Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упростить контроль качества нефтепродуктов при доставке на АЗС и алгоритм контроля качества в процессе доставки нефтепродуктов.
Ключевые слова: контроль качества, нефтепродукты, автомобильный транспорт, система гарантированной сохранности, электронная пломбировка, система спутникового мониторинга.
Автомобильный транспорт играет огромную роль в экономическом развитии страны, решает задачи по повышению эффективности перевозки пассажиров и грузов, обслуживанию различных предприятий. Однако, несмотря на большое количество плюсов, развитие автомобильного транспорта имеет негативный характер с точки зрения экологии, поскольку на его долю приходится более 90 % загрязнения воздуха, а также 65–68 % негативного влияния на климат [1].
С целью снижения негативных последствий влияния автомобильного транспорта на окружающую среду перед современными автопроизводителями стоят очень жесткие требования при разработке и производстве новых автомобилей, задаваемые европейскими экологическими стандартами. Для выполнения этих требований необходимо также повышать качество используемого автомобильного топлива при производстве и сохранять это качество при доставке.
Современная система доставки нефтепродуктов из резервуаров распределительной нефтебазы в резервуары автозаправочных станций (АЗС) включает в себя совокупность методик, алгоритмов и принципов, на основании которых происходит управление хранением и перемещением нефтепродуктов.
Рис. 1. Структура системы доставки нефтепродуктов
В настоящее время операции по контролю качества происходят на каждом из этапов перемещения нефтепродуктов, что значительно ухудшает показатели работы автоцистерн и увеличивает общее время доставки нефтепродуктов конечному потребителю.
Испытания нефтепродуктов подразделяются на следующие виды:
– приемо-сдаточные;
– контрольные;
– в объеме требований нормативного документа;
– арбитражные.
Приемо-сдаточное испытание, проводится в момент приемки нефтепродуктов на АЗС (перед сливом с транспортного средства) и во время отпуска нефтепродуктов (перед отправлением транспортного средства с нефтебазы).
Контрольное испытание проводят:
– сразу по окончании слива нефтепродукта из транспортного средства;
– после проведения перекачек внутри склада;
– при приемке нефтепродуктов, поступивших из магистрального нефтепродуктопровода и закачанных в резервуары конкретной организации;
– при длительных сроках хранения с определенной периодичностью;
– не позднее 1-х суток после окончания налива нефтепродукта, согласно пробам, взятым непосредственно из транспортного средства.
Испытание нефтепродукта в объеме требований нормативного документа необходимо:
– в процессе производства нефтепродукта;
– при длительном хранении;
– нарушений в оформлении сопроводительной документации, паспортов качества, пломбировки транспортных средств, тары и упаковки.
Арбитражные анализы могут проводиться как по всем качественным характеристикам, которые описаны в нормативных документах, так и лишь по тем показателям, которые являются источниками разногласий между сторонами. Если в нормативе по определению качественных характеристик какого-либо продукта присутствуют несколько видов методик проведения испытаний, то для арбитражного анализа необходимо использовать ту, которая рекомендована нормативом [2].
Таким образом, операции контроля качества нефтепродуктов в одном резервуаре на нефтебазе по мере доставки на АЗС многократно повторяются в каждом резервуаре полуприцепа цистерны, а затем на каждой из АЗС. В результате в значительной степени увеличивается трудоемкость контроля качества нефтепродуктов.
На сегодняшний день практически все резервуары на АЗС имеют автоматизированную систему контроля за нефтепродуктами, позволяющее определить количество нефтепродукта в резервуаре, наличие подтоварной воды, а также изменение основных физических характеристик нефтепродуктов. Таким образом, существующая инфраструктура позволяет в автоматическом режиме отслеживать состояние и изменения, происходящие с нефтепродуктом внутри резервуара.
Основные риски по ухудшению качества возникают в момент транспортировки нефтепродуктов. Для решения данной проблемы на современном подвижном составе полуприцепов-цистерн возможно использовать системы гарантированной сохранности нефтепродуктов.
Система гарантированной сохранности нефтепродуктов — это сложный информационный комплекс, который состоит из:
– системы спутникового мониторинга транспортного средства;
– комплекса камер видеонаблюдения с возможностью записи и сохранения видео, а также онлайн трансляции видео в режиме реального времени;
– системы датчиков электронной пломбировки, которая позволяет контролировать открытие сливных горловин, сливных кранов и донных клапанов полуприцепа цистерны;
– комплекта датчиков, отслеживающих уровень нефтепродукта, изменение температуры и плотности в секции автоцистерны, а также полноту слива и наличие нефтепродуктов в трубопроводе.
Применение данной системы позволяет осуществлять онлайн мониторинг процесса доставки и отслеживать изменение характеристик нефтепродуктов. Данные меры позволяют с высокой степенью надежности обеспечить сохранность и качество доставляемого груза с нефтебазы на АЗС.
Контроль за качеством нефтепродуктов системы доставки происходит следующему алгоритму:
1) контроль качества нефтепродукты на нефтебазе;
2) после погрузки нефтепродуктов в автомобиль происходит его пломбирование средствами электронной пломбировки;
3) онлайн контроль за уровнем, температурой и плотностью нефтепродуктов;
Рис. 2. Система гарантированной доставки и сохранности топлива [3]
4) согласно полученному заданию автоматическая система маршрутизации перевозок строит для водителя маршрут транспортировки нефтепродуктов, согласно которому он двигается по планшетному компьютеру/навигатору установленному в салоне транспортного средства (отклоняться и останавливаться водителю от данного маршрута запрещается);
5) при возникновении каких-либо нарушений в диспетчерский пункт Заказчика и представителю автоперевозчика поступает сообщение о нарушении регламента перевозки с возможностью просмотра видеозаписи с камер наблюдения;
6) сотрудники диспетчерского пункта проводят проверку текущей ситуации, в случае подтверждения нарушений нефтепродукты принимаются сотрудниками на АЗС с использованием контроля качества и измерением фактически поступившего топлива в резервуары АЗС, а в случае отсутствия нарушений регламента доставки прием нефтепродуктов на АЗС происходит согласно сопроводительным документам, без проведения дополнительных процедур.
Удаленный диспетчерский центр системы гарантированной доставки и сохранности топлива приведен на рис. 3 [3].
Рис. 3. Удаленный диспетчерский центр системы гарантированной доставки и сохранности топлива
Применение системы автоматизированной системы контроля позволит повысить сохранность нефтепродуктов на всем этапе доставки, и как следствие осуществлять контроль только на нефтебазах и при выявлении нарушений в процессе доставки и хранении.
Кроме того, применение данной системы позволяет повысить эффективность эксплуатации автоцистерн за счет снижения их простоев, связанных с контролем качества топлива, а также перенести контроль качества топлива исключительно на нефтебазы, что в значительной степени снизит связанные с этим финансовые и временные издержки.
Литература:
- Негативное влияние транспорта на окружающую среду Источник: https://vtorothodi.ru/ecology/vliyanie-transporta-na-okruzhayushhuyu-sredu // ВторОтходы. URL: Негативное влияние транспорта на окружающую среду Источник: https://vtorothodi.ru/ecology/vliyanie-transporta-na-okruzhayushhuyu-sredu (дата обращения: 13.05.2019).
- Как осуществляется контроль качества нефтепродуктов? // Портал о нефти NEFTOK. URL: https://neftok.ru/raznoe/kontrol-kachestva-nefteproduktov.html (дата обращения: 13.05.2019).
- «Газпром нефть» развивает цифровые технологии доставки топлива // Газпром нефть. URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1818143/ (дата обращения: 13.05.2019).