Эстонская община в Пскове: история и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 14.05.2019

Статья просмотрена: 1476 раз

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Эстонская община в Пскове: история и современность / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 399-409. — URL: https://moluch.ru/archive/258/58991/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье повествуется об истории эстонской общины города Пскова. Рассказывается о религиозной, культурной и общественной жизни местных эстонцев, их городских организациях, а также об известных эстонцах, связанных с городом Псковом.

Ключевые слова: эстонцы, Псков, этнография, история.

The article tells about the history of the Estonian community of the city of Pskov. It describes the religious, cultural and social life of local Estonians, their city organizations, as well as famous Estonians, who were connected with the city of Pskov.

Keywords: Estonians, Pskov, ethnography, history.

В конце XIX — начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном направлении, в том числе в город Псков и его окрестности. Данная работа написана на основе редких архивных документов, а также материалов до- и послереволюционных газет.

К 1900 году прихожанами псковского эстонского прихода являлся 891 эстонец. Тогда псковскую эстонскую школу посещали 40 детей [12, с. 16]. До 1905 года среди лютеранских прихожан Пскова насчитывалось 5212 эстонцев, к 1909 году их число возросло до 5800 человек [3, с. 19, 69]. К 1918 году в Пскове и близлежащих окрестностях проживали более 2000 эстонцев [15, с. 25]. К лету 1943 года в городе Пскове насчитывалось всего 120 эстонцев, что объяснялось как оптацией 1920-х годов, когда эстонцы возвращались обратно в Эстонию, так и переселением эстонцев на историческую родину во время немецкой оккупации [23, с. 2].

Большинство псковских эстонцев являлись лютеранами. 21 июня 1870 года во Пскове, на углу Анастасиевского сквера (пересечение Сергиевской и Губернаторской улиц), произошло освящение построенной из кирпича лютеранской церкви во имя Святого Иакова (Якова). Её посещали эстонцы, латыши и немцы. 3 августа 1915 года в Нижний Новгород выслали Фридриха Дрешлера, который являлся пастором церкви с 1913 по 1915 год. Как писала через два дня после этого события эстляндская газета «Постимеэс», псковские эстонцы давно ждали отставки Ф. Дрешлера: они хотели, чтобы пост пастора занял эстонец. Однако, к их несчастью, эти позиции занимали впоследствии латыши: Михаэль (Михаил) Лапиньш (Карл Андреевич Лаппинг; 1921–1928) и Александр Карлович Миглас (Мигле; 1929–1937) [26, с. 3]. В 1900 году 50 рублей на эстонскую школу во Пскове выделила касса Евангелическо-Лютеранской Консистории [33, с. 1]. Эстонская школа при церкви находилась в ведении Дирекции народных училищ и располагалась до 1910 года в доме № 6 по Гоголевской улице, а после 1910 года — в доме № 8 по этой же улице. Церковь Святого Иакова была закрыта в 1937 году.

В ноябре 1898 года в газете «Постимеэс» сообщалось, что эстонский псковский приход стал использовать новое здание школы и часовни (позже преобразованную в церковь) [17, с. 1]. Вильгельм Иванович Мюллер являлся кистером образовавшегося эстонского прихода и преподавателем лютеранского эстонского приходского училища. В 1905–1907 годы учителем был Якуб Густавович Теддер, в 1909–1910 годы там также преподавала Сальме Ивановна Пекс. В 1909 году старостой эстонского училища являлся строительных дел мастер Томас Гансович Густавус.

Рис. 1.Псковская евангелическо-лютеранская церковь Святого Иакова

Эстонская церковь на Немецком кладбище, построенная в неоготическом стиле, располагала 200 посадочными местами [3, с. 19, 69]. В 1926–1929 годах обязанности пастора здесь выполнял Мартин Егги (до 1934 года — пастор эстонских лютеранских общин во Пскове и в Гдовском районе Псковского округа). Кладбищенская лютеранская церковь была закрыта в конце 1929 — начале 1930 года. Однако в 1941–1944 годах в ней велись богослужения. В начале 1944 года церковь была закрыта повторно и окончательно. В 1995 году здание передали псковской церкви Российского Союза евангельских Христиан-баптистов.

