В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В последнее время возрастает число детей с различными нарушениями речи. Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают хороший эмоциональный настрой, способствуют более открытому общению со сверстниками.
Ключевые слова: логоритмика, дошкольный возраст, развитие речи, упражнения.
Введение
Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через систематическое общение со сверстниками и педагогами. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы обучить ребенка формулировать собственные мысли правильным, грамотным литературным языком, хорошо пользоваться разговорной речью, воспитывать звуковую культуру речи. Правильная речь — важное условие удачного обучения в школе. Речь дошкольников на этапе ее формирования иногда изобилует дефектами звукопроизношения. Слабая сформированность речевого или же фонематического слуха – это отсутствие возможности понимания на слух, слабая дифференциация звуков речи. Здесь особенно важно, чтобы речевая среда дошкольника была грамотно сформирована. Логоритмика — это вид коррекционной работы, в которой преодоление речевых нарушений идет методом соединения двигательной активности ребенка в сочетании с текстом и музыкой.
Основная часть
Именно дети с нарушением речи часто страдают и от нарушения общей моторики. Обычно мы наблюдаем у таких детей нарушение чувства ритма, внимания и недостаточную координацию. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.
Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.
Методы логоритмики:
– звукоподражание;
– словесный метод;
– метод показа;
– игровой метод.
Содержание иформы работы по логоритмике.
- Художественное слово
- Пальчиковая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Речевые игры
- Подвижные игры
- Общие физические упражнения
- Музыкальная ритмика
- Пение
- Релаксация.
Приведенные логоритмические формы невозможно выполнить за одно занятие, здесь мы приводим их для ориентировки системной работы, однако, есть обязательные части, которые должны присутствовать в каждом занятии: художественное слово, музыкальная ритмика и релаксация. Если систематически проводить эти занятия, которые замечательно воспринимаются детьми, то можно добиться результатов значительно быстрее. Логоритмические занятия способствуют не только улучшению речи ребенка, но и его всестороннему развитию: улучшается умение ориентироваться в окружающем мире, появляется ответственность к выполнению творческих заданий, способность преодолевать проблемы, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Повседневное выполнение логоритмических упражнений в свободное время и по желанию ребенка (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с перемещением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с перемещением и т. д.) приучает детей к режиму, способствует перестройке систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и др. Логоритмика включает в себя:
– ходьбу в разных направлениях;
– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
– речевые упражнения без музыкального сопровождения;
– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
– ритмические упражнения;
– пение;
– упражнения на развитие мелкой моторики.
Раскрывая возможности логоритмических занятий для детей, авторы постарались доказать их важность для воспитания в ребенке не только грамотной речи, как основной задачи, но и чувства доброжелательности и взаимопомощи, развития духовно-эстетического мира ребенка. Подражательность, самостоятельность и коллективизм – это немногие личностные качества, которым помогает проявиться логоритмика. Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи.
Вывод
Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.
Литература:
- Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
- Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой — СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционноая педагогика).
- Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
- Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.