Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразовательной школе. Приведен пример аннотации и тематического планирования нескольких уроков авторского элективного курса: «Введение в историю Великобритании (эпоха Тюдоров)».
Ключевые слова: элективный курс, профиль, принципы профильного обучения, аннотация, тематическое планирование.
The article deals with the analysis of essential peculiarities of an elective course as a necessary component of the core learning in high school: the principles, aims, tasks and ways of core learning in high school are analyzed. The example of annotation and topic planning of an authorial elective course: «Introduction to the history of the United Kingdom (the Tudor’s Dynasty) is shown.
Key words: elective course, core component, the principles of an elective course, annotation, topic planning.
Особенностью средней (полной) общеобразовательной школы является профильный характер обучения, который предусматривает профориентационную парадигму образования: учащиеся получают возможность более глубокого изучения отдельного предмета (предметов) или дисциплин, относящихся к ним, с целью подготовки к своей будущей специальности и поступлению в выбранное Высшее учебное заведение. Целесообразно подчеркнуть, что неотъемлемой составляющей профильного обучения в старшей школе является элективный курс (далее ЭК), который является обязательным предметом по выбору и позволяет учащимся овладеть определенным набором компетенций, необходимых для будущей профессиональной самореализации и становления. ЭК предполагает более глубокое изучение какого-либо компонента выбранного профиля (филологический, социально-гуманитарный, естественно-научный профиль), приобщение к новому знанию, расширение кругозора, становление профессионального мировоззрения.
Важно заметить, что ЭК позволяет познакомиться с будущей специальностью более близко, что дает преимущество при поступлении в высшее учебное заведение, а также способствует начальной профессиональной подготовке, вторичной социализации и личностному становлению ученика.
В связи с изменениями в жизни нашего общества сменились ценностные ориентации и в качестве самой большей ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира [И. Л. Бим 2007: 10]. Выпускник образовательного учреждения должен уметь мыслить критически, объективно оценивать современную картину мира, уметь аргументированно доказывать свою точку зрения, подвергать сомнению неизвестные факты действительности, уметь пользоваться новыми личностно-ориентированными технологиями обучения, быть готовым к межкультурному сотрудничеству, уметь избегать и преодолевать конфликты. Данные факторы обуславливают значимость иностранного языка как функционального средства коммуникации на международной арене.
Современное социально-политическое устройство мира, глобализация, расширение экономических связей с различными англоговорящими странами создали ситуацию, в которой владение английским языком является не только желательным, но и обязательным условием при приеме на работу, что подтверждает то, что английский языком является не только целью обучения, но и средством предпрофессиональной подготовки в старшей школе.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» профильное обучение старшеклассников рассматривается как система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: 2002].
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы отмечается: «Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования 2002: 3].
Концепция профильного обучения «преследует следующие основные цели:
− создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
− способствовать становлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
− расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общими и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования» [Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования 2002].
Что касается изучения иностранного языка в старшей школе, И. Л. Бим выделяет следующие цели профильного обучения ИЯ:
Рис. 1. Цели профильного обучения ИЯ [Бим 2007: 36]
И. Л. Бим выделяет следующие принципы профильного обучения [Бим 2007: 41–42]:
− Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (учет возможностей и потребностей школьников);
− Принцип социокультурной направленности (формирование культурной осведомленности);
− Принцип учета и развития профессиональной ориентации (интеграция иностранного языка с другой предметной областью);
− Принцип возрастания удельного веса самостоятельности (развитие автономии, сознательного отношения к организации учебной деятельности);
− Принцип опоры на имеющийся опыт обучения (развитие самообразовательных потребностей);
− Принцип продуктивности (совершенствование материальных продуктов учебной деятельности).
Далее приведем аннотацию разработанного нами авторского ЭК:
Аннотация к элективному курсу «Введение в историю Великобритании (эпоха Тюдоров)»
Предлагаемый курс на основе УМК «Страноведение Великобритании» / Great Britain Ю. Б. Голицинского предназначен для учащихся 10–11 классов филологического профиля, а также для учащихся 10–11 классов, желающих расширить свои познания в сфере истории Великобритании.
В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как средства международного общения. В эпоху глобализации, расширения экономического и мирового пространства, все более актуальным становится вопрос осуществления успешной коммуникации с представителем иноязычной культуры.
Однако одного знания языка недостаточно для понимания национально-культурных особенностей, менталитета, религиозных представлений и традиций иной страны.
Для того, чтобы стать успешным участником иноязычного общения, становится необходимым иметь, как минимум, базовые знания и представления о культурно-исторической картине мира другого народа.