Рис. 2. Эстонская церковь на псковском Немецком кладбище

Общественная и культурная жизнь эстонцев Пскова была весьма интересна. 24 марта 1898 года генерал-лейтенант Пантелеев утвердил Устав Эстонского Общественного Собрания «Койт» в городе Пскове (далее — эстонское общество). Цели общества были такие: способствовать поднятию умственного и нравственного уровня своих членов и их семейств; доставлять им возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою; содействовать распространению музыкального образования; из чистой прибыли ежегодных членских взносов и других статей дохода: а) оказывать вспомоществование нуждающимся эстонцам города Пскова и его окрестностей во время болезни; б) выдавать недостаточным семействам эстонцев города Пскова и его окрестностей, в случае смерти одного из членов недостаточного семейства, пособия на похороны; в) выдавать одновременные и ежемесячные пособия вдовам и сиротам эстонского происхождения, жительствующим в городе Пскове и его окрестностях; г) снабжать учебными пособиями детей эстонского происхождения, или же вносить за них плату за ученье, в каком бы училище они не обучались; д) отчислять от средств собрания в пользу пострадавших, несмотря на национальность, в случае неурожая, наводнения или какого-нибудь другого всеобщего народного бедствия [21].

Рис. 3. Устав Эстонского Общественного Собрания «Койт» в городе Пскове. Издание 1898 года

Во Пскове действовало, по некоторым данным, и эстонское общество «Сидэ». Его руководителем являлся Аугуст Кукс (1882–1965) — будущий директор Таллинской учительской семинарии [6, с. 30].

Рис. 4. Председатель псковского эстонского общества «Сидэ» Аугуст Кукс

В начале XX века эстонский фольклорист, богослов, лингвист и общественный деятель Якоб Хурт, а также эстонский поэт, писатель, фольклорист и просветитель Фридрих Крейцвальд собирали у псковских эстонцев и сетокезов старинные народные песни и фольклор. В 1904 году вышла книга с собранными Я. Хуртом песнями [7].

Рис. 5. Эстонский просветитель Ф. Крейцвальд собирает фольклор у псковских эстонцев и сетокезов (открытка В. Толли)

Летом 1915 года члены псковского эстонского общества «Койт» прибыли в Тарту на пароходе «Цесаревич Алексей» [20, с. 2]. Эстонские псковичи приехали в город, что стоит на берегу реки Эмайыги, по приглашению тартусцев для того, чтобы отпраздновать 50-летие основания «Общества Ванемуйне» [18, с. 3]. Учрежденное 24 июня 1865 года, это общество положило начало Эстонскому национальному театру, а также театру Ванемуйне, создание этих учреждений было идей эстонского поэта и журналиста Йохана Вольдемара Янсена.

Начиналось непростое время. В России шла Гражданская война, а в Эстонии — Освободительная война. 31 января 1919 года большевики арестовали эстонского священнослужителя, пастора Петровского прихода города Валга Ричарда Александра Георга Вюхнера (1872–1919). Его отправили в псковскую тюрьму, где он находился в течение трех месяцев. Псковские эстонцы приносили ему пищу и другие необходимые вещи. На Страстную пятницу 150 псковских эстонцев обратились к управляющему псковской тюрьмы с просьбой выпустить пастора Вюхнера на волю, чтобы он смог провести пасхальную службу. Как только большевики узнали, что он является церковным пастором, то вечером того дня, в который было передано обращение эстонцев, Вюхнер был убит [31, с. 6].

