В статье уточняется понятие «образовательная инновация», анализируются отдельные инновационные методы обучения в вузе. Особое внимание уделено инновационным технологиям обучения на юридических факультетах.
Ключевые слова: инновация, образовательная инновация, инновационные методы обучения в высшем учебном заведении, развитие высшего юридического образования.
Одним из главных признаков современного общества является его развитие на основе инноваций. Этот процесс в полной мере реализуется и в сфере образования, в частности в высшем образовании, поскольку именно эта сфера в большой степени определяет поступательное движение экономики каждого государства. Инновационная направленность системы высшего образования, которая реализуется через повышение уровня компьютеризации учебных заведений, активизации научно-исследовательской деятельности, образования инновационных структур в вузе является одним из стратегических приоритетов России.
Традиционная система образования, направленная на пассивное получение и воспроизведение знаний, отстает на сегодняшний день от реальных требований рынка труда. Требование перехода к инновационному образованию обусловлено вызовами современности. Сейчас перед высшими учебными заведениями стоит задача постоянного повышения качества образования, модернизации его содержания, разработка и внедрение образовательных инноваций и информационных технологий.
Инновации в образовании — это процесс создания, внедрения и распространения в образовательной деятельности новых подходов, идей, методов и приемов, технологий, направленных на обновление, модернизацию, трансформацию учебного процесса в соответствии с требованиями времени. В частности, для высшей школы определяющим должно быть формирование у студентов системного подхода к анализу профессиональных задач, стратегического мышления, способности к социальной мобильности, стремления к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию в течение всего активной трудовой жизни.
Современная методика преподавания юридических наук, как и многих других гуманитарных дисциплин для юристов, имеет богатый арсенал различных способов, приемов и средств обучения, как общедидактических (которые могут применяться в преподавании любых учебных предметов), так и специальнодидактических (которые отражают специфику конкретной учебной дисциплины или ряда родственных дисциплин).
Чрезвычайно высокую эффективность учебного процесса на юридическом факультете высшего учебного заведения обеспечивает применение таких методов, форм и приемов учебной работы, как: анализ ошибок, коллизий, казусов; аудиовизуальный метод обучения; брейнсторминг («мозговой штурм»); диалог Сократа; «дерево решений»; дискуссия с приглашением специалистов; деловая (ролевая) игра (студенты находятся в роли законодателя, эксперта, юрисконсульта, нотариуса, клиента, судьи, прокурора, адвоката, следователя); мастер-классы; проблемный (проблемно-поисковый) метод; публичное выступление; работа в малых группах; тренинги индивидуальные и групповые (как отдельных, так и комплексных навыков) и другие.
Рассмотрим наиболее эффективные инновационные методы преподавания дисциплин для юристов.
Метод конкретных ситуаций (МКС), или кейс-метод. Если в высших учебных заведениях зарубежных стран этот метод применяется более 100 лет для изучения юриспруденции, то в России он начинает широко внедряться в течение последних десяти лет. В основу метода положен принцип прецедента, или случая (case), который имеет место в англосаксонском праве и служит весомым критерием принятия решения в судебном деле при отсутствии разного рода кодексов [1, с.9]. Как отмечает А. И. Наумов, «Право как учебный курс за свою длительную историю вобрало в себя несколько многотомных собраний с описанием прецедентов и случаев в своей области, которые служили фактологической основой в использовании МКС» [2]. Ценность этого метода, введенного в учебный процесс сначала Гарвардской школы права, а позже и Гарвардской школы бизнеса, заключается в его прикладной направленности, когда студент учится принимать профессиональные решения еще в университетской аудитории.
Деловая (ролевая) игра — один из самых популярных среди студентов видов учебной работы, ведь он построен на творчестве, состязательности, коллективном сотрудничестве. Но эффективность этого метода определяется качеством предварительной подготовки преподавателя и студентов.
Основная цель любой деловой игры заключается в создании ситуации, максимально приближенной к реальной, в которой студент-юрист должен выполнить необходимые профессиональные действия, правильно применить полученные знания, выявить навыки работы с клиентами, коллегами, а также умение работать с нормативными документами [3, с.14].
Метод этот целесообразно использовать в процессе преподавания многих профессиональных дисциплин. Например, это может быть рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам в курсе «Трудовое право»; обсуждение законопроекта в «Конституционном праве России»; обсуждение состояния выполнения экологического законодательства на служебном заседании областной прокуратуры на курсе «Прокурорский надзор».
Сценарий игры готовит, как правило, сам преподаватель, но при определенных условиях может разрабатываться студентом или несколькими студентами (например, это может быть специальный проект). Основные компоненты подготовки и проведения игры: создание фабулы (конкретная жизненная или приближенная к жизненной ситуация); отработка фабулы; работа с нормативными документами; распределение ролей; составление документов, например искового или другого заявления; сбор материалов судебного дела; проверка исполнения законов; действия участников игры; анализ и подведение итогов.
