Музыка, безусловно, является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Приобщение дошкольников к музыке оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному росту и развитию. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Занятия музыкой влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пение, слушание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. С развитием музыкальности у воспитанников появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Эта форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того и иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкально-образовательной деятельности является наиболее эффективной.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание — восприятие. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.
Дети неоднократно слушают песню, разучивая ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая разнообразные характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык». Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальным произведением разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.
Музыкальные движения — яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении. Двигаясь под музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируют вкус. Все музыкальные движения (упражнения, игры, хоровод, танцы) выполняют общую задачу — добиться слитности характера движения и музыки.
Пение- — сложный процесс звукообразования, в котором очень важно координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Песня — ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Певческие возможности дошкольников невелики. И все же начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая навыками пения, негромко, правильно интонируя. Детей учат правильному звукоподражанию и дыханию, внятному ясному произношению слов — формируют так называемые вокальные навыки.
Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.
В младшем возрасте важно ввести детей в певческую деятельность, первоначально побуждая к подпеванию и звукоподражанию, вызывать эмоциональный отклик на песни, характер исполнения песни связывать с содержанием, образом. Использование песенок — распевок позволяет подготовить певческий аппарат детей к пению, ввести детей в тему песни, которая будет исполняться, формировать ладовое чувство, считает М. В. Нозадзе.
В средней группе начинают работу над правильным звукообразованием, дыханием. Учим детей петь, легко, естественно, без напряжения в голосе. В старшем возрасте идёт работа над выразительностью пения, дикцией, чистотой интонации. Развивается голосовой аппарат детей, расширяется диапазон. В раздел «пение» включают включать разнообразные речевые и вокальные игры, которые позволяют подготовить ребёнка к пению, развивают дыхание, укрепляют голосовой аппарат детей.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыханию, укреплению голосового аппарата. В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
В современных условиях, когда выражают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Музицирование проходит по- разному. Индивидуально, в небольшом ансамбле или оркестре. Однако все виды деятельности требуют от каждого ребенка практических навыков игры, знания возможностей инструментов. Действует по собственной инициативе, он исполняет те попевки, которые ему особенно интересны. Упражняет в каком-либо исполнительском приеме. Участие в ансамбле, оркестре выдвигает новые, более сложные задачи. Ребенок, исполняя свою «партию», должен быть внимательным, чтобы вовремя вступить, соблюдая общей темы и динамики.
А. Н. Зимина пишет, что важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку — основа музыкальности.
Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень — ступень к овладению творческой деятельностью Музыкально-образовательная деятельность в детском саду не только обучает дошкольников практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. Поэтому все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень — ступень к овладению творческой деятельностью. Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск и разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания. Чрезвычайно важно поддерживать интерес и участие любого ребенка в процессе музыкального воспитания. У каждого ребенка в современном мире должна быть возможность познакомиться с наследием прошлого, окунуться в яркий мир образов и впечатлений, воспитывать культуру слушателя и исполнителя, уметь соотносить свои переживания и эмоции с чувствами других людей. Развивающий и терапевтический эффект музыки бесценен во все времена. Музыкальное воспитание детей всегда должно занимать важную роль в развитие современного ребенка.
Литература:
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение — М.: Просвещение, 1984. — 288с.
- Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С., Программа: Воспитание и обучение в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 202с.
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989. — 270с.
- Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010. — 126с.