25 мая 1919 года эстонский Куперьяновский партизанский батальон вошёл во Псков. В Псковской наступательной операции участвовали свыше 3,5 тысяч эстонских солдат, имевших 262 пулемета, 30 орудий, 2 броневиков и 4 бронепоезда. Через четыре дня в город приехал уполномоченный Северного корпуса полковник С. Н. Булак-Балахович, который принял на себя административное управление и оборону Псковского района. В газете «Новая Россия» тогда можно было прочесть такой опус: «Из освободителей г. Пскова первыми вошли в город войска Эстонской республики, радостно встреченные всем населением. Полковник Булак-Балахович в это время отгонял коммунистические полки к северу от Пскова, не давая им отступить на город и спасая тем население от последних кровавых насилий. Услуга сынов эстонского народа освобождающемуся русскому народу останется навсегда в нашей памяти. Горячая благодарность наша не ограничится словами. К этому мы хорошо помним помощь, оказанную эстонским правительством Северной русской армии во время её формирования и до последнего момента. Да будет и впредь русская дружба с эстонским народом действительной и искренней. Крепко пожимаем руки героям эстонского народа, находящимся сейчас на защите Пскова» [2]. Очень трудно представить, что псковичи «радостно встречали эстонцев и банды Булак-Балаховича», если только вспомнить кровавые расправы последнего над мирным населением, когда он превращал казни на псковских площадях в публичное театрализованное действо и лично участвовал в их проведении.

Если взглянуть вглубь истории, то можно увидеть, что эстонцы уже пытались несколько раз захватить Псков. Так, в 1177 году племя чудь совершило грабительский набег на землю Псковскую [5, с. 5]. Согласно хронике Генриха Латвийского в 1210-х годах набег на Псков совершил эстонский старейшина и вождь Лембит (Лембиту).

Рис. 6. Эстонская эмблема, посвященная 48-летию боев Красной армии под Псковом и его освобождению от немцев и белых в ноябре 1918 года

Время было голодное. 23 июля 1919 года псковские эстонцы (442 человека) через своего уполномоченного обратились к представителю Эстонии, у которого попросили передать руководству республики просьбу о направлении во Псков из Эстонии на продажу 335 пудов муки, 84 пуда крупы, 40 пудов масла, 40 пудов сала, 84 пуда сельди и 335 пудов картофеля [24, с. 9].

В 1919 году, во время Гражданской войны в России, под Псковом сражался красный эстонский конный полк.

Рис. 7. Красный эстонский конный полк сражался под Псковом. 1919 год

В том же году лектором курсов красных командиров на псковский фронт отправился Антон Кююнапуу, ранее участвовавший в революционной деятельности в Рапла. С конца ноября 1917 года он являлся председателем Харьюского исполнительного комитета совета рабочих депутатов. Позже А. Кююнапуу перебрался в Россию, где стал инспектором образования Петроградской Северной Коммуны.

Рис. 8. Антон Кююнапуу внес значительный вклад в просветительскую деятельность эстонцев Пскова

Именно во Пскове 17 сентября 1919 года начались мирные переговоры между Советской Россией и Эстонской Республикой. Прерванные Эстонией в связи с наступлением армии А. И. Деникина на Москву, переговоры возобновились 5 декабря того же года в городе Тарту (Юрьев) на советско-эстонской мирной конференции. 31 декабря 1919 года было подписано перемирие между Советской Россией и Эстонией, а 2 февраля 1920 года в Тарту был подписан мирный договор.

Рис. 9. В сентябре 1919 года во Пскове проходили мирные переговоры между Советской Россией и Эстонской Республикой

В 1920-х годах эстонские комсомольцы активно переписывались со своими псковскими сверстниками. Они рассказывали о положении рабочих и хуторян в Эстонии, о молодежных организациях, а также о борьбе рабочего класса. В 1927 году Коммунистическая ячейка средних учебных заведений Таллина послала товарищеский привет шефу комсомола Псковской губернии [1, с. 11, 117–123].

Вскоре после отступления белых частей из Пскова, активизировалась культурно-просветительская работа среди псковских эстонцев. Они собирались в помещениях бывшей эстонской школы города. Большой вклад в просветительскую деятельность внёс товарищ А. Кююнапуу. 11 апреля 1920 года возникла Эстонская секция Псковского губкома ВКП(б), а также эстонский рабочий клуб Пскова (при секции). На первом собрании псковских партийных эстонцев 11 апреля 1920 года выбрали Бюро Эстонской секции, куда вошли товарищи Минталь, Нирк и Отс. Писчим являлся товарищ Мильян. Собрание завершилось исполнением Интернационала [19, с. 4].

