Стандартизация как инструмент стратегии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 15.05.2019

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Войтович, В. В. Стандартизация как инструмент стратегии / В. В. Войтович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59042/ (дата обращения: 15.11.2024).



По статистике в Санкт-Петербурге наибольший процент населения занят в сфере строительства по сравнению с другими регионами. Исторический центр города защищает ЮНЕСКО, пригороды Санкт-Петербурга представляют собой колоссальную историческую и архитектурную ценность, так что вопросы, связанные с реставрацией для этого региона очень актуальны [4]. Наиболее значимые объекты попадают под федеральную целевую программу «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга». При этом Союз реставраторов Санкт-Петербурга жалуется на постоянную нехватку финансирования, учитывая объемы работ, которые необходимо произвести.

Учитывая насыщенность рынка и конкуренцию между компаниями, для организации требуется большое внимание уделять стратегии развития фирмы, чтобы грамотно определить цели, политику деятельности организации, а также разработать концепцию, в соответствии с которой фирма будет действовать как единый организм.

Стратегия — это система действий и способов достижения целей, решения поставленных задач. Она не должна быть статична в долгосрочной перспективе, требуется, чтобы проводились ее корректировки в ответ на изменяющиеся условия, в которых работает фирма. Задача стратегии заключается в обеспечении выживаемости и процветания фирмы. Цели — это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Стратегия призвана обеспечивать адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде, поэтому она должна отвечать на следующие вопросы:

  1. что, в каком количестве и какого качества производить;
  2. какая целевая аудитория, для кого производить;
  3. какие действия, как и зачем необходимо осуществлять в первую очередь.

Выбор стратегии во многом зависит от сильных и слабых сторон фирмы и от того, как их можно применять для достижения поставленных целей. Очень важно грамотно скомбинировать внутренние характеристики фирмы с возможностями и угрозами внешней среды, чтобы нейтрализовать риски рынка, сгладить слабые стороны, с наибольшим результатом использовать возможности и увеличить пользу от сильных сторон.

Существуют различные подходы к формированию стратегии компании, например, П. Дойль и Ф. Штерн предлагают следующий взгляд на возможные подходы компании к определению стратегии развития фирмы.

Более привлекательной для предприятия может быть наступательная стратегия, или стратегия прорыва, целью которой является завоевание определенной доли рынка. Эта стратегия, основанная на достижениях научно-технического прогресса, позволяет занять лидирующие позиции на рынке или в отрасли, но она требует значительных инвестиций и имеет высокую степень риска, однако в случае успеха окупаются все затраты и предприятие может получить высокую прибыль.

Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, используется предприятием, которое хочет сохранить собственные позиции на рынке. Эта стратегия выбирается, если предприятие удовлетворено своей долей рынка или у него недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии. Однако в данном случае необходимо особенно внимательно следить за конкурентами, которые могут подорвать его позиции, применив наступательную стратегию.

Стратегию сокращения и смены видов бизнеса предприятие вынуждено применять, когда необходима перегруппировка сил после длительного периода роста или в связи со структурной перестройкой, вызывающей глобальные перемены в экономике [3].

Сильное внешнее воздействие чревато тем, что предприятие не может самостоятельно определять путь, по которому оно будет развиваться. Это может быть обусловлено, например, правовым регулированием, антимонопольной политикой и т. д.

Когда идет разговор о реставрации, необходимо понимать, что речь идет о среде несовершенной конкуренции в связи с тем, что фактически на этом рынке есть только один заказчик — государство, который контролирует условия, при этом предложение достаточно насыщенное, что позволяет повышать требования к подрядчику или производителю. Остальное распределяется посредством субподряда или перепродажи. И лишь небольшая часть заказов приходится на частные фирмы или физические лица.

В основном выбор фирмы происходит с помощью организации тендера или аукциона, где участники предлагают цену, за которую они готовы выполнить работы или осуществить поставку продукции, и условия. То, каким образом осуществляется подтверждение соответствия, в условиях участия в тендере, как правило, не указывается. Требуется оформить множество документов, поэтому главный минус такой формы в том, что бюрократия и цена выходят на первый план, а не качество продукции.

При разработке стратегии компания должна учитывать, что план развития должен легко адаптироваться под изменяющиеся требования заказчиков. В противном случае компания может потерять огромную долю прибыли.

