Послушайте — и вы забудете, посмотрите — и вы запомните, сделайте — и вы поймёте.
Конфуций
В систему современного образования России уже прочно вошли информационные технологии. При этом существенно возросли требования, как к деятельности преподавателя, так и к организации и технологии проведения контроля текущих и итоговых знаний. Одной из актуальных задач считаю использование именно тестовых технологий, позволяющих объективно и быстро оценивать знания, умения и навыки учащихся. Почему именно тестовая технология? Это весьма очевидно: данная форма контроля используется в ЕГЭ и ОГЭ, ВПР. По мнению создателей данной технологии, оценка знаний выпускников получается достаточно объективной. И что очень важно: исключает субъективизм преподавателя.
ФГОС основного общего образования обращают особое внимание на систему оценки достижения планируемых результатов учащимися, и рассматривают её как один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов учащимися направлена на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Поэтому тестирование и в нашей школе стало надёжным инструментом эффективного способа проверки знаний. Я полностью солидарна с утверждением на главной странице сайта http://mytest.klyaksa.net/: «Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста» [3].
Любой учитель в своей практической деятельности создаёт или создавал для своей работы свой тестовый банк. А вот «разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс» [3]. На протяжении нескольких лет успешно применяю в своей деятельности программу MyTest (MyTestX, MyTestXPro), разработанную Башлаковым Александром Сергеевичем ещё с 2003 года. «Версия MyTestX — это уже не одна программа, а мощный комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования. С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявления уровня знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. MyTestX это — система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее» [3].
В программе MyTestX можно работать с десятью типами заданий. А программа MyTestXPro усовершенствовала задание № 10, суть которого заключается в том, что необходимо вставить пропуски в предложениях текста. Данный тип задания используется при проведении ГИА в форматах ОГЭ и ЕГЭ.
Рассмотрим подробнее все типы заданий, используемых мною и успешно реализованных на примере темы «Гидросфера» по географии в 6-х классах. Данная тестовая работа переведена в бумажный вариант.
Одиночный выбор
Задание #1. Вопрос: Что не относится к водам суши?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) подземные воды
2) ледники
3) моря
4) озёра
Множественный выбор:
Задание #2. Вопрос: Определите два основных свойства океанической воды:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) температура
2) плотность
3) солёность
4) подвижность
Установление порядка следования:
Задание #3. Вопрос: Разместите океаны в порядке убывания их площади:
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
- Индийский
- Тихий
- Северный Ледовитый
- Атлантический
Установление соответствия:
Задание #4. Вопрос: Найдите соответствие объекта его описанию:
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Байкал |
А. Самый большой остров |
2) Анхель |
Б. Самый большой полуостров |
3) Гренландия |
В. Самая полноводная река |
4) Аравийский |
Г. Самый высокий водопад |
5) Амазонка |
Д. Самое глубокое озеро |
Указание истинности или ложности утверждений:
Задание #5. Вопрос: Определите верные и неверные утверждения, ответив да или нет.
- Главная причина образования приливов и отливов — притяжение и удаление Луны.
- Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется водоразделом.
- Воды, которые содержатся в водоносном слое, не перекрытом сверху водоупорными породами, называются межпластовыми.
- Река Волга впадает в Каспийское море.
- Озёра Ладожское и Онежское имеют тектоническое происхождение.
Ручной ввод числа:
Задание #6. Вопрос: Сколько граммов соли содержится в 3-х литрах воды Красного моря, если солёность его равна 42 промилле? (такой тип задания предложен в демоверсии экзамена по географии в 9 классе в формате ОГЭ).
Запишите число:
___________________________
Ручной ввод текста:
Задание #7. Вопрос:Участки суши, глубоко вдающиеся в океан или море, называются:
Запишите ответ:
__________________________________________
Выбор места на изображении:
Задание #8. Вопрос: Определите русло реки:
Перестановка букв:
Задание #9.Вопрос: Подземные воды, содержащие повышенное количество растворённых веществ и газов, называются:
Составьте слово из букв:
ИЫМАЛЕРЬЕНН -> __________________________________________
Да/Нет: (в программе MyTestXPro — вставить пропуски в предложениях).
