Существует много технологий формирования певческих навыков у дошкольников. Рассмотрим самые основные.
Здоровьесберегающие технологии. На занятии по вокалу большое внимание уделяется беззвучному тренингу голосового аппарата — дыхательной гимнастике. Это воспитывает у ребенка бережное отношение к своему голосу, а также приносит пользу для дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Игровые технологии. Вокально-хоровое обучение дошкольников предлагается в форме игры. Игровой подход увлекает малышей, в процессе игры трудности преодолеваются ребенком легче, а результат получается намного выше за более короткий срок. Необходимо подбирать игры-упражнения, которые поются детьми с большим удовольствием и при этом направлены на расширение певческого диапазона, приобретение певческой свободы, а также оберегают детский голос от форсирования и крика.
Технология исследовательской деятельности. Выполняя игровые вокальные упражнения, дети имитируют игру на дудочке, голоса птиц, езду на автомобиле и другие имитации-звукоподражания, развивая при этом звуковысотный слух, гибкость голоса, легкость и светлость звукообразования, воображение и представление об окружающей среде. Данная технология помогает ребенку в исследовании предметов и явлений окружающего мира во всем его многообразии. Исследуя свойства предметов и явлений в звуковом аспекте, дети формируют вокальные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и тембровый слух одновременно развивая образное восприятие окружающего мира.
Технологии проектной деятельности. Весь образовательный процесс выстраивается по определенной проектной схеме достижения планируемого результата, а дети — непосредственные участники этого процесса.
Дети, обучаясь пению, непременно должны научиться определять жанр и характер вокальных и инструментальных произведений, знать, сколько частей в пьесе, слышать, как темп и динамика влияют на характер пьесы. Музыкальный руководитель помогает детям определить, в каком регистре звучит мелодия, то есть: низко или высоко, как звучат аккорды: немного странно, удивленно, волшебно. Таким образом, в совместной с педагогом исследовательской и экспериментальной деятельности, дети узнают, какие средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, фактура) влияют на характер музыки. Играя на музыкальных детских инструментах, они узнают новые тембры и понимают, что с помощью тембра также можно повлиять на характер музыкального произведения.
Информационно-коммуникативные технологии.Современный мир требует внедрять в систему образования передовые методы, использовать в образовательном процессе информационные технологии. (компьютер, интерактивная доска, планшет). Сегодня абсолютно все учебные заведения оснащены компьютерами и проекторами для мультимедийных презентаций, в которых можно красочно и ярко предоставить вниманию детей информацию о композиторах, жанрах музыки, танцах, оркестрах и т. д.
Личностно-ориентированные технологии.Вцентре данных технологий — личность ребенка, создание комфортных условий образовательно-воспитательного процесса с отсутствием конфликтных ситуаций, организациябезопасных условий развития детей, реализация имеющегося у каждого ребенка природного потенциала.
В применении личностно-ориентированной технологии формируются основы гуманно-личностных отношений в детском образовательном учреждении, где оказывается помощь в адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. С помощью музыкального руководителя осуществляется психолого-терапевтический эффект от звучания музыки в различных режимных моментах детского сада. Музыкотерапия является одним из существенных воздействий на психику ребенка, позволяющих ребенку чувствовать себя комфортно, непринужденно и радостно в стенах детского сада.
Технология «Портфолио дошкольника», «Портфолио педагога».Портфолио — это копилка успехов.
Главные функции портфолио:
- Диагностическая (фиксирует динамику роста за конкретный временной отрезок).
- Содержательная (отображает все направления деятельности).
- Рейтинговая (раскрывает диапазон умений и навыков ребенка).
Музыкально-образовательная деятельности с дошкольниками включает в себя: пение, музыкальные игры, ритмические упражнения, слушание музыки.
Музыкально-образовательную работу в детском саду, формирующую певческие навыки у ребенка, необходимо грамотно планировать. Отметим основные элементы ее структуры:
- Дыхательная гимнастика;
- Ритмические подвижные игры;
- Вокально-хоровые упражнения;
- Артикуляционные упражнения;
- Развитие речи;
- Пение;
- Упражнения на мелкую моторику;
- Игры с пением.
Главная сложность — правильно распределить нагрузку на детский голосовой аппарат.
