Цель: обеспечение развития ребенка через интегративный подход согласно требованиям ФГОС ДО посредством проведения квест-игры, развитие социально-коммуникативных качеств путём коллективного решения общих задач.
Форма работы: подгрупповое занятие.
Количество участников: 8–10 человек.
Возраст детей: 6 лет, подготовительная группа, дети с ТНР.
Коррекционно-образовательные:
– развить связную речь;
– развить грамматический строй речи;
– расширить словарный запас;
– развить слуховой контроль за собственной речью;
– продолжать учить ориентироваться в пространстве;
– закрепить поиск соседей числа:
– закрепить ранее изученный материал;
– развить навыки анализа и синтеза слов;
Коррекционно-развивающие:
– развить память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие;
– развить общую и мелкую моторику;
– умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Коррекционно-воспитательные:
– развить познавательный интерес, направленный на достижение поставленной цели;
– воспитать навыки коллективного сотрудничества, взаимопонимания и чувства товарищества.
Здоровьесберегающие задачи:
– предупреждать утомляемость детей (проведение динамической паузы);
– продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, схемы слов, конверты, мультимедийный экран, презентация.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
Логопед: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости давайте поздороваемся.
Воспитатель и логопед предлагают детям отправиться в радужную страну. Дети стоят в кругу (смотрят на экран).
Воспитатель (шепотом, интригующе). Ребята, тише! Не спугните сказочные чудеса. Мы попали в радужную страну, где живут веселые, трудолюбивые, справедливые и сердцем добрые ребята. И были в этой сказочной стране чудеса… Но случилась беда! Погасла чудо-радуга и ребятам стало очень грустно. Им нужна наша помощь, нам надо вернуть чудо-радугу! Вы хотите помочь вернуть радугу? (Ответ детей). Но на пути нас ждут сложные задания. Мы должны их выполнить, и радуга снова появится в радужной стране. Вы готовы? (Ответ детей). А найти радугу помогут волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Логопед: Кто знает, что это за слова? (Дети отвечают.) Первая буква каждого волшебного слова определяет первую букву цвета чудо-радуги.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесём эти волшебные слова.
Затем дети хором произносят волшебные слова.
Логопед: Ребята, а какой верхний цвет радуги? (красный). Найдите красный конверт, и мы узнаем, что нам необходимо сделать, чтобы появился красный цвет нашей чудо-радуги.
1.Красная полоса. «Окружающий мир»
(В конверте картинки: птицы).
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Какие птицы к нам скоро вернуться, скажите одним словом. (Ответ детей). Какие птицы прилетают первыми? (Ответ детей: — Грачи)
Воспитатель: Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему?
(Ответ детей: ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее.)
Воспитатель: Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (Воспитатель постепенно достает карточки птиц)
(Ответы детей: ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка.)
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Логопед: А теперь сыграем в игру «Скажи, какая птица».
У птицы белая грудь — то какая она? (Белогрудая)
У птицы длинные крылья — какая она? (Длиннокрылая)
У птицы короткий хвост — какая она? (короткохвостая)
У птицы черные глаза — какая она? (Черноглазая)
У птицы серые глаза — какая она? (Сероглазая)
У птицы громкий голос — как она? (Громкоголосая)
У птицы длинный хвост — какая она? (Длиннохвостая)
У птицы длинный клюв какая она? (Длинноклювая)
Воспитатель: Ребята, но это еще не все, вам необходимо отгадать загадки:
1. Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь — гладко,
Откусишь — сладко. (Яблоко)
2. Эта ягода кисла,
Но мороз перенесла.
Дважды «К« в названьи буква.
Очень любит влагу... (Клюква)
3. Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это?.. (Смородина)
3. Этот овощ быстро очень
Разгадаем между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке.
Положи его на солнце.
Он дозреет у оконца,
Этот толстенький сеньор
Всем известный..... (Помидор)
Воспитатель: Что общего у всех этих загадок? Какой одинаковый признак у этих загадок? (Ответ детей: Красный цвет)
Логопед: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги! Ребята, а какой второй цвет радуги? (Оранжевый) Давайте найдём оранжевый конверт.
2.Оранжевая полоса. «Скажи наоборот»
Логопед: предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению. (стоя в кругу, вспоминаем антонимы)
Я говорю вам высоко, а вы скажите …(низко)
Я говорю далеко, а вы…(близко)
Длинный — короткий
Широкий — узкий
Толстый — тонкий
Горячий — холодный
Тяжелый — легкий
Сладкий — кислый
Добро — зло
День — ночь
Назад — вперед
Верх — низ
Тихо — громко
Ложь- правда
Свет — темнота (тьма)
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет. Какой