Ускоряющиеся темпы развития современного общества выражаются в потребности появления нового типа лидера, который обладал бы способностью эффективно маневрировать среди процессов, происходящих в обществе, стремлением к решению возникающих проблем с помощью инновационных подходов, лидера, который будет готов взять на себя ответственность и проявить инициативу, который будет обладать навыками руководства и высокими коммуникативными навыками, а также желанием реализовывать свои лидерские качества.
Проблема лидерских качеств в современном мире актуальна, поскольку качества являются компонентом личности. Имея представление о понятии и содержании качеств лидера, можно говорить о том, что индивид, обладающий данными качествами, сможет в большей степени актуализироваться в обществе, занимать лидерские позиции, управлять и организовывать группу людей, что позволит ему развиваться как личность, его деятельность будет положительно сказываться на решении проблем общества (Т. В. Бендас, О. В. Евтихов, Р. Л. Кричевский, И. Н. Логвинов, А. Менегетти, Б. Д. Парыгин, М. В. Романова, Л. И. Уманский и др.).
Особое место в современных исследованиях отводиться развитию лидерских качеств именно у молодёжи, которая будет формировать будущий образ Российской Федерации. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включённый в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодёжи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. [2, с. 6] Поэтому так важно сейчас создать условия, где будущие выпускники учебных заведений смогут овладеть необходимыми навыками, которые помогут им определиться, найти своё место в жизни, реализовать себя. Общеизвестный факт, что участие во внеучебной деятельности организации, в которой проходят обучение молодые люди в данный момент, а также в общественной жизни места своего пребывания является условием развития личностный качеств молодых людей. При этом, внеучебная и общественная деятельность могут представлять собой как посещение различных кружков, секций, культурных мероприятий, так и участие в органах управления на доступном для них уровне.
Наиболее ярко лидерские качества учеников выражаются именно во время осуществления деятельности в режиме самоуправления, например, школьного или студенческого самоуправления. Подобная деятельность существенно отличается от деятельности в режиме руководства или управления, поскольку представители самоуправления не являются безмолвными исполнителями или участниками каких-либо мероприятий. Молодёжь, например, через школьное самоуправление, должна принимать непосредственное участие в создании этого мероприятия, корректировать формы его реализации, выступать инициатором идей по его проведению, то есть становится полноценным участником процесса создания, подготовки, реализации. Ученическое самоуправление выступает в качестве стартовой площадки, первой ступенью на пути к серьёзной, взрослой деятельности за пределами образовательного учреждения и без активного участия членов семьи в жизни старшеклассников. Работа в ученическом самоуправлении необходима не только для поддержания движения молодёжного парламентаризма в России, но и для того, чтобы сами молодые люди приобрели необходимые компетенции, которые будут полезны и в студенческие годы, и в том случае, если необходимо после школы сразу включиться в рабочий процесс.
На сегодняшний день всё также актуальной остаётся проблема отношения педагогического состава учебного заведения к ученическому самоуправлению. Данное отношение выражается в тех функциях, которыми администрация нередко наделяет участников самоуправления. Чаще всего это участие в мероприятиях, либо чисто физическая помощь в их проведении, то есть сугубо исполнительные функции. И само самоуправление существует в учебном заведение, как говориться, «для галочки». Разумеется, ни о каком формировании лидерских качеств речь не идёт. А речь должна идти о создании условий, при которых ученики смогут уделять время на развитие своих личностных качеств. В частности, формирование лидерских качеств невозможно при сугубо исполнительной деятельности. Необходимо ставить перед коллективом ученического самоуправления задачи разной сложности, мотивировать его работу, оказывать помощь и поддержку на административном уровне.
Старкова Галина Владимировна в своей диссертации на тему «Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организациях» определила лидерские качества старшеклассников как совокупность свойство и черт личности, позволяющих старшему школьнику статусно выделиться в социальной группе и выражающихся в активном проявлении совей позиции, способности быстро ориентироваться в ситуациях, адекватно реагировать на вызовы и угрозы времени, ставить социально значимые цели, сплачивать и вести к ним людей. [1, с. 5] Участники ученического самоуправления — это как раз и есть та группа молодых людей, выделившихся из общей массы для реализации своих интересов или интересов определённой группы учеников. Это те потенциальные лидеры, которые могут стать активными участниками общественно-политической жизни страны, поэтому так важно, чтобы окружающие их большую часть времени люди — члены семьи и педагогический состав — постарались обеспечить им условия, при которых ученическое самоуправление станет надёжной стартовой площадкой для саморазвития и самоопределения.
В районах г. Москвы созданы благоприятные условия для развития лидерских качеств молодых людей старшего школьного возраста. Школьникам предлагается разнообразный выбор направлений деятельности, которой они могут заниматься: военная служба, физическая культура, экология, управление учебной организацией, социальная работа, творческая деятельность.
Однако, анализ документов, регламентирующих деятельность ученического самоуправления, показал, что эта деятельность продолжает своё существование в качестве традиции и не выходит за пределы отдельно взятой школы. Отсутствие задокументированных связей со схожими структурами, такими как Молодёжные палаты, негативно сказывается на качестве работы, на желании учеников работать в этом совете и продолжать работу в Молодёжной палате после окончания школы. Директорам школы и педагогам, отвечающим за работу совета, следует обратить внимание на существующие недостатки и создать такие организационно-педагогические условия для деятельности ученического самоуправления, чтобы замотивировать учеников на активную внеучебную инициативную деятельность.
Литература:
- Старкова, Галина Владимировна. Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Старкова Галина Владимировна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина]. — Тамбов, 2011. — 24 с.
- Управление развитием лидерских качеств активистов как фактора формирования системы студенческого самоуправления. Гуничева Е. Л. Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2007. № 7. С. 12.