В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ повышения доверия к выборам у избирателей.
Ключевые слова: Российская Федерация, муниципальная услуга, электронная демократия, электронная форма, интернет-голосование.
В связи с развитием Интернета, в 2009 году был создан Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее по тексту — ЕПГУ) для получения необходимых и законодательно гарантируемых государственных и муниципальных услуг, но уже без личного посещения государственных учреждений, при помощи которого, значительно экономится время граждан. ЕПГУ изначально работал бета-версией, но в последствии стал самостоятельным официальным интернет-порталом государственных услуг www.gosuslugi.ru, по состоянию на апрель 2019 года, на нём было зарегистрировано 86,4 миллиона физических и 462 тысячи юридических лиц, сейчас на портале доступны 392 федеральные услуги, оказано 1 199 государственных и 26 380 муниципальных услуг, что позволяет людям активно использовать портал. В 2018 году ЕПГУ посетили около одного миллиарда раз и отправили через него более 60 миллионов заявлений. По данным показателям это самый используемый государственный сайт в мире. Более 16 миллионов запросов в 2018 году гражданами было запрошено о состоянии своего лицевого счета в Пенсионном фонде России, 9,2 миллиона раз запросили услуги по регистрации транспортных средств, 5,6 миллиона человек воспользовались услугой по замене водительского удостоверения, 4 миллиона заявок поступило на оформление загранпаспорта нового поколения и 1,7 миллиона раз выбирался участок для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Данные показатели показывают результаты пользования порталом, что даёт сделать вывод о том, что ЕПГУ завоевал доверие у граждан, а процесс идентификации прост, любой пользователь сети «Интернет» может бесплатно зарегистрировать учётную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее по тексту — ЕСИА). [1]
Говоря о самом ЕПГУ, необходимо понимать, что это портал государственных и муниципальных услуг — государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг. ЕПГУ является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 210 — ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту — Закон) [2]. ЕПГУ обеспечивает:
1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги;
5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги (за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом);
6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (если иное не предусмотрено федеральными законами);
7) возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
В связи с популярностью ЕПГУ, в Москве обсуждается вопрос о проведении на сентябрьских выборах в Мосгордуму эксперимента по электронному голосованию.
В одном из округов будет как обычное голосование, так и электронно-дистанционное, а избирателю предлагается возможность выбрать способ голосования: дистанционно из любого места нахождения избирателя — через сайт «Госуслуги» или традиционным способом с походом на участок и опусканием бюллетеня в комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее по тексту — КОИБ).
Идентификация избирателя может производиться как получение персонального кода через «Госуслуги», избирателю присылается смс-уведомление с кодом и делается звонок для подтверждения паспортных данных. [3]
Что касается законодательства Российской Федерации о выборах, то необходимо будет предусмотреть возможность интернет-голосования.
Интернет-голосование на выборах является одним из инструментов электронной демократии, элементы которой в том или ином виде стали внедрятся во многих странах: создаются институты гражданских петиций, вводится общественное и экспертное онлайн-обсуждение законодательных инициатив и иных нормативных документов, проводятся интернет-референдумы, активно внедряются технологии предоставления открытых данных со стороны государств своим гражданам и т. д. Введение института интернет-голосования — это положительный процесс по активизации гражданской активности с использованием онлайн-инструментов влияния.
Не может не радовать настрой федерального законодателя по реализации механизмов в электронной демократии нашей страны.
Как говорит глава ЦИКа Владимир Евгеньевич Чуров: «использование электронных средств на выборах — путь, с которого уже нельзя свернуть». [4]
Литература:
- https://esia.gosuslugi.ru/registration/policiesTerms.xhtml;
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в ред. от 01.04.2019 // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
- http://cikrf.ru/news/cec/41020/
- http://www.mosgorizbirkom.ru/en/web/guest/6-oktabra-2015-goda1