Проблемы разграничения видов ответственности, применяемых к владельцам тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Кирсанов, Е. Е. Проблемы разграничения видов ответственности, применяемых к владельцам тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения / Е. Е. Кирсанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59109/ (дата обращения: 18.12.2024).



Цель: выявление и оценка существующих проблем в сфере разграничения ответственности за перевозку тяжеловесного груза, масса которого превышает законодательно-установленную общую массу транспортного средства и(или) его нагрузку на ось, в рамках их влияния на деятельность Федерального дорожного агентства

Методы: исследование базируется на изучении внутренней структуры и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействия и обусловленности, наблюдении явлений, а также на накоплении и отборе фактов, установлении связей между ними.

Результаты ипрактическая значимость: свидетельствование необходимости реформирования на законодательном уровне механизмов применения гражданско-правовой ответственности к владельцам тяжеловесных транспортных средств, выявление недостатков во взаимодействии компетентных государственных органов и социально-экономические последствия этого.

Научная новизна: смыслом данной статьи является информирование владельцев тяжеловесных транспортных средств о существующих видах ответственности, детальное изучение работы механизмов привлечения к ответственности, а также обращение социального внимания на проблемы означенной темы.

В настоящее время сфера автомобильных грузоперевозок является наиболее востребованной из многочисленного большинства видов транспортной логистики. По данным Росстата, перевозка грузов и грузооборот автомобильного транспорта на коммерческой основе в РФ в 2017 г. составил 1613,6 млн. т. [1, с. 54] Для сравнения, аналогичный показатель у железнодорожного транспорта составил 1384 млн. т. [2, с. 44].

Однако до сих пор уровень правовой грамотности населения, а также ясности и прозрачности имеющихся законодательных механизмов и правовых процедур регулирования означенной сферы оставляет желать лучшего. В том числе для многих владельцев тяжеловесных транспортных средств не понятно какие существуют виды ответственности за перевозку тяжеловесного груза, общая масса и(или) нагрузка на ось которого превышает предельно допустимые значения, установленные законодательством РФ.

Разбираясь в данном вопросе, необходимо отметить, что тяжеловесное транспортное средство — это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. [3]

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с законом [4].

Целью института специальных разрешений является возмещения ущерба, причиненного автомобильному дорожному покрытию перевозкой тяжеловесного груза. В реалиях современной действительности подобная цель вполне оправданна, так как любое автодорожное покрытие будет подвергаться износу и разрушению под тяжестью движения многотонного автопоезда, даже если не будет превышения допустимых нагрузок. При всем при том не все автовладельцы являются добросовестными и соблюдают законодательные ограничения. Оно и ясно, соблазн перевозки больших объемов груза, чем позволяет законодатель — велик, особенно, когда это позволяет производственная мощность машины. Это значительно уменьшить экономические издержки и принесет большую прибыль.

На деле так и происходит. Объем грузоперевозок по стране огромен и отнюдь не каждый водитель осуществляет движение в соответствии с установленными нормативными нагрузками. Именно для этого и существует институт выдачи специальных разрешений — обеспечение восстановительного характера тяжеловесных грузоперевозок, так как фактически взыскиваемые денежные средства зачисляются в ту или иную бюджетную систему в зависимости от принадлежности автомобильной дороги и в последующем расходуются по целевому назначению.

Государством установлены следующие виды ответственности, позволяющие наказать недобросовестных грузоперевозчиков.

Административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 КоАП РФ [5]. Диспозиция данной статьи достаточно обширна и перечисляет множество частных случаев, однако в общем можно выделить две части: движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения и движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении. Введение подобной дифференциации позволяет осуществлять контроль и привлекать к ответственности не только водителей, движущихся без специального разрешения, но и тех водителей, которые оплатили сумму ущерба, причиненного автомобильной дороге, и получили специальное разрешение, но на нагрузки меньшие чем фактически загруженные в тяжеловесное транспортное средство.

Санкция вышеуказанной статьи подразделяет деление субъектов ответственности на водителей транспортных средств — физических лиц; должностных лиц, ответственных за грузоперевозку; юридических лиц; собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Механизм привлечения к ответственности установлен Приказом Министерства транспорта РФ от 29 марта 2018 г. N 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» [6], в соответствии с которым, при осуществлении весогабаритного контроля на пунктах весового габаритного контроля компетентным должностным лицом проводится визуальный, инструментальный и документальный контроль по итогам которого составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.

Размера материального штрафа устанавливается в зависимости от трех факторов: наличие или отсутствие специального разрешения, к какой категории субъектов относится правонарушитель и значение превышения допустимых нагрузок в процентах.

Как справедливо отмечают Н. К. Науменков и А. Н. Борисов, в настоящее время практика применения означенной статьи показывает, что к ответственности за нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов преимущественно привлекаются именно водители транспортных средств и, как правило, не принимается во внимание ответственность должностных лиц, а также юридических лиц, ответственных за перевозку и (или) отправление грузов [7]. Однако это не означает, что остальные субъекты ответственности имеют возможность избежать наказания.

Помимо административной существует гражданско-правовая ответственность, основная цель которой идентична цели института специальных разрешений — возмещения ущерба, причиненного автомобильному дорожному покрытию перевозкой тяжеловесного груза.

Однако механизм ее применения имеет ряд существенных отличий.

Основанием для применения гражданско-правовой ответственности служит акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и(или) нагрузке на ось, который составляется должностным лицом управления государственного автодорожного надзора при привлечении владельца тяжеловесного транспортного средства к административной ответственности. Именно на основании данных, изложенных в этом акте, производится осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортом путь.

Вышеописанные функции исполняются Федеральным дорожным агентством, входят в его компетенцию и непосредственно реализуются подведомственными последнему казенными учреждениями [8].