Псковский Эстонский коммунистический клуб расположился в доме бывшего городского головы Пскова А. А. Агапова. Политкружок клуба собирался два раза в неделю. По инициативе товарища Митта организовали драматический кружок и певческий хор, который до 1923 года возглавлял лютеранский церковнослужитель М. Егги. Товарищи Митт, Нирк и Отс стали членами правления клуба, председателем выбрали Митта. Клуб поддерживал тесную связь с эстонскими поселениями всей Псковщины, помогая им организовывать эстонские читальни, клубы и школы. Большой вклад в просветительское дело внес активист клуба товарищ Якобсон. Клуб устраивал выезды с докладами, концертами и театральными постановками в Сааритсу, Дно, Миритиницы, Маяково, Цапельку, Торопец и в другие населенные пункты, где проживали эстонцы [16, с. 2].

28 ноября 1922 года состоялось общегородское собрание эстонцев Пскова, устроенное в память о военнослужащих красных эстонских полков и частей 6-й стрелковой дивизии РККА под командованием Н. Иванова, погибших 28 ноября 1918 года на правом берегу реки Наровы при попытке взятия города Нарвы. С обстоятельным докладом на эту тему выступил товарищ Икмельт [35, с. 3].

16 августа 1923 года состоялось общее собрание Псковского эстонского клуба, на котором обстоятельно обсудили его деятельность. К этому времени в организации состояло 40 членов. Помимо вышеупомянутых, работали марксистский кружок и кружок общего образования. В марксистском кружке в 1923 году изучали историю культуры, движение рабочих и историю ВКП(б). Лекторами выступали как псковичи, так и товарищи, откомандированные из Петрограда. Кружок общего образования знакомил слушателей с историей, языками и арифметикой. Драмкружок совершал в 1920 и 1921 годах выезды в эстонские деревни, показывая театральные постановки. Побывал он с выступлением и на Гдовщине. В 1923 году работа кружка несколько затихла, но с новой силой возобновилась, когда в ней принял активное участие товарищ Ромберг [25, с. 3]. К декабрю 1925 года при Псковском Эстонском клубе действовали такие кружки: кружок самообразования, кружок вопросов и ответов, антирелигиозный кружок и женский кружок [14, с. 3].

В июне 1925 года в газете «Эдази» появилась заметка о том, что деятельность Эстонской секции Пскова оставляет желать лучшего. Говорилось о том, что в предыдущие годы проходило много общих собраний эстонцев города, а сейчас их почти не проводится. В заметке уточнялось, что во Пскове живет много эстонцев-членов партии, слабо владеющих русским языком. Они ходатайствовали о том, чтобы собрания для партийных эстонцев Пскова проводились не реже чем один раз в два месяца [34, с. 3].

20 августа 1927 года Эстонская секция Пскова провела праздничный вечер в саду Клуба национальных меньшинств. Псковские эстонцы представили гостям театрализованный номер «Живая газета», который был поставлен учащимся Эстонского рабфака товарищем Вайнло, пребывающим в это время во Пскове. Дуэт товарищей Вайнло и Ыунапуу исполнил композиции на скрипке. Доход от проведения мероприятия в размере 18 рублей пошел в пользу строительства гидроаэроплана имени В. Э. Кингисеппа [22, с. 4]. Сбор пожертвований на этот проект был весьма популярен среди псковских эстонцев. Так, в 1923 году на него пожертвовали деньги Розалие Миккаль, Аугуст Вильсон, Яан Кроон и Густав Саар. Они призвали других псковских эстонцев последовать их примеру [8, с. 2].

К 1933 году большой вклад в работу Эстонской секции псковского Клуба национальных меньшинств под названием «Работа» внесли Л. Роозе (он курировал политическое образование) и А. Имма (курировал хор). Трудилась в клубе и Линда Ани. Тогда клуб ощущал нехватку политической литературы на эстонском языке [27, с. 4].

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов многие эстонцы Пскова перебрались в оккупированную немцами Эстонию. Несмотря на то, что шла война псковские эстонцы всё же отметили в декабре 1942 года Рождество Христово. Они нарядили ёлку и подарили друг другу рождественские подарки [28, с. 2].

