В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, старший дошкольный возраст, ребёнок, школа, готовность, преемственность.
С введением ФГОС ДО — результатом освоения образовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника. Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [2].
Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности, мотивационная и интеллектуальная подготовка невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения [1].
Цель исследования — теоретически обосновать влияние преемственности в работе дошкольного и начального образования на процесс подготовки ребёнка к школе и экспериментально доказать.
В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) — 15 детей экспериментальной группы, 15 детей контрольной группы.
Для исследования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе использовались следующие психодиагностические методики:
– Методика «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» (Ж.Пиаже, А. Шеминьска, 1952), целью которой является выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества;
– Методика «Проба на определение количества слов в предложении» (С. Н. Карпова), целью которой является выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность;
– Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А. Ю. Панасюка, 1976), целью которой является выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его познавательной сферы:
– дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
– овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Анализ результатов исследования старших дошкольников на констатирующем этапе позволил определить, что у данной категории детей недостаточно сформированы следующие параметры интеллектуальной готовности:
– умение логически действовать при установлении взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества;
– умение ребенка различать предметную и речевую действительность;
– умение ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Таким образом, уровень готовности детей экспериментальной группы к обучению в школе оценивается как недостаточный.
Для повышения уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, на формирующем этапе исследования нами был разработан план работы по организации преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО, который включает в себя работу с детьми, с педагогами и родителями.
После проведения ряда мероприятий с детьми, педагогами и родителями, нами было проведено повторное исследование с теми же детьми старшего дошкольного возраста.
Рис. 7. Уровни сформированности учебных универсальных действий у детей экспериментальной группы до и после проведения формирующего воздействия
Сопоставление результатов исследования по всем вышеперечисленным универсальным умениям позволило нам сделать следующие выводы:
– наименее сформированными универсальными учебными действиями до проведения формирующего воздействия являлись кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов), на втором месте декодирование/ считывание информации;
– наиболее развитым являлся — умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
После проведения формирующего воздействия, после применения плана работы по организации преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО с целью подготовки ребенка к школе, наблюдается положительная динамика в развитии УУД.
Анализ требований к первоклассникам позволил нам выделить учебные универсальные действия, которыми должны владеть дети и которые успешно развиваются после применения плана работы по организации преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО с целью подготовки ребенка к школе:
– предварительный анализ текста задачи;
– перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
– построение модели;
– работа с моделью;
– соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Таким образом, уровень готовности детей контрольной группы оценивается как высокий и соответствует требованиям, предъявляемым не только для ступени преддошкольного обучения.
Это связано с тем, что познавательная активность детей поддерживается за счет самостоятельной поисковой деятельности, яркости и доступности наглядного материала.
Эффективной подготовки ребенка к школе можно добиться, если при применении плана работы по организации преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО, опираться на практическую деятельность детей, обеспечивая успешность освоения универсальных учебных действий, что служит основным требованием успешной подготовке детей к школе.
Литература:
- Антропова, М. В. Морфофизиологические критерии «школьной зрелости» / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. — М.: Вестник образования. — 2015. — № 9. — с.26–29.
- Глазычев, О. В. Критерии готовности детей к школе / О. В. Глазычев. — М.: Смена, 2013. — 79с.
- Дощицина, З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З. В. Дощицина. — М.: Новис, 2012. — 168с.