Сегодня обучение — это не просто передача готовых знаний от преподавателя к обучающемуся, это еще и создание тех условий, которые требуют творческой активности. И в качестве средств, которые реализуют данный подход все большее признание, получают активные методы обучения.
В современных условиях требования к качествам будущего выпускника у работодателя возрастают. Образовательные учреждения находят новые подходы, чтобы сформировать личность, характеризующуюся самостоятельностью, инициативой, целеустремленностью и творческим типом мышления.
Деловые игры являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации, давая возможность их анализировать и вырабатывая оптимальные действия в дальнейшем. Ролевые и деловые игры как вид интерактивного обучения в образовании применяют все чаще. Потому что это позволяет не только проверить усвоенные теоретические знания обучающегося, но и, построив модель практической профессиональной ситуации выработать общекультурные и профессиональные компетенции обучающегося.
Идеи применения деловых игр в своих работах рассматривали Лихачев Б. Т., Выготский Л. С., Селевко Г. К., Платов В. Я. и другие.
В работе Абрамова Г. С. определяет деловую игру как форму и метод обучения учащихся, в рамках которой моделируются предметный и социальный аспект содержания профессиональной деятельности [1, с. 65].
Выготский Л. С., в свою очередь, утверждал, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активная форма обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки [2, с. 42].
Хруцкий Е. А. утверждал, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которого учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи.
Необходимо понимать, что в педагогике деловые и ролевые игры имеют отличия, выделим те критерии, которые позволят нам дифференцировать их.
Ролевые игры построены, как правило, на вымышленных и нереальных ситуациях, их основная задача развивать личные качества обучающегося, в рамках выбранной роли. Игра обучает межличностному взаимодействию и коммуникативным навыкам.
Деловая игра, чаще всего, связана с реальными событиями и нацелена на развитие предметно — технологической компетенции.
Признаки деловых и ролевых игр представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отличительные пизнаки деловой иролевой игр
ПРИЗНАКИ |
|
Деловые игры |
Ролевые игры |
Модель реальной практической деятельности |
Индивидуальные роли участников |
Поэтапное решение задач |
Игровое взаимодействие между участниками |
Все принятые решения взаимосвязаны |
Наличие общей целевой установки |
Все участники вовлечены в процесс |
Вариативность применения оценки участников игры |
Решения принимаются коллективно |
Решения принимаются, чаще всего, обособленно |
После окончания игры участники должны получить определенный практический опыт, применения своих теоретических знаний. Задача преподавателя на данном этапе дать анализ игры, выделив положительные и отрицательные стороны действий участников, а так же указать на элементы которые могли бы получиться более успешно.
В процессе обучения ролевые и деловые игры успешно сочетаются с работой как в больших, так и в малых группах, при этом преподаватель должен пояснить, что необходимо с уважением относиться к мнению каждого участника и дать возможность защитить свою позицию. Все разногласия должны разрешаться мирным путем при создании открытой и комфортной атмосферы.
В рамках формирования готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических ВУЗов нами были выбраны дисциплины профессионального цикла: «Менеджмент», «Маркетинг», «Корпоративная социальная ответственность». Темой учебной игры, в рамках данных дисциплин, может стать, практически, любой раздел курса. Наблюдение показало, что обучающиеся охотно учавствуют в учебных играх и проявляют к ним интерес. На каждой стадии игры происходит взаимодействие между участниками: внутригрупповые дисскусии и нахождение компромисса при выработке и принятии решений. Именно игра дает возможность совместной деятельности обучающихся разных уровней подготовки, а при выступлении можно показать глубокое знание теоретических вопросов, сделав обоснованные выводы.
При решении профессиональных задач обучающемуся интересно (что показало проведенное нами анкетирование), что перед ним ставится реальная проблема, тем самым мы повышаем познавательный интерес каждого участника игры. После чего, происходит активное обсуждение задачи, то есть развиваем самостоятельность, а при анализе обсуждаем результативность.
Подготовка и проведение деловых и ролевых игр осуществляется с учетом личностных особенностей обучающихся. Перед проведением игры проводится индивидуальная или групповая консультация где определяется вся необходимая информация по игре. Далее преподаватель проводит самооценочную анкету, позволяющую определить личные качества каждого. Ответы на вопросы анкеты помогли выяснить индивидуальные особенности, возможности взаимодействия, симпатии и антипатии, лидерские качества. А уже после с учетом результатов анкетирвания просходит распределение на группы и определение роли каждого. Необхожимо так же понять природу межличностных отношений в группе, анализ проводится обычно в ходе беседы.
В рамках консультации задача преподавателя определяется тем, что он дает практические рекомендации и ориентирует обучающихся на использование необходимой литературы.
Деловые и ролевые игры не были формализованы, регламентировались только основные направления деятельности обучающихся. Такая игра характеризуется тем, что выдается исходная информация, задание и определяется проблема. А средства, формы, методы и применение профессиональных функции обучающийся выбирает самостоятельно. Поисково- творческий характер таких занятий формирует навыки ситуационного решения профессиональных вопросов, снижает барьеры, дает возможность применить креативное мышление. У обучающегося появляется возможность для творчества, применения теоретических знаний, проявления инициативы, принятия не стереотипного, а нестандартного конструктивного решения, которое сможет оптимизировать профессиональные функции.
В ходе игры группам предлагается выбрать те задачи, которые им более понятны, самостоятельно определиться, кто будет отвечать и определить форму ответа (устная презентация или письменный ответ). В игре назначается руководитель или модератор (он так же выбирается из числа обучающихся), определяется группа экспертов (здесь здействуется преподавательский состав), которые ведут протокол игры и подводят ее итоги.
В учебно –деловых играх нами чаще всего используется метод соревнования. Игры проводятся в конфликтных ситуациях:
1) с нестрогим соперничеством, то есть в условиях острой конкуренции, но выигрыш одной стороны не означает полный проигрыш другой стороны;
2) со строгим соперничеством, то есть предполагающим выигрыш только одной стороны.
Игра всегда построена таким образом чтобы обучающиеся имели возможность соревноваться друг с другом, что повышает эмоциональную активность и делает игру более активной.
Если в ходе игры возникают проблемы, то преподаватель или модератор дают дополнительную информацию.
Начиная с выбора представителя команды, обучающиеся показывают работу единого целого. Каждый максимально учавствует в групповом взаимодействии, начинается работа на достижение общей цели, что позволяет более подробно изучить теоретический материал обучающимся, освоившим пороговый уровень.
Отвечая на вопросы в формате игры занятие проходит в более интенсивном и напряженном темпе. Во время таких занятии обучающиеся учатся слушать, отвечать на поставленные вопросы, вести продуктивные диалоги, направленные на решение конкретных проблем, анализировать ситуацию, оценивать сложившиеся условия, накапливать опыт критической оценки.
Необходимо отметить, что для формирования готовности к оценочной деятельности, деловые и ролевые игры даже несмотря на их практическую значимость возможны лишь как дополнительные методы в четкой связи с теоретическими занятиями. Интерактивные занятия не предполают выработки единого решения, основным здесь выступает фактор ситуативности. Ценность занятии такого рода в стимулировании большого количества идей, способов и возможностей реализации, при этом решение зависит от участника.
Литература:
- Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
- Кулешова И. В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005.-№ 5. — С. 65–71