В годы войны, когда Псковщина была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, в конце осени 1941 года в Псков прибыл 37 эстонский полицейский батальон (состоявший из пяти рот) под командованием майора Курга. Он был размещен в здании Иркутских казарм на Октябрьском проспекте. Первая рота охраняла железную дорогу Псков-Гдов, вторая рота — дорогу от Пскова до Полоцка, третья рота — железную дорогу от Пскова до Луги, четвертая рота — дорогу от Пскова до Порхова, наконец пятая рота занималась охраной Псковского аэродрома [4].

Многие известные эстонцы родились, жили, учились или работали во Пскове. Приведу краткие строчки из их биографий в хронологическом порядке их связи со Псковом. Священник отец Карп (Карл Фёдорович Устав; 1867–1953) окончил в 1886 году Псковскую гимназию. С 1892 по 1917 годы он являлся «эстонским миссионером» Псковской епархии. С 1892 по 1896 годы К. Ф. Устав служил в эстонском приходе церкви Покрова Богородицы села Ведрилово Порховского уезда. Он открыл в Торопце 4-классную начальную школу, язык обучения в которой был эстонским. С 1896 по 1905 годы К. Ф. Устав был священником и инспектором народных школ. С 1905 по 1917 годы он являлся священником Никольской церкви деревни Тайлово Печерского уезда, большинство прихожан которой были сетокезы. Начал вести для представителей этого малого этноса службы на эстонском языке. Его старанием была открыта сето-язычная школа в деревне Серго, а в городе Печоры — два училища, а также музыкально-песенное общество («Общество просвещения»). К. Ф. Устав — автор ряда статей в газетах Пскова и других городов. В 1908 году в Тарту напечатали небольшую пятнадцатистраничную работу К. Ф. Устава под названием «Псковские эстонцы» [30].

Псковскую военную школу окончил Пауль Вальдсон, начальник арестного дома в Курессааре, помощник начальника арестного дома в Тарту. В Его Императорского Величества 93-м пехотном полку, дислоцировавшемся в Псковской губернии, служил Яан Тусти (1888–1943), будущий общественный деятель Лаэвского района (член местного музыкального и певческого обществ), констебль этого района [11, с. 7].

Главным бухгалтером акцизного управления Псковской губернии являлся Ханс Нейхауз. Прожив во Пскове около 20 лет, он активно участвовал в работе Псковского эстонского общества «Койт». Его сын, известный эстонский деятель в области просвещения Энн Нурмисте (Нейхауз; 1894–1968) родился во Пскове и окончил здесь гимназию [13].

Певец (бас) и штангист Кальо Рааг (1892–1967) начинал свою деятельность на сцене Псковского эстонского общества «Койт». 4 апреля 1900 года во Пскове родилась актриса Выруского русского любительского театра и Тартуского русского студенческого общества Хильда Саббе (1900–1985). А 2 января 1902 года во Пскове родился фигурист и прыгун в воду, врач Эстонского союза зимнего спорта Альфред Хирв (1902–1982).

15 февраля 1903 года во Пскове появился на свет актер театра «Сядэ» Альфред Уйбопуу. Его сестра, секретарь и главный администратор театра «Эстония» Юта Уйбопуу родилась 2 февраля 1912 года во Пскове. Брат Альфреда и Юты, актер театра «Сядэ» Ильмар Уйбопуу (1907–1944) также родился во Пскове. В 1903–1905 году в Псковском коммерческом банке работал банковский деятель, член Эстонского Учредительного собрания, президент Эстонского Банка, председатель правления общества таллинских банков Артур Уйбопуу (1878–1930). 9 сентября 1905 года во Пскове появился на свет писатель и краевед, экскурсовод, исследователь истории эстонской фотографии и истории Таллина Кальюла Тедер (1905–1978).

Мастерскую оптики и точной механики во Пскове основал Йоозеп Сультсон (родился в 1861 году в волости Вериора). Он ещё в 1885 году отправился во Псков, где стал учеником псковского оптика-механика Р. Стейюй. Потом работал в Санкт-Петербурге. Из его псковской мастерской впоследствии вырос крупный механический завод, который сейчас носит название «Псковский электромашиностроительный завод» и входит в число значимых предприятий города. Й. Сультсон принимал участие в прокладке трамвайной линии Пскова и строительстве телефонной станции города. Он являлся председателем Псковского Эстонского комитета беженцев. После переселения в Тарту Й. Сультсон основал мастерскую, в которой производил машины, помпы, пожарные насосы и садовые опрыскиватели [9, с. 6].