Министерство Культуры РФ сейчас находится в стадии переоформления реестра лицензированных компаний в области реставрации, проектирования и изыскательских работ на объектах культурного наследия. В связи с этим заканчивают свое действие лицензии для всех компаний, осуществляющих свою деятельность в этой сфере, что потребовало от компаний подстраиваться под новые требования и обязательного переоформления лицензий, в противном случае они более не смогут осуществлять свою деятельность. Но изменения затрагивают не только компании, осуществляющие работы, но и производителей материалов [2].

Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2017 N 717 внесены изменения в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, которые вступают в силу с 28 декабря 2018 года, а именно вводится обязательное декларирование сухих смесей и теплоизоляционных материалов, что меняет процедуру подтверждения соответствия для всех производителей данной продукции [1].

Реставрация достаточно консервативная сфера, наиважнейшую роль здесь играет репутация фирмы, качество и скорость выполнения работ, комфорт взаимодействия и стоимость. Строгость по отношению к контролю производства работ и характеристик материалов требует больших объемов отчетности, прохождения различных экспертиз и испытаний.

Выигрышнее всего для компании будет взять на себя как можно больше организационных моментов: проектирование, согласование, работы, закупка и поставка на объект материалов и оборудования, учет расхода, оформление документации, отчетность, сдача объекта — что позволит не только сделать более привлекательным выбор компании, но и упростит работу самой фирмы, так как можно отладить процесс под способ ведения работ, которого придерживается организация.

Наибольшие сложности возникают при внедрении новых материалов и технологий на исторических объектах. Производителю материалов требуется учитывать множество моментов, ведь речь идет о взаимодействии материала с существующей конструкцией, спрогнозировать деформации, адгезию, не нанесет ли новый материал урон исторической конструкции.

В итоге получается ситуация, когда для продвижения и согласования собственного материала компания-производитель вынуждена проводить массу испытаний, изучать материалы, которые использовались ранее в различные исторические периоды, разрабатывать типовые узлы, проходить процедуру подтверждения соответствия, а затем закладывать свои материалы в проекты подрядных организаций. В связи с этим ввод новых материалов — затратный и трудновыполнимый процесс, который сопряжен с риском потери средств и неполучения прибыли, ведь даже проведя все необходимые действия, строительный комитет или государственная экспертиза могут не выдать рекомендацию на использование, что потребует доработок и прохождения всей процедуры заново.

Также и с новыми методами ремонта строительных конструкций, реставрации и реконструкции. В случае нахождения или разработки нового способа, у которого есть преимущества над используемыми ранее с точки зрения технических показателей, экономических, скорости производства работ, то перед подрядчиком стоит задача разработки методики, согласования и утверждения проекта, сметы.

После всего этого можно сделать вывод, что на начальном этапе внедрения чего-либо нового строительная компания берет на себя функции по разработке нормативной документации, на которую ссылается при осуществлении своих услуг или продаже материалов.

Таким образом, с точки зрения стратегии для компании перспективно вкладываться в работы по стандартизации, ведь открытая, правильно составленная информация, на которую может ссылаться заказчик, а также официальные документы, подтверждающие соответствие, являются отличной рекомендацией для фирмы, а также повышают ее репутацию. Клиент чувствует себя защищенным от форс-мажорных ситуаций, когда у него есть возможность сослаться на документ для подтверждения своей правоты в случае недобросовестного проведения строительных работ или несоответствия продукцией заявленным свойствам.

Все эти действия требуют большого количества усилий и затрат. Но они не идут в сравнение с издержками, которые понесет предприятие в случае производства брака или некачественно выполненных работ, ведь в этом случае пострадает не только капитал предприятия, но и репутация фирмы.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2017 № 1262 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: https://www.sro-licence.ru/userfiles/ufiles/0001201710190018.pdf
  2. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2017 г. № 717 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982».
  3. Дойль, П. Маркетинг, менеджмент и стратегии / А Дойль П., Штерн Ф. — СПб.: Питер, 2007. — 544 с.
  4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Россия в цифрах 2017. / Росстат. — М.: Росстат, 2018. — 525 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): компания, предприятие, работа, материал, наступательная стратегия, подтверждение соответствия, производитель материалов, противный случай, процедура подтверждения соответствия, репутация фирмы, стратегия развития фирмы.


Задать вопрос