В музыкально-образовательной деятельности необходимо использовать общепринятые методы вокальной педагогики:
– концентрический метод(формирование вокальных навыков);
– фонетический метод(организация правильного звукообразования), используется как упражнение, направленное на выравнивание звучания голоса;
– объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивны (метод голосового подражания);
– фонопедический метод В. В. Емельянова.Данный метод применяется в работе с дошкольниками и основан на применении простейших упражнений, согласно возрастным особенностям восприятия, а также физиологическим особенностям голосового аппарата ребенка. Дети, благодаря данному методу, учатся управлять своим голосом, усваивают основные закономерности голосообразования. Метод может включать в себя комплекс упражнений, направленных на выполнение конкретных задач.
Существует множество приемов работы по формированию и развитию певческих навыков у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:
– Показ с пояснениями. Пояснения музыкального руководителя помогают ребенку понять смысл песни, ее содержание;
– Приветствие. Занятие начинается с приветствия «по трезвучию»;
– Распевка. Перед началом пения важно провести распевку (пару маленьких песенок, не имеющих большого диапазона). Данный прием позволяет разогреть голосовые связки, настроить слух;
– Быстрый темп. Максимальное использование методических приемов в быстром темпе активизирует детей, приносит разнообразие и живой отклик;
– Постепенное усложнение заданий. Следует постепенно усложнять задания, включая в процесс разнообразные атрибуты, иллюстрации, чтение стихов и т. д. Полезно исполнять песни со словами и без слов, вслух и про себя, это доставляет малышам огромное удовольствие;
– Привнесение игровых моментов.Игра в процессе пения способствует улучшению качества пения, создает у ребенка позитивный настрой, интерес, раскрепощает, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Можно использовать игрушки, картинки, чтобы разнообразить занятие, сделать его более продуктивным, повысить активность детей;
– Приобретение детьми теоретических знаний. Очень важно на раннем этапе музыкально-образовательной деятельности познакомить малышей с основными понятиями хорового и вокального исполнения, дать главные представления об устройстве голосового аппарата, объяснить детям как важно беречь свой голос. В этом помогут следующие методы: игровые беседы; разъяснение, как возникает звук и речь; определение возникновения высоких и низких звуков; посещение концертов в музыкальной школе и др.
– Развитие дикции.Правильная дикция имеет важное место в звукообразовании. Работать над дикцией помогают детские скороговорки. Скороговорки развивают не только скорость чередования гласных и согласных звуков, слов, но также регулируют скорость артикуляционного мышечного движения, подвижности голосового аппарата (губы, щеки, язык). — Применение дирижерских жестов. В групповой работе с детским хором полезно использовать дирижерские жесты: сильный взмах руки — громко, слабый — тихо, показывать жестом начало и конец фразы, задержку звука, паузы, изменение темпа, высоту мелодии, ритмический рисунок песни;
– Исполнительская деятельность.Чтобы расширить рамкиисполнительской деятельности надо заниматься индивидуально, но не только с теми детьми, которые отстают, но и со всеми остальными. Это помогает восполнить потребность всех детей в публичных выступлениях.
– Музыкально-ритмические игры.Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-ритмические игры, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. В доступной игровой форме дети разбираются в соотношении звуков по высоте, у них развивается чувство ритма, тембровый и динамический слух;
– Вокально-двигательная гимнастика. Попевки имеют определенный фонематический состав, способствующий эффективному развитию речи ребенка в процессе вокальной работы, дыхательных упражнений, развития дикции, артикуляции, фразировки. Дети любят рифмотворчество и подпевание, поэтому исполнение попевок улучшает работу речедвигательных и речеслуховых анализаторов. Благодаря попевкам произносительная сторона и основные качества голоса ребенка развиваются наиболее качественно и своевременно. Кроме того, данный прием работы активизирует слух, внимание, правильное певческое дыхание.
– Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика — неотъемлемая часть музыкально-образовательной деятельности, направленной на формирование певческих навыков у дошкольников. Данный прием помогает ребенку научиться восстанавливать дыхание, расслаблять дыхательный аппарат.
Эти и многие другие проектно-развивающие методы и приемы способствуют эффективному формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-образовательной деятельности.
Литература:
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. [Текст] / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1973–144с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977–256с.
- Бергер H. A. Современная концепция и методика обучения музыке [Текст] / Н. А. Бергер. СПб.: КАРО, 2004–368с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968–447с.
- Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Академия, 2005–318с.