъекта

85

90

40

85

не менее 55,3 с 2014г.,

в т.ч. мяса птицы – не менее 80
с 2014 г.

Доктрина

85

Молоко и молокопродукты, в %

Закон субъекта

90

90

60

90

не менее 60,3 с 2014г.

Доктрина

90

Рыбная продукция, в %

Закон субъекта

-

-

-

80

-

Доктрина

80

Картофель, в %

Закон субъекта

95

95

95

95

100

Доктрина

95

Соль пищевая,
в %

Закон субъекта

-

-

-

85

-

Доктрина

85

Яйца, в %

Закон субъекта

-

-

85

-

100

Доктрина

не установлены

Овощи и продовольствен-ные бахчевые культуры, в %

Закон субъекта

-

-

80

-

-

Доктрина

не установлены

В отношении зерна, сахара, растительного масла, молока, молокопродуктов и картофеля большинство рассмотренных субъектов устанавливают пороговое значение в аналогичных Доктрине размерах их удельного веса в общем объеме внутреннего рынка субъекта, за исключением Нижегородской области, где пороговые значения существенно ниже или вообще не установлены – например, для растительного масла, а также Свердловской области, где не установлены пороговые значения для таких видов продукции, как зерно, сахар и растительное масло.

В отношении мяса и мясопродуктов пороговые значения их удельного веса в общем объеме внутреннего рынка субъекта достаточно разнятся: в Республике Татарстан, Ульяновской и Брянской областях установлено значение, аналогичное Доктрине или выше, а в Нижегородской и Свердловской областях эти значения сильно ниже.

В отношении рыбной продукции и пищевой соли в рассмотренных субъектах, за исключением Брянской области, пороговые значения их удельного веса в общем объеме внутреннего рынка вообще не установлены.

В Нижегородской и Свердловской областях установлено пороговое значение для такого вида продовольственной продукции, как яйца. Доктриной данный вид продукции в качестве необходимого не установлен, потому пороговое значение для него не предусмотрено. В Нижегородской области установлено пороговое значение для овощей и бахчевых культур, которые в качестве необходимых пищевых продуктов Доктриной также не предусмотрены.

В Свердловской области установлены пороговые значения только для четырех видов пищевой продукции, один из которых – яйца, как уже было отмечено, не входит в установленные Доктриной. Наряду с этим, удельный вес производимых в области мяса, мясопродуктов, молока и молокопродуктов в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка устанавливается примерно на треть ниже предусмотренного Доктриной. В отношении картофеля предполагается полная самообеспеченность и достижение 100 % удельного веса.

В заключение отметим, что сложности в определении сущности самого понятия продовольственной безопасности и критериев ее оценки на законодательном уровне субъектов РФ свидетельствует о слабости развитости терминологии по проблеме продовольственной безопасности в целом. Зачастую происходит подмена понятия продовольственной безопасности на продовольственную независимость (самообеспеченность), в то время как продовольственная независимость касается интересов прежде всего производителя, а продовольственная безопасность является проблемой потребления. [19]

Литература:

  1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 5. – Ст. 502.
  2. Закон Республики Башкортостан от 04.02.2000 № 51-з «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан» // СПС: Консультант Плюс.
  3. Закон Приморского края от 15.11.2001 № 163-КЗ «О продовольственной безопасности Приморского края» // СПС: Консультант Плюс.
  4. Закон Рязанской области от 14.10.2005 № 109-ОЗ «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территории Рязанской области» // СПС: Консультант Плюс.
  5. Закон Ульяновской области «О продовольственной безопасности Ульяновской области» от 04.05.2008 № 69-ЗО // СПС: Консультант Плюс.
  6. Закон Костромской области от 26.05.2008 № 317-4-ЗКО «О продовольственной безопасности Костромской области // СПС: Консультант Плюс.
  7. Закон Курской области «О продовольственной безопасности Курской области» от 27.11.2009 № 95-ЗКО // СПС: Консультант Плюс.
  8. Закон Нижегородской области от 09.08.2011 № 111-З «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» // СПС: Консультант Плюс.
  9. Закон Забайкальского края от 01.11.2011 № 570-ЗЗК «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края» // СПС: Консультант Плюс.
  10. Закон Свердловской области от 31.01.2012 г. № 6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» // СПС: Консультант Плюс.
  11. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2012 № 7-РЗ «О продовольственной безопасности Кабардино-Балкарской Республики» // СПС: Консультант Плюс.
  12. Закон Саратовской области от 03.10.2016 № 132-ЗСО «Об обеспечении продовольственной безопасности в Саратовской области» // СПС: Консультант Плюс.
  13. Закон Республики Татарстан от 13.07.2017 № 53-ЗРТ «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» // СПС: Консультант Плюс.
  14. Закон Брянской области от 04.12.2017 № 93-З «Об обеспечении продовольственной безопасности в Брянской области» // СПС: Консультант Плюс.
  15. Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2012 № 216 «Об установлении пороговых значений критериев продовольственной безопасности в Нижегородской области по видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия» // СПС: Консультант Плюс.
  16. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4-х томах. Том 2. – М.: Русский язык, 1986. – 736 с.
  17. Ковалева И.В., Водясов П.В. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации как основа для разработки методических рекомендаций в области обеспечения продовольственной безопасности регионов / И.В. Ковалева, П.В. Водясов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2015. – № 9. – С. 145-150.
  18. Тютюник В.В. Продовольственная независимость региона / В.В. Тютюник // Пространственная экономика. – 2016. – № 2. – С. 168-182.
  19. Шмаков В.С. О продовольственной безопасности России / В.С. Шмаков // Сибирский философский журнал. – 2016. – Т. 14, № 1. – С. 94-105.
Основные термины (генерируются автоматически): продовольственная безопасность, Татарстан, Свердловская область, субъект, Доктрина, рациональная норма потребления, субъект РФ, требование законодательства, Башкортостан, здоровый образ жизни.


Похожие статьи

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России

Проблемы ответственности за отдельные виды уголовно-правового бездействия и пути совершенствования уголовного законодательства

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Ключевые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации и возможные пути их решения

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Похожие статьи

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России

Проблемы ответственности за отдельные виды уголовно-правового бездействия и пути совершенствования уголовного законодательства

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Ключевые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации и возможные пути их решения

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Задать вопрос