Ключевые слова: высшее образование, оценка качества образования, академическая мобильность студентов, аудит, аккредитация
Качество высшего образования имеет решающее значение для успешного развития любого государства. Уровень интеллектуального потенциала страны, определяемый качеством ее высшего образования, становится важнейшим фактором благосостояния общества [1].
Анализ развития системы образования Республики Казахстан свидетельствует о существовании устойчивой тенденции ее интеграции в мировое образовательное пространство. Это обстоятельство предполагает обеспечение вузами качества образовательных услуг на уровне мировых стандартов, а соответственно адаптацию к этим стандартам существующих в национальном образовательном пространстве процедур его внешнего контроля и оценки [2].
В настоящее время систему обеспечения качества образовательной деятельности вузов на государственном уровне характеризует многоступенчатость, централизованный характер и ведомственная подчиненность процедур оценки и контроля, дублирование их содержания и выраженная нацеленность на решение проблем, существующих в системе высшей школы, что не позволяет им в полной мере обеспечивать свою основную функцию — стимулирование вузов к повышению качества реализуемых ими образовательных услуг [3,4].
Качество образования является одним из шести основных принципов Болонской декларации, сформулированных для формирования европейской системы высшего образования [5,6]:
- введение двухуровневого высшего образования;
- введение системы кредитов (зачетных единиц);
- обеспечение качества образования;
- расширение мобильности студентов и преподавателей;
- содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования (выдача единых приложений к диплому);
- формирование европейского подхода к развитию высшего образования.
Важнейшим компонентом оценки деятельности вузов является оценка качества образования. Качество высшего образования является многомерным понятием, которое должно включать все его функции и всю деятельность: преподавание и программы обучения, исследования ученых и магистрантов, персонал, студентов, здания, факультеты, оборудование, оказание услуг обществу и академическую среду.
Можно определить три критерия качества образовательной деятельности [7]:
1) качество персонала, которое определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов;
2) качество подготовки студентов;
3) качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования.
Выделяются три основных инструмента контроля качества высшего образования, осуществляемого посредством оценки деятельности вузов: аудит, аккредитация, оценка.
Под аудитом в данном случае понимается аудит качества, который призван оценить адекватность процедур планирования и принятия решений в вузе, соответствие предпринятых действий поставленным целям и эффективность действий с точки зрения достижения поставленных целей.
В ходе аудита качества проводится оценка системы управления в вузе, качества персонала вуза, а также системы внутреннего контроля качества.
Аккредитация предполагает проверку вузов и программ на соответствие определенным критериям; в результате аккредитации вуз может быть либо аккредитован, либо нет. С ее помощью обеспечиваются минимальные гарантии качества обучения.
Оценка, в отличие от аккредитации, позволяет не просто проверить соответствие вуза неким критериям, но и оценить степень его конкурентоспособности, сравнить разные вузы между собой [8].
В Международном казахско-турецком университете имени Х. А. Ясави используются следующие известные способы, методы и системы оценки качества условий обеспечения образовательного процесса: институциональная аккредитация, специализированная аккредитация, государственный контроль качества образования, мониторинг эффективности деятельности вузов, внутривузовская система качества на базе стандартов ИSО 9001:2008, включая внутренний аудит и самооценку.
Однако оценка параметров качества, характеризующих условия обеспечения образовательного процесса, вызывает определенные трудности и носит, как правило, субъективный характер. Низкое значение лишь одного параметра качества из нескольких, подчас приводит к заключению о несоответствии требованиям всего условия. Предлагается совершенствование существующей системы оценки качества условий обеспечения образовательного процесса. Предполагается разработка и создание множества условий обеспечения образовательного процесса с четко определенными параметрами качества [9]. Как отмечалось выше, это могут быть: уровень подготовки абитуриентов, содержание образования, профессорско-преподавательский состав, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение и др.
Параметрами качества, например, для условия «профессорско-преподавательский состав», могут являться такие, как возраст, научно-педагогический стаж работы, ученая степень, ученое звание, базовое образование, индекс цитирования и др. Затем определяются допустимые для этого условия диапазоны параметров качества и формируется их оценка в баллах по квалиметрическим шкалам, созданным экспертным путем. Значения в баллах отдельных условий реализации и суммарно по всем существующим будет определять установленное требование для образовательных организаций. Таким образом, формируется эталонная база множества условий обеспечения образовательного процесса. При внешней или внутренней оценке качества условий обеспечения образовательного процесса производится расчет значений параметров качества условий реализации образовательной организации и определяется их комплексное значение в баллах. Далее производится сравнение параметров качества условий реализации в баллах образовательной организации с установленными требованиями. Возможно, при итоговой (суммарной) оценке условий реализации образовательного процесса введение весовых коэффициентов как для параметров качества, так и для самих условий.
Таким образом, образовательная организация всегда будет иметь численную оценку качества условий реализации образовательного процесса в баллах, возможность ее сравнения с эталоном и управления качеством. Отдельные фрагменты такого подхода в оценке качества образования заложены в системе качества Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави, которая была разработана, документирована, внедрена (2006 г.), сертифицирована (2008 г.) и поддерживается в рабочем состоянии с областью распространения в отношении «разработки и оказания услуг в сфере высшего, послевузовского образования, а также научной и инновационной деятельности», постоянно улучшается ее результативность в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008.
Литература:
- Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.
- Султанова Т. А., Ткачева Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией. // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 613–616.
- Бочков Д. В., Горбачева Е. В. Управление образовательной организацией на основе комплексной оценки эффективности ее деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 355–358.
- Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
- Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
- Мухаметкалиев Т. М. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
- Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
- Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.