27 ноября 1907 года во Пскове родился фитопатолог и фитовирусолог, основатель эстонской школы фитовирусологии, кандидат сельскохозяйственных наук Борис Нурмисте (1097–1966). Одним из основателей Псковской художественно-промышленной школы и её первым директором в 1913–1919 годах являлся художник, специалист по мозаике, педагог-прикладник, член Союза художников Эстонской ССР Николай Федорович Роот (1870–1960).

Рис. 10. Основатель и первый директор Псковской художественно-промышленной школы, художник и специалист по мозаике Н. Ф. Роот

В Псковской землемерной школе обучался почвовед, кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Академии наук Эстонской ССР Альфред Лиллема (1897–1965) [10]. Эту же школу в 1901 году окончил географ, архитектор парков, деятель в сфере защиты природы Пеэтер Пятс (1880–1942) [29].

Рис. 11. Эстонский географ Пеэтер Пятс учился во Пскове

9 октября 1910 года во Пскове появилась на свет актриса театра «Эндла» и солистка театра «Ванемуйне» (меццо-сопрано) Терезе Мугасто (1910–1960). В 1913 году Псковский педагогический институт окончил географ, публицист, популяризатор науки о земле, школьный учитель, член правления Эстонского Союза учителей, автор первой в Эстонии методики преподавания географии Яан Румма (1887–1926).

Рис. 12. Выпускник Псковского педагогического института, географ и публицист Яан Румма

В псковской эстонской начальной школе учился Кальюла Тедер (1905, Псков — 1978, Таллин) — будущий известный эстонский журналист и краевед. Он также обучался в Псковской реальной школе и, с 1918 по 1924 годы — в Выруской мужской гимназии. В 1920-х-1930-х годах К. Тедер работал в редакциях эстонских газет «Постимеэс» и «Пяэвалехт». Позже он трудился экскурсоводом в Таллине. В период с 1917 по 1920 год преподавателем Псковского института народного образования являлся научный секретарь Эстонского союза учителей, инспектор школ Эстонской ССР Йоханнес Кяйс (1885–1950) [32].

8 февраля 1920 года во Пскове родился хоровой исполнитель (баритон), член Эстонского Союза раненых воинов, хорист театра «Эстония» Калью Мейго (1920–2004). 21 июля 1921 года во Пскове родился легкоатлет, инструктор Комитета спорта Эстонской ССР, директор футбольного клуба «Калев» Георг Гильде (1921–2006). После окончания эстонского рабфака в Ленинграде на работу в псковскую комсомольскую организацию получил распределение Вольдемар Саккарт (умер в 1930 году). А 11 декабря 1929 года во Пскове родился эстонский легкоатлет Валентин Сепп (1929–1965). Гимназию Псковской губернии окончил актер Нарвского театра, помощник начальника станции Нарвы Густав Йохансон (1885–1927).

Эстонцы любят путешествовать по соседней с Эстонией Псковской области. В 1981 году вышло дополненное переиздание замечательного путеводителя 1967 года под названием «По псковской земле», автором которого является эстонский краевед Карл Лайгна.

После 1991 года контакты между Псковом и Эстонией расширяются. В конце января 1992 года представительная делегация Пскова побывала с визитом в Эстонской Республике, где встретилась с членом Конституционной Ассамблеи Эстонии Арнольдом Рюйтелем. Стороны обсудили за круглым столом вопросы дальнейшей кооперации. Сотрудничество продолжается и в наши дни: Псков поддерживает активные контакты со своим побратимом — городом Тарту. Интересно, что регулярное водное сообщение между Псковом и Тарту открыли ещё 15 мая 1843 года! Тогда во Псков прибыл пароход «Клементина Юлиана», принадлежащий дерптскому купцу Фердинанду Вегенеру. Дорога до Дерпта занимала от 12 до 14 часов! Из города на берегах реки Эмайыги суда отправлялись дальше — в город Нарву... Многие псковичи помнят, что в советское время существовало постоянное пассажирское сообщение между Псковом и Тарту, осуществлявшееся теплоходами на подводных крыльях «Ракета». Время от времени в российской и эстонской прессе появляются заметки о возможности возобновления водного сообщения между российским Псковом и эстонским Тарту в будущем.