Взыскание ущерба, причиненного автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза без специального разрешения, производится в претензионно-исковом порядке в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, где Истцом выступает федеральное управление автомобильных дорог — казенное учреждение, подведомственное Федеральному дорожному агентству.

Отсюда и вытекает суть проблемы законодательного разграничения видов ответственности, применяемых к владельцам тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения.

Федеральное дорожное агентство уполномочено на предоставление государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение тяжеловесных транспортных средств, в рамках которой производится взимание платы в счет возмещения ущерба, причиняемого автомобильному дорожному покрытию [9]. Начисление суммы ущерба производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 [10]. Таким образом реализуется один механизм гражданско-правовой ответственности. При этом, если речь идет именно о взыскании суммы ущерба, причиненной автомобильной дороге, по акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и(или) нагрузке на ось, в судебном порядке, то создается иллюзия, что лицо, причинившее ущерб, имеет право данную ответственность оспаривать, хотя по своей правовой природе — это обязательный платеж, который перевозчик должен заплатить при выдаче специального разрешения на грузоперевозку. Данная категория споров имеет неопровержимый характер и направлена на защиту публичных интересов. Подобный платеж носит неоспоримый характер неналогового, подлежащего обязательному взысканию, и рассчитывается по той же самой методике, что и сумма ущерба, взимаемая при выдаче специального разрешения.

Иначе говоря, не может платеж, подлежащий взысканию в федеральный бюджет РФ и обеспечивающийся государственным принуждением, являться предметом исковых требований и взыскиваться по решению суда. Подобная ситуацию также создает проблему для подведомственных Росавтодору казенных учреждений — Истцов в судебных процессах, в части доказывания правомерности и нормативного соответствия как самого акта, так и показателей весовых нагрузок, указанных в нем, так как Ответчик — владелец транспортного средства, согласно предоставленным ему процессуальным правам, может оспаривать данные, указанные в акте. То есть казенное учреждение косвенно становится ответчиком перед судом за фактические действия инспектора управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, хотя по факту правомерность данных, указанных в этом акте, для казенного учреждения презюмируется.

Представляется, что нынешнее правовое регулирование не полностью учитывает все аспекты и особенности применения ответственности в части более четкого распределения полномочий и функций между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным дорожным агентством. На мой взгляд, одним из более доступных выходов является проработка и изменение процедуры применения гражданско-правовой ответственности в части подробной регламентации статуса платежа, взимаемого в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге; проработки процедуры и способа взыскания сумм ущерба, причиненного автомобильной дороге тяжеловесной перевозкой; нормативного закрепления обязанности инспекторов государственного автодорожного надзора федеральной службы в сфере транспортного надзора, при составлении акта и привлечении владельца транспортного средства к административной ответственности, также осуществлять расчет суммы гражданско-правового ущерба, причиненного автомобильной дороге, с последующим установлением рамочного срока для его оплаты. Данные меры приведут систему к логическому завершению и позволят ей работать в здоровом ритме. Также подобные меры позволят избежать лишних социальных, временных и материальных издержек.

Литература:

  1. Транспорт в России. 2018: стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — М., 2018 — стр. 101.
  2. Транспорт в России. 2018: стат. сб./Росстат.
  3. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (в ред. От 28.03.2019 г.) // Парламентская газета. 14 ноября 2007 г. N 156–157. Ст. 3 п. 17.
  4. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (в ред. От 28.03.2019 г.). Ст. 31 ч. 2.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ (в ред. От 12.05.2019 г.) // Российская газета. 31 декабря 2001 г. N 256.
  6. Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств: Приказ Министерства транспорта РФ от 29 марта 2018 г. N 119 // опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 10 мая 2018 г.
  7. Науменков Н. К. Комментарий к главе 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса РФ об административных правонарушениях (постатейный)/ Науменков Н. К., Борисов А. Н. — М.: «Деловой двор», 2019. Ст. 12.21.1 ч. 8–9 абз. 11
  8. О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 // Российская газета. 24 ноября 2009 г. N 222. П. 3
  9. Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374 // Российская газета от 29 июля 2004 г. N 160. П. 5 пп. 5.4.(6)
  10. О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, специальное разрешение, тяжеловесное транспортное средство, тяжеловесный груз, Федеральное дорожное агентство, гражданско-правовая ответственность, средство, автомобильное дорожное покрытие, допустимая масса, допустимая нагрузка.


Похожие статьи

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Особенности гражданско-правового регулирования отношений ответственности при оказании медицинских услуг

К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела

Проблемы привлечения к ответственности лиц, причастных к несанкционированным врезкам в магистральный трубопроводный транспорт

Процессуальные особенности территориальной подсудности рассмотрения заявлений, касающихся гражданско-правовых аспектов международного похищения детей

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Проблемы взаимодействия компетентных органов при предоставлении государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам федерального значения транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза

Некоторые вопросы применения административно-правовых мер по предупреждению правонарушений в сфере оборота наркотиков, совершаемых юридическими лицами

Похожие статьи

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Особенности гражданско-правового регулирования отношений ответственности при оказании медицинских услуг

К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела

Проблемы привлечения к ответственности лиц, причастных к несанкционированным врезкам в магистральный трубопроводный транспорт

Процессуальные особенности территориальной подсудности рассмотрения заявлений, касающихся гражданско-правовых аспектов международного похищения детей

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Проблемы взаимодействия компетентных органов при предоставлении государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам федерального значения транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза

Некоторые вопросы применения административно-правовых мер по предупреждению правонарушений в сфере оборота наркотиков, совершаемых юридическими лицами

Задать вопрос