Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выражение в профессионально-личностном росте, который включает в себя: трансформацию мотивационной сферы педагога, в содержании которой начинают доминировать общечеловеческие ценности; развитие навыков планирования и реализации поведенческих аттитюдов, гармонично отражающих имеющуюся систему ценностей; совершенствование умений самоконцентрации и нацеливания на решение значимых витальных проблем, препятствующих самореализации.
Ключевые слова: педагог, совершенствование, акмеологические компетенции, профессионализм, профессионально-личностный рост, конструктивная жизненная стратегия, ценности.
Сегодня происходящее реформирование системы образования в России, социальные и политические перемены во внутренней и внешней среде закономерным образом порождают потребность в высококвалифицированных специалистах, подготовку которых осуществляют отечественные вузы. В свою очередь, качество образовательного процесса и сформированность необходимых компетенций обучающихся находятся в прямой зависимости от профессионализма профессорско-преподавательского состава.
В современных реалиях педагог должен обладать развитыми знаниями, умениями и навыками, широким кругозором, обладать готовностью к личностному и профессиональному росту, быть настоящим профессионалом в своей сфере, стремящимся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, готовым посвятить себя избранной профессии, что делиться с обучающимися не только имеющимися знаниями, но и формировать у них высокие морально-нравственные качества, просоциальную систему ценностей, развивать умение самостоятельно выстраивать конструктивную жизненную стратегию.
В данном контексте одно из ключевых значений приобретает акмеологический аспект подготовки специалистов.
Сегодня в России уделяется большое внимание профессии педагога, уровню его материальной и социальной защищенности, а также профессиональной подготовленности.
В современных условиях реформирования социума традиционные образовательные технологии не могут обеспечить переход от учебной работы к учебной деятельности, трансформировать способ мышления, совершенствовать у обучающихся творческие и познавательные качества. Важно понимать, что интеллектуальное и морально-нравственное развитие обучающихся будет эффективным при условии его самостоятельной дидактической и социально-полезной активности.
Научные аспекты этой деятельности в настоящее время разработаны не в полной мере, что детерминирует постановку задачи поиска и осмысления теоретико-экспериментальных систем и подходов, среди которых особое место занимает акмеологический подход.
Совершенствование личности педагога в процессе его образовательной деятельности, как правило, выступает ключевым фактором формирования высокой степени его подготовленности. Анализ профессионализма педагога опирается на уровень подготовленности обучающихся, степень сформированности знаний, умений и навыков, которые являются результатом взаимодействия субъектов образовательной деятельности (в системе педагог — обучающийся). В данном контексте акмеологический подход создает благоприятные условия для изучения хода и результатов совершенствования личности педагога и обучающихся в неразрывной связи, что в свою очередь, порождает возможность для рефлексии.
В педагогической практике, к сожалению, встречаются проблемные вопросы, связанные с профессиональным развитием педагога. Нередко они возникают, как не странно, в связи с изучением и использованием передового педагогического опыта, на основе которого многие педагоги стремятся усовершенствовать имеющийся дидактический и методологический инструментарий. Однако механический перенос понравившихся, запомнившихся педагогических стратегий и приемов не всегда гарантирует их постоянную высокую эффективность, поскольку такое «совершенствование» не является системным и последовательным. Копирование части элементов из педагогической системы, выстроенной на принципиально другом теоретико-методическом базисе, не позволит постоянно так же органично использовать их в других условиях. Важно понимать, что заимствованию может подлежать лишь основная дидактическая идея, концепция, а технико-методологические компоненты выбираются преподавателем с учетом предметной основы, а также имеющихся психофизиологических особенностей педагога и коллектива обучающихся.
Мы исходим из понимания творчества как высочайшего развития человеческой активности, ориентированной на корректировку социальной среды и созидание общественно значимых результатов труда. Педагог, который творит и созидает должен постоянно определять новые педагогические задачи, постоянно проявлять настойчивость в их решении, обладать душевной широтой, с помощью которой он распознает в каждом обучающемся полноценную индивидуальность и выявить способности и потенциал о которых сам человек мог и не догадываться.
Полагаем, что акмеологическое понимание педагогической деятельности преподавателя должно включать в себя:
умение найти оригинальный подход к дидактическим проблемным вопросам, креативность в выборе методов, форм и способов построения стратегии взаимодействия с обучающимися;
перманентная устремленность на поиск и освоение инновационных педагогических методик, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс;
умение адекватно анализировать педагогические ситуации, оперативно принимать разумные конструктивные решения;
способность к рефлексии и самоанализу;
навыки выстраивания конструктивной жизненной стратегии и умение раскрыть ее привлекательность для обучающихся.
Изложенное детерминирует необходимость личностно-профессионального роста преподавателя вуза, т. е. процесса и результата усовершенствования личности, направленный на значительное развитие в профессиональном и личностном плане, витальную самореализацию.
Данный процесс должен быть перманентным и целеустремленным, а также заключаться:
в трансформации мотивационной сферы педагога, в содержании которой начинают доминировать общечеловеческие ценности;
в развитии навыков планирования и реализации поведенческих аттитюдов, гармонично отражающих имеющуюся систему ценностей;
в совершенствовании умений самоконцентрации и нацеливания на решение значимых витальных проблем, препятствующих самореализации.
Полагаем, что методику формирования и развития указанных качеств и способностей необходимо рассматривать в качестве системы сведений и технологии успешной реализации преподавателем конгломерата профессиональных качеств, в том числе акмеологической направленности.
Считаем, что высококвалифицированный педагог должен:
иметь способность к использованию приемов самопознания, саморазвития и самосовершенствования;
уметь актуализировать свои сильные и значимые качества, с одновременным нивелированием слабых и асоциальных;
иметь навыки развития и укрепления своего интеллектуального, ценностного, морально-нравственного, коммуникативного и витального уровней;
личным примером демонстрировать обучающимся аттитюды просоциальной практики.
Изложенное позволяет сделать вывод, что гармоничное развитие у современного преподавателя образовательной организации акмеологических компетенций позволит ему постоянно повышать свое педагогическое мастерство, максимально раскрыть имеющийся потенциал и актуализировать у обучающихся потребность в перманентном саморазвитии и самосовершенствовании.
Литература:
- Филонова Н. А. Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя // Наука и современность. 2010. № 7–1. С. 259–264.
- Лаптева О. И. Роль акмеологической среды в развитии профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 238–243.
- Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 28.03.2019).