Рис. 13. Делегация города Пскова на встрече с Арнольдом Рюйтелем. Эстония, январь 1992

В городе Валга раньше имелась Псковская улица. Улица с таким названием находилась и в Тарту (ныне это улица Выру). Сейчас в причудском городе Муствеэ существует улица, носящая название Псковской. На юго-востоке Эстонии проходит часть Рижско-Псковского шоссе (от деревни Лухамаа до деревни Мурати).

Рис. 14. Псковская улица в городе Валга. Начало XX века

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в городе Пскове проживали 86 эстонцев и 7 сето, которые идентифицировали себя таким образом. Однако, среди горожан — весьма велико число людей с фамилиями эстонского происхождения, что позволяет нам говорить о том, что их предки приехали во Псков из Прибалтики.

Таким образом, эстонцы Пскова и его окрестностей внесли весомый вклад в историю, культуру и экономику многонационального города Пскова, Псковской области, а также России в целом.

Литература:

  1. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 2496. О. 1. Д. 216, Л. 11, 117–123.
  2. Помощь Эстонии // Новая Россия. 1919. 31.05.1919.
  3. Солодовников В. Лютеранская диадема. Псков, 2010. Lk. 19, 69.
  4. Участие эстонских коллаборационистов в оккупации Псковской области: как это было // ИА Регнум. 17.03.2005. URL: https://regnum.ru/news/422839.html (дата обращения: 01.03.2019).
  5. Eestlased Pihkwas // Postimees. 1919. № 112. 02.06.1919. Lk. 5.
  6. Eestlaste asundustest omaaegses Venes // Meie Tee. № 1–2. 1966. Lk. 30.
  7. Hurt J. Setukeste laulud. Pihkva-Eestlaste vanad rahvalaulud, ühes Räpinä ja Vastseliina lauludega. Esimene köide. Helsingi: Soome Kirjanduse Selts. 1904. 88 lk.
  8. Hüdroaeroplaan Viktor Kingissepp // Edasi. 1923. № 239. 23.10.1923. Lk. 2.
  9. Joosep Sultson 75-aastane // Postimees. 1939. № 95. 06.04.1939. Lk. 6.
  10. Kask R. 102 aastat Alfred Lillema sünnist // Agraarteadus, № 3, 1999.
  11. Konstaabel Jaan Tusti // Postimees. 1943. № 201. 03.09.1943. Lk. 7.
  12. Meomuttel J. Eesti asunikud laialises Wene riigis. Tartu, 1900. Lk. 16.
  13. Mägi V. Enn Nurmiste sõnas ja pildis 1894–1968: kogumik. Tallinn, 1994.
  14. Naistering üksi ei awalda tegewust // Edasi. 1925. № 276. 02.12.1925. Lk. 3.
  15. Nigol A. Eesti asundused ja asupaigad Wenemaal. Tartu, 1918. Lk. 25.
  16. Nirk E. Wiis aastat Pihkwa kubermangu Eesti sektsiooni poliithariduslikku tööd eestlaste seas // Edasi. 1925. № 69. 26.03.1925. Lk. 2.
  17. Peterburi Ew. Luth. konsistoriumi piirkonna elust // Postimees. 1898. № 263. 25.11.1898. Lk. 1.
  18. Pihkwa Eesti «Koidu» selts // Postimees. 1915. № 138. 20.06.1915. Lk. 3.
  19. Pihkwa Eesti kommunistid organiseeriwad // Edasi. 1920. № 83. 18.04.1920. Lk. 4.
  20. Pihkwa Eesti selts «Koit» // Postimees. 1915. № 149. 04.07.1915. Lk. 2.
  21. Pihkwa Eesti seltsliku ühenduse «Koidu» Pöhjuskiri. Kinnit. 24. märtsil 1898. Reval, 1898. 38 lk.
  22. Pihkwa eestlaste… // Edasi. 1927. № 68. 24.08.1927. Lk. 4.
  23. Pihkva eestlaste kannatustee // Sakala. 1943. № 107. 19.07.1943. Lk. 2.
  24. Pihkwa eestlaste palwe // Tallinna Teataja. 1919. № 157. 29.07.1919. Lk. 9.
  25. Pihkwa klubi Eesti sektsiooni tegewusest // Edasi. 1923. № 200. 07.09.1923. Lk. 3.
  26. Pihkwa õpetaja F. Drechsleri wäljasaatmise kohta // Postimees. 1915. № 176. 05.08.1915. Lk. 3.
  27. Poliit-haridustööst Pihkva eestlaste hulgas // Edasi. 1933. № 182. 26.11.1933. Lk. 4.
  28. Pung M. Pihkva eestlased tänavad // Eesti Sõna. 1942. № 24. 31.01.1942. Lk. 2.
  29. Päts P. Ülevaade Loodushoiu- ja Turismi-instituudi tegevusest 1938.–1939. a. Loodushoiu- ja Turismi-instituudi tööde suund // Looduskaitse. II. Tallinn, 1940.
  30. Ustav K. Pihkwa eestlased. Tartu: Postimees, 1908. 15 lk.
  31. Valga Peetri ja Luke koguduse endise õpetaja Richard Georg Alexander Vühneri haua mälestusmärgi pühitsemine // Eesti Kirik. № 32. 10.08.1939. Lk. 6.
  32. Valik Johannes Käisi töid. Koostaja F. Eisen. Tallinn, 1989.
  33. Wene riigi Ew. Luth. usu koguduste abikassa // Eesti Postimehe Missioni-Leht. 1900. № 12. 21.12.1900. Lk. 1.
  34. Wäikene meeletuletus Pihkwa Eesti sektsioonile // Edasi. 1925. № 142. 25.06.1925. Lk. 3.
  35. nowembri mälestuspäew Pihkwas // Edasi. 1922. № 270. 08.12.1922. Lk. 3.
Основные термины (генерируются автоматически): Псков, эстонский, эстонец, эстония, Тарту, город, Россия, Псковская губерния, Псковское эстонское общество, Эстонская Республика.


