В статье представлен, методологический аппарат исследования проблемы, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования.
Ключевые слова: копинг-стратегии, совладающее поведение, успешность профессиональной деятельности.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с разного рода трудностями и предпринимаем различные действия для их преодоления. Трудности могут превышать ресурсы индивида и приводить к стрессу, сопровождающемуся уменьшением психологического и физического благополучия и ухудшениями в успешности выполнения деятельности; по данным ряда авторов, несмотря на значительное улучшение качества и продолжительности жизни, распространенность стресса в современных обществах продолжает возрастать.
С практической точки зрения, исследование проблемы совладания с трудностями (копинга) напрямую связано с важностью поддержания психологического благополучия у людей, переживающих тяжелые жизненные события, и поддержанием успешности продуктивных видов деятельности (учебной, профессиональной, спортивной), невзирая на неудачи. Исследования копинг-стратегий в России имеют особую актуальность в связи с высокой выраженностью психологического неблагополучия населения при большом количестве переживаемых стрессовых событий.
Неумение справляться со стрессом, управлять своим поведением в сложных и напряженных ситуациях снижает успешность и качество выполнения должностных обязанностей, а также требуются дополнительные усилия для поддержания оптимального психофизиологического уровня. Все это приводит к следующим последствиям: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформация личностных и характерологических качеств.
Перед нами стояла проблема измерения и диагностичности данных понятий в психологической науке, исходя из целей и задач нашего исследования, были подобраны методы и методики, отвечающие им.
Методы исследования:Вмагистерской диссертации использовались:
Теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение, сопоставление;
Эмпирические методы: метод тестирование, метод экспертной оценки;
Методы математической статистики: Результаты исследования обрабатывались с помощью пакета программы SPSS.
Методика изучения успешности профессиональной деятельности работника.
Критерии оценки должны отвечать требованиям адекватности и диагностичности.
Выбор методики и процедуры определения успешности в данном исследовании основывается на наших представлениях об успешности деятельности работника социальной сферы, опирающихся на психологические концепции профессиональной деятельности.
Существующие методики, на наш взгляд, не позволяют в полной мере диагностировать большинство показателей успешности.
Прямая диагностика успешности представляет большую сложность поскольку результаты профессиональной деятельности социального работника не всегда поддаются непосредственному измерению. Исходя из этого, была составлена методика, включающая в себя методы, позволяющие получить достаточно надёжные результаты в соответствии с принятым нами подходом к пониманию успешности профессиональной деятельности.
Диагностика успешности деятельности работника реабилитационного центра осуществлялась с применением комплексной методики, в которую вошли:
1. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» ФетискинН.П., КозловВ.В., МануйловГ.М.
Интегративным показателем, отражающим благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.
Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.
Составляющие удовлетворенности трудом
- Интерес к работе
- Удовлетворенность достижениями в работе
- Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками
- Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством
- Уровень притязаний в профессиональной деятельности
- Предпочтение выполняемой работы высокому заработку
- Удовлетворенность условиями труда
- Профессиональнаяответственность
- Общая удовлетворенность трудом
2. Методика «Шкала общей самоэффективности» Шварцер Р., Ерусалем М.
Методика представляет собой самоопросник, ненаправленный на измерение субъективного ощущения личностной эффективности в рамках авторской концепции. Методика создана Шварцером Ральфом (Schwarzer Ralf) и Маттиасом Ерусалемом (Jerusalem, Matthias). На русском языке переведена и стандартизирована Ромеком В. Г.
Общий результат получают простым суммированием баллов по всем 10-ти утверждениям.
3. Метод Экспертных оценок успешности работника.
Оценка успешности любой деятельности предполагает наличие критериев, основанных на сущностных характеристиках этой деятельности и отвечающих требованиям диагностичности. В основу оценки успешности деятельности работников был положен метод модифицированный Седуновой А. С. для профессии социального работника, вариант методики «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» Ю. П. Платонова.
Параметры оценки представляют собой перечень характеристик,
реализация которых обеспечивает высокую успешность профессиональной деятельности.
Оценка проводилась по следующим критериям, отображающим профессиональные знания, умения и профессионально важные качества:
- Стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации.
- Способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу.
- Умеет организовать свою деятельность и деятельность детей, для достижения намеченных целей.
- Умеет создать доброжелательную атмосферу на занятии.
- Компетентность в профессиональной деятельности.
- Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
- Позитивная динамика достижений в работе с детьми.
- Не допускает нарушений трудовой дисциплины.
- Соблюдает этику во взаимоотношениях и тактичность в общении с коллегами, детьми, родителями.
- Наличие положительных отзывов.
Для проведения оценки профессиональной деятельности работников была определена группа экспертов 3 человека. Для соблюдения однородности группы экспертов в нее были включены эксперты-руководители.
Минимальная оценка составляла 1 балл, максимальная — 5 баллов.
Цифрами обозначены уровни выраженности указанных качеств:
5- очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Ответ — «да».
4 — высокая степень выраженности характеристики
3 — средняя степень выраженности характеристики. Ответ-«среднее значение».
2 — слабая степень выраженности характеристики. Ответ — «скорее нет, чем да».
1 — характеристика не представлена в деятельности работника. Ответ -«нет».
4. Методика «Способы совладающего поведения»Р. Лазарус, С. Фолкман (WCQ).
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой в 2004 году.
- Методика «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптацияН.Е.Водопьяновой».
Методика предназначена для диагностики типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг- стратегий).
Литература:
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 2010. 270с.
- Бодрoв В. А. Психологический стресс: развитие и преодоления. М.: 2006г.64с.
- Бодров В. А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 2. С.113–123
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Академия, 2011. —487с.
- Гаджимурадова З.М., Луговой Р.А. Особенности в выборе стратегий поведения дагестанской молодежи в традиционной и иноэтнической среде// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. [Электﺍронный ресурс]/ Психолого- педагогические науки. – 2011.№ 1. -С.8–13. URL https: //elibrary.ru/download/elibrary_16355096_81869485.pdf (дата обращения: 22.04.2019)
- Кондаков И. М., Сухарев В. А. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии 2009№ 5. с. 158- 164.
- Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. -222с.