Студенты-юристы могут выполнять роли не только участников судебного заседания, но и государственных служащих, руководителей разного уровня, депутатов, экспертов, работников правоохранительных органов и др. Игра усиливает мотивацию студентов к обучению, поскольку позволяет наглядно увидеть или почувствовать пробелы в знаниях (своих и других действующих лиц). Желательно назначать специальных аналитиков-экспертов, которые наблюдают за ходом игры и дают ей всестороннюю оценку.
Аудиовизуальный метод обучения предназначен в первую очередь для популяризации знаний и привлечения к обучению широкой аудитории. Концепция метода реализуется в форме аудиовизуальных курсов, электронных учебников, компьютерных тестовых заданий, тренингов и практических пособий для индивидуального и дистанционного обучения, видеозаписей различных форм обучения с целью анализа и обсуждения действий участников учебного процесса.
Широкое внедрение технических средств обучения в профессиональной подготовке юристов, использование возможностей Интернет, работа с электронными законодательными базами, применение теле-, видео-, фото-, аудио- и других материалов в учебном процессе усиливает познавательную активность студентов, позволяет достичь максимальной экономии времени для усвоения учебного материала в значительных объемах.
Эффективность метода определяется не только минимальными затратами учебного времени, но и экономией усилий студентов и преподавателей во время аудиторного занятия. При презентации материалов учебных дисциплин в виде учебных фильмов, презентаций к каждой теме курса, осуществлении контроля знаний с помощью компьютерной техники процесс обучения значительно выигрывает как в количественных, так и качественных показателях.
Аудиовизуальный метод имеет огромные потенциальные возможности для применения в преподавании практически всех дисциплин. Для реализации возможностей этого метода все больше будут привлекаться профессионалы технической и других смежных сфер. Сейчас он широко применяется для изучения иностранных языков студентами-юристами.
Метод проектов реализует дифференцированный, личностно-творческий и активно-деятельностный подходы в обучении. Проект может иметь исследовательский, поисковый, творческий (креативный), прогностический, аналитический и игровой характер. Основу проектного метода составляет ориентация на интересы и пожелания участников. Автором проекта как специального учебного задания может быть как преподаватель, так и студент. Поскольку проект планируется и реализуется студентом самостоятельно или группой студентов, метод этот обеспечивает благоприятные условия для активизации их ответственности, формирования партнерских отношений между исполнителями проекта и преподавателем. Примером проектного задания может стать мониторинг, аналитический обзор, осуществление правовой или судебной экспертизы, выпуск сборника документов, подготовка ролевой игры, организация дискуссии, судебных прений и их видеозапись и т. д.
Кроме вышеупомянутых методов, приемов и форм аудиторной и внеаудиторной работы, эффективны также дискуссии с приглашением экспертов, публичные выступления на конкретную тему (импровизация), тренинги, умение воспроизводить ход событий путем допроса очевидца (реконструкция), целевое наблюдение за определенным процессом с целью выяснения соответствия желаемому результату или заданному параметрам (мониторинг, анализ и диагностика ситуации). На их основе проводится прогнозирование, толкование, комментирование правовых норм, событий и т. д., анализ ошибок, коллизий, казусов, дается оценка (или самооценка) действий участников.
Формированию юридических профессиональных умений и навыков будущего специалиста способствует его участие в работе экспериментальных новаторских творческих лабораторий, научно-исследовательских центров, общественных организаций, объединений молодых юристов, юридических клиник и пр. Способствуют углублению профессионального образования также проведение различных профессиональных конкурсов и соревнований (например, конкурс знатоков права, юридический брейн-ринг, соревнования риторов и т. д.).
Применение инновационных методов в учебном процессе заставляет преподавателя овладевать новыми средствами в обучении — наглядными, техническими, компьютерной техникой. Необходимо изучать и испытывать новые формы и виды работ, привлекая к этому и студентов [2, с. 7, 8; 9; 10, 13].
Итак, совершенствование и реформирование современной системы профессиональной подготовки юристов в высших учебных заведениях России является чрезвычайно важной научно-образовательной проблемой. Ее можно решить только комплексно, учитывая все требования в создании эффективной системы правового обучения с учетом лучшего отечественного и зарубежного образовательного опыта, разработки и применения наиболее эффективных методов и форм обучения в высшем юридическом образовании.
Литература:
- Барнс Л. Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература): Пер. с англ. А. И. Наумова. — М.: Гардирики, 2000. —С. 9–10.
- Наумов А. И. Метод конкретных ситуаций в обучении менеджменту [Текст] / А. И. Наумов // Бизнес-образование в России. — М.: КОНСЭКО, 1998
- Шаронова С. А. Деловые игры: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2004. — С. 110–113.