Похожие статьи

Из истории екатеринбургских эстонцев

В статье повествуется об истории эстонской диаспоры города Екатеринбурга. Рассказывается о религиозной и культурной жизни местных эстонцев, а также об известных эстонцах, связанных с городом Екатеринбургом.

Киевские эстонцы

В статье повествуется о культурной и общественной жизни эстонской общины города Киева, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

История эстонской общины в г. Кисловодске

В статье рассказывается об истории эстонской общины города Кисловодска. Повествуется о контактах между Кисловодском и Эстонией, а также об известных эстонцах, родившихся, работавших или отдыхавших в этом городе.

Эстонская диаспора на челябинской земле

В статье рассказывается о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Челябинска и его окрестностей, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

Культурная жизнь эстонской общины Московского района г. Санкт-Петербурга. Исторический очерк

В статье говорится о культурной и общественной жизни эстонской общины Московского района города Санкт-Петербурга, а также о некоторых мероприятиях, проводимых представителями этой общины.

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Похожие статьи

Из истории екатеринбургских эстонцев

В статье повествуется об истории эстонской диаспоры города Екатеринбурга. Рассказывается о религиозной и культурной жизни местных эстонцев, а также об известных эстонцах, связанных с городом Екатеринбургом.

Киевские эстонцы

В статье повествуется о культурной и общественной жизни эстонской общины города Киева, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

История эстонской общины в г. Кисловодске

В статье рассказывается об истории эстонской общины города Кисловодска. Повествуется о контактах между Кисловодском и Эстонией, а также об известных эстонцах, родившихся, работавших или отдыхавших в этом городе.

Эстонская диаспора на челябинской земле

В статье рассказывается о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Челябинска и его окрестностей, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

Культурная жизнь эстонской общины Московского района г. Санкт-Петербурга. Исторический очерк

В статье говорится о культурной и общественной жизни эстонской общины Московского района города Санкт-Петербурга, а также о некоторых мероприятиях, проводимых представителями этой общины.

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Задать вопрос