При обучении в классах филологического профиля учащимся необходимо понимать англоязычные историко-политические термины, знать ключевые исторические даты и политические фигуры, уметь охарактеризовать определенную эпоху, как в социальном, так и в политическом плане.
Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей успешной и самостоятельной жизни в социуме.
Целью элективного курса является формирование у учащихся элементарной социокультурной компетенции, что позволит им приобщиться к культуре другого народа, расширить знания в области истории Великобритании.
Для достижения поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:
− обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях;
− расширить культурный кругозор учащихся за счет познания исторической эпохи другой страны;
− развить умение аудирования посредством просмотра и анализа видеофрагмента по исторической тематике;
− развить умение говорения на основе прочитанного текста по заявленной тематике.
Курс рассчитан на 35 учебных часов и состоит из 5 тематических разделов, по 7 уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 35 часов в 10 или 11 классе.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
− продуктивности (в ходе индивидуальной\ групповой проектной деятельности)
− индивидуализации (свобода выбора тем для проектной деятельности);
− деятельностно направленного обучения (выполнение проектов, активное участие в дискуссиях, самостоятельная работа);
− возрастание самостоятельности и автономии (по мере прохождения материала, учащимся предоставляется все большая свобода для самостоятельной деятельности).
Контроль результатов обучения иоценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении проектных заданий каждого тематического раздела, а также самими учащимися посредством самооценки и самоконтроля.
Далее продемонстрируем разработанное нами тематическое планирование нескольких уроков к данному ЭК:
Тематическое планирование ЭК: «Введение в историю Великобритании (эпоха Тюдоров)»
Номер урока: 10
Тема урока: «Генрих Восьмой как один из самых противоречивых королей Великобритании» (урок 1)
Фонетика: -
Лексика: Лексические единицы и выражения: ambiguous, assertive, controversial, obstinate, to lose temper, successor, predecessor, to keep emotions in check.
Грамматика: -
Говорение: Групповое обсуждение текста: «Генрих 8 как один из самых противоречивых королей Великобритании».
Чтение: Чтение текста: «Генрих 8 как один из самых противоречивых королей Великобритании».
Аудирование: -
Письмо: -
Языковой портфель: -
Номер урока: 25
Тема урока: «Правление Эдуарда Шестого» (урок 1)
Фонетика: -
Лексика: Лексические единицы и выражения: to lose ones parents, to be an orphan, to rule, to obtain power, to die young, a ruler, to get a crown, to be the most desirable child, the only begotten son, to be prone to illnesses, to be physically weak.
Грамматика: -
Говорение: Групповое обсуждение видеофрагмента: «Правление Эдуарда 6».
Чтение: -
Аудирование: Просмотр видеофрагмента: «Правление Эдуарда 6».
Письмо: -
Языковой портфель: -
Номер урока: 29
Тема урока: «Правление Марии 1» (урок 1)
Фонетика: -
Лексика: Лексические единицы и выражения: to be bloody, to be cruel, to execute people, to live in terror, to be devoted to Catholicism, to hate protestants, a relief, a disease, to keep someone in a tower, to imprison someone.
Грамматика: -
Говорение: Групповое обсуждение видеофрагмента: «Правление Марии 1».
Чтение: -
Аудирование: Просмотр видеофрагмента: «Правление Марии 1».
Письмо: -
Языковой портфель: -
Номер урока: 33
Тема урока: «Правление Елизаветы 1» (урок 1)
Фонетика: -
Лексика: Лексические единицы и выражения: a golden age, a wise ruler, to defeat Armada, to die a virgin, a virgin queen, a true benefactor, to benefit, to prosper, to achieve the main objective, the era of art and culture.
Грамматика: -
Говорение: Групповое обсуждение видеофрагмента: «Правление Елизаветы 1».
Чтение: -
Аудирование: Просмотр видеофрагмента: «Правление Елизаветы 1».
Письмо: -
Языковой портфель: -
Таким образом, можно подчеркнуть, что введение ЭК в контексте профильного обучения в старших классах позволяет повысить качество владения старшеклассниками иностранным языком, учесть профессиональные устремления, способствовать их развитию средствами иностранного языка и обеспечить большую преемственность между школьным языковым образованием и вузовским [Бим 2007: 18]. Введение профильного обучения дает возможность использовать иностранный язык не только как цель обучения, но и как средство, которое позволит углубить и расширить знание в любой другой предметной области.
Литература:
- Бим, И.Л.Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М., 2002.
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект): ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / при участии Ю. И. Дик, И. А. Сасова, С. Н. Чистякова. — М., 2002.