Изучая нормативную документацию, можно заметить, что там указано, что профилактический контроль и сплошное техническое обследование должно выполняться специалистами жилищно-эксплуатационной организацией. Хорошо описано как именно проводить инструментальный приемочный контроль технического состояния жилых зданий, также оговорено, что плановые общие осмотры следует проводить два раза в год –весной и осенью. Но эти условия зачастую не выполняются жилищно-эксплуатационной организацией, т. к. осмотры проводят уже по факту возникновения повреждений или нарушений работы строительных конструкций и инженерного оборудования.
Сроки проведения ремонта зданий, объектов и их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта [1]. Но зачастую органы управления жилищным хозяйством не заботятся об обеспечении условий комфортного проживания и обслуживания населения, т. к. могут корректировать продолжительность эффективной эксплуатации зданий независимо от их ведомственной принадлежности, а также из-за отсутствия современных средств технической диагностики.
Чтобы получить достоверную информацию о техническом состоянии жилого здания и объемов потребления ТЭР необходимо проводить энергетическое обследование. Целью данного обследования является оценка имеющегося состояния ограждающих конструкций и их пригодность для реновации. Результатом исследования является технический паспорт объекта.
Конечной целью энергоаудита являются разработка рекомендаций по эффективному использованию ресурсов и ГВС и снижению оплаты на их производство и потребление. Рассмотрим, является ли оно обязательным для всех многоквартирных домов.
Пункт 6 статьи 16 ФЗ № 261устанавливает обязательство проведения энергетического обследования для организаций, финансируемых федеральным бюджетом [2].
В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» установлено, что соблюдение энергоэффективности при капитальном ремонте обязательно в рамках региональных программ [3].
В пункте 1.1 ст. 16 ФЗ № 261 говорится о том, что если затраты на потребление энергоресурсов компаний не превышают 50 млн. руб. за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока обязательного энергетического обследования, то такие лица вправе предоставить энергодекларацию.
Также обязательным обследование будет для домов, которые принадлежат органам государственной власти (часть 1 статьи 16 ФЗ 261), для которых установлено данное требование.
Можно сделать вывод, что энергетическое обследование для всех остальных МКД проводится в добровольном порядке и поэтому достоверный учет теплопотерь не ведется.
На 2019 год энергоаудит является обязательным для организаций у которых расходы за 2018 год на потребление тепловой энергии превысили 50 млн. рублей.
Также стоит отметить, что Правительство РФ не выполнило постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 года № 30 [4], от 20.12.2018 № 46 [5] и поддерживает законодательную инициативу Минстроя России по отмене обязанности устанавливать индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Не трудно сделать вывод, что если разделить показания индивидуальных счетчиков на квартиры, где они установлены, получится среднее количество тепла, которое потребляют экономные граждане, установившие себе терморегуляторы, индивидуальные приборы учета, стеклопакеты. Если посчитать стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ № 1708, можно обнаружить, что три четвертых собственник переплачивает.
Если опустить проблему индивидуальных счетчиков и искать другие пути решения в энергосбережении, то для того, чтобы снизить договорные нагрузки с теплоснабжающими организациями, нужно понять, где именно многоквартирный дом теряет тепло.
Для того, чтобы оценить общее энергетическое состояние многоквартирного дома, нужно найти ошибки, скрытые дефекты и проблемные места ограждающих конструкций, которые увеличивают теплопотери дома и влияют на стоимость отопления и горячей воды и температуру в помещениях.
При обследовании наружных ограждающих конструкций жилых домов нужно выделять достаточно внимания местам стыков элементов конструкций, состоянию штукатурного слоя, присутствию трещин и дефектов фасада.
Для получения верных данных о параметрах микроклимата жилых помещений, проводят инструментальные замеры.
Метод тепловизионного обследования организован путем измерения температуры поверхностей ограждающих конструкций тепловизором. Температурные поля изучаемых поверхностей снимают на экране тепловизора как цветное изображение. Тепловизионное обследование ограждающих конструкций здания производится в соответствии с требованиями [6,7].
При обследовании зданий выявляются следующие дефекты:
− Качество монтажа теплоизоляционного слоя в строительных конструкциях;
− Дефекты кирпичной кладки;
Неоднородность швов и стыков сборных конструкций;
− Инфильтрация через неплотности оконных блоков;
− Качество монтажа оконных блоков и производственные дефекты;
− Наличие теплопроводных включений в строительных конструкция.
В дополнение к тепловизионному обследованию ограждающих конструкций рекомендуется проводить контактные измерения для определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций.
Процесс теплопередачи через ограждающие конструкции не допускается рассматривать как стационарный на основании значительных колебаний наружной температуры в зимний период. Для Санкт-Петербурга, к примеру, присущи скачки температуры в течение суток до 10 оС. Тем не менее обязательным условием согласно [8,9] для получения достоверных результатов при определении фактических значений приведенного термического сопротивления является соблюдение стационарных условий измерения. Продолжительность измерений должна составлять не менее 15 суток «в периоды, когда разность среднесуточных температур наружного и внутреннего воздуха и соответствующий тепловой поток обеспечивают получение результата с погрешностью не более 15 %» [8].
При тепловизионном обследовании чаще всего встречаются следующие ошибки:
− открытые парадные (что провоцирует образование сквозняка);
− потери тепла через подвал (выбитые или отсутствующие окна в подвальных помещениях, неутепленные трубы);
− потери через двери подвала (металлическая дверная коробка обладает слабым сопротивлением теплопередаче, а также отсутствие уплотнительных резинок, что снижает герметичность);
− открытые окна (при отсутствии индивидуальных тепловых пунктов, что не дает регулировать температуру в зависимости от наружного воздуха);
− не остекленные лоджии и балконы;
− радиаторы, греющие улицу (установка радиаторов в нишах или на балконах, или закрытые мебелью);
− потеря тепла через стыки, углы и пристройки (каждая пристройка, это дополнительный мостик холода, не учтенный при проектировании);
− состояние стен (межпанельные швы, неоднородность структуры стены);
− неравномерное утепление (при локальном утеплении по периметру сохраняются потери тепла).
Как можно заметить, есть масса банальных ошибок, заложенных в тарифы на отопление, которые можно устранить и без внедрения инновационных энергосберегающих мероприятий.
При утеплении дома важно понимать, что тепло уходит не только через перекрытия и крышу, стены и фундамент, но и через старые окна и двери, которые нужно заменять.
Литература:
- ВСН 58–88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»;
- Федеральный закон от 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С. Н. Деминца»;
- Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. № 46-П “По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В. И. Леоновой и Н. Я. Тимофеева”;
- РМД 23–16–2012 Санкт-Петербурга «Рекомендации по обеспечению энергетической эффективности жилых и общественных зданий»;
- СП 41–101–95. Проектирование тепловых пунктов/Минстрой России. — М.: ГУП ЦПП, 1997.
- ISO 6781 «Тепловая изоляция, качественное выявление температурных неоднородностей в оболочке зданий».
- ГОСТ 23166–99 Блоки оконные. Общие технические условия.