Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, научается анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения. Дошкольник способен увидеть главное, заметить скрытые связи и закономерности.
В это время формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в школе. Развиваясь, как личность ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми.
Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности, потому что ребенок обучается, а не учится, у него нет деятельности «учебы». Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Результатом обучения является побочный продукт предметной, изобразительной и игровой деятельности. В современной психологии считается, что основные личные достижения ребенка в первые шесть-семь лет жизни относятся к двум видам деятельности: моделировании (игровая, изобразительная, конструктивная) и «настоящая», типа самообслуживания.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование — продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. [3, с. 33].
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [6, с. 138].
В. Б. Косминская под детским конструированием понимает деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). [5, с. 65].
В психологии и педагогике накоплен богатый опыт по обучению конструирование из строительного материала (А. Р. Лурия, Н. Н. Поддьяков, З. В. Лиштван, A. Н. Давидчук, В. В. Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике широко используются и другие виды конструирования — из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др.
Детское конструирование обладает высоким потенциалом для развития дошкольника. В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова). Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа.
Обучение детей с задержкой психического развития протекает, как и у их нормально развивающихся сверстников. Однако имеет некоторые особенности. В связи с этим в настоящее время специалисты коррекционных дошкольных учреждений уделяют особое внимание именно конструктивной деятельности. Эта деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в психическом развитии у детей с задержкой психического развития, а также играет важную роль в формировании творчества. Проблема развития конструктивной деятельности у дошкольников с ЗПР в настоящее время является актуальной в связи с тем, что в специальной психологии особое значение отводится поиску резервов формирования детского конструирования. В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Известно, что задержка психического развития ограничивает, затрудняет, либо исключает возможность своевременного развития у ребёнка конструктивной деятельности, что непременно сказывается на ограничении развития двигательного праксиса и пространственной ориентации [4, с. 56].
Характеризуя конструктивные действия дошкольников с ЗПР, нельзя не обратить внимание на наличие действий, которые не только не направлены на получение продуктивно — предметного результата, но которые по своей сущности противоречат конструктивным свойствам строительных материалов. К их числу относятся облизывание, покусывание, постукивание об стол и так далее. Чаще всего стремление ребёнка с ЗПР схватить, завладеть строительными деталями, обусловлено яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы находятся в руках другого ребёнка [3, с. 47].
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования А. Н. Леонтьева, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддъякова, Э. А. Фарапоновой и др. В то же время, известно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью страдает конструктивный праксис. Следовательно, формирование конструктивной деятельности является актуальной, требующей углубленного исследования ее особенностей у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Данной проблеме посвящали свои научные труды Д. Абдурасулов, Набиль Али С., Б. И. Пинский, Е. А. Стребелева, В. Т. Хохрина, В. А. Шинкаренко. Следует отметить, что конструктивная деятельности хоть и слабо изучена в отечественной психологии, обладает огромным диагностическим и коррекционным потенциалом, который будет предметом еще многих исследований.
Проблема исследования конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития актуальна по причине постоянного увеличения количества детей имеющих указанные нарушения.
Для полноценного и углубленного развития конструктивной деятельности детей с задержкой психического развития, необходимо оказание комплексного сопровождения сразу всеми специалистами.
В дошкольных образовательных учреждениях осуществляются два взаимосвязанных и дополняющих друг друга вида деятельности: воспитательно-образовательная и коррекционно — оздоровительная. В комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей. [2, с. 80].
В ДОУ выстроена система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей ЗПР.
В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР совместная деятельность всех специалистов ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.
Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические новообразования (развитие перцептивных действий, уровень развития наглядно-образного мышления), уровень развития ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования. [1. с. 106].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, показал, что задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного, комплексного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые как для формирования познавательной деятельности в целом, так и конструированию в частности.
Литература:
- Васильева В. С. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций: монография [Текст] / В. С. Васильева, Е. Ю. Никитина. — М.: Изд-во «Перо», 2017. — 275 с
- Васильева В. С. Современные подходы к оптимизации системы методической работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] В. С. Васильева, О. Н. Дягилева. Сборник: Фундаментальная и прикладная наука. Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2014 учебный год. Редакторы: М. В. Потапова, Д. И. Трушков, Л. Ю. Нестерова. Челябинск, 2015. С. 79–81.
- Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]/ А. Н. Давидчук. — Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. — М., 2014.
- Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов [Текст] / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 255 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2007. — 939 с.