Задание #10.Вопрос: Количество пресной воды на планете не сокращается, благодаря Мировому круговороту воды в природе:
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Да
2) Нет
В наше время каждый учитель-предметник, владеющий компьютером и не являясь продвинутым пользователем, легко может составить свои тесты при помощи этой программы и успешно использовать их на уроках, постоянно редактируя по необходимости. В качестве эксперимента мною был организован и проведён учебный проект по географии в параллели 9-х классов по созданию итогового компьютерного теста по теме «Северо-Западный экономический район» с использованием данной программы. Класс был разбит на группы, каждая из которых проводила защиту своего созданного уникального продукта. Учащиеся легко справились с поставленной задачей. Результаты проекта превзошли мои ожидания. И что очень важно: такая форма проведения уроков вызвала живой интерес у учащихся.
Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор. И параметров в этой программе не мало! Вот только немногие из них: возможность использовать несколько вариантов постановки вопроса задания и вариантов ответа, «перемешивать задания и варианты ответов. Всё это создаёт возможность вариативности одной и той же проверяемой работы, а самое главное — значительно уменьшает возможность списывания при прохождении несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста. В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной» [3].
Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. Использование обучающего режима «позволяет испытуемым самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать собственные меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля» [3].
Ещё в 2017г. мною было проведено анкетирование среди учащихся 6а, 6б, 6в, 6г классов (ныне 8-е классы) с целью выявления уровня сформированности навыков у них в выполнении заданий различных типов. Были получены следующие результаты:
Проанализировав данные опроса учащихся, можно сделать вывод, что данная форма проверки знаний учащихся эффективна и особенно при итоговом контроле. Ответы большинства учащихся на вопросы о трудности ответа, который заключается в знаниях предмета и проявление интереса к такой форме работы мотивирует последних на более глубокое и детальное изучение предмета. И очень важный момент — все учащиеся овладели навыком выполнения различных типов заданий.
По моему мнению, достоинства компьютерного тестирования явно преобладают. Тестовые технологии лучше решают определенный круг задач — это контроль теоретических знаний (терминов и определений) и стандартных действий — умение решать типовые задачи (которых в каждой дисциплине предостаточно). Тест незаменим при массовой проверке. При составлении заданий итогового теста по каждому изученному разделу использую весь инструментарий данной программы, что позволяет не дублировать проверяемый материал и типы заданий. Такие типы заданий, как: найти соответствие, установить последовательность, обозначить место на карте или рисунке, запись конкретного числа или слова не позволяет вариант угадывания, а предполагает только однозначный ответ, что и мотивирует учащихся получать прочные знания. Возможность не только редактирования, но и импорта заданий из других тестов, позволяет создать любое количество вариантов по одной теме, разделу, курсу.
Мною созданы тесты в двух вариантах по основным разделам всех курсов географии с пятого по девятый классы, а именно:
География. Начальный курс. 5 класс. Разделы:
– Что изучает география.
– Как люди открывали Землю.
– Земля во Вселенной.
– Виды изображений поверхности Земли.
– Природа Земли.
География. Начальный курс. 6 класс. Разделы:
– Виды изображений поверхности Земли.
– Строение Земли. Земные оболочки.
– Население Земли.
География материков и океанов. 7 класс. Разделы:
– Введение. Как люди открывали мир.
– Географическая карта.
– Земля — уникальная планета.
– Материки и океаны.
– Земля — наш дом.
География России. Природа и население. 8 класс. Разделы:
– Пространства России.
– Природа и человек.
– Обобщение и систематизация знаний. Итоговый контроль.
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Разделы:
– Географическое положение России. Географическое районирование России.
– Хозяйство России.
– Районы России.
– Обобщение и систематизация знаний. Итоговый контроль.
По мнению Садвакасовой Э. М., Мансуровой Г. С., Заболотниковой Н. С., Ярыгиной С. В. переход образовательных учреждений к компьютерному тестированию отвечает запросам нового времени и компьютеризации системы образования. Данные инновационные формы позволяют измерять лучше и многограннее [1].
Данная программа является универсальной при проверке предметных и метапредметных знаний учащихся на любом уроке каждым учителем-предметником.
Литература:
- Садвакасова Э. М., Мансурова Г. С., Заболотникова Н. С., Ярыгина С. В. «Инновационные формы компьютерного тестирования» Костанайский медицинский Колледж, 2013.
- https://urokimatematiki.ru. Челнокова Оксана Васильевна. «Создание тестов различных видов для достижения новых образовательных результатов».
- http://mytest.klyaksa.net/ MyTestXPro — система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.
- https://pandia.ru/text/82/445/49719–6.php Школа № 98. Сегодня и завтра. Часть XVIII ФГОС: обновление технологий обучения Школьный конкурс педагогических достижений «Профессиональные достижения учителя — условие лидерства школы» 2017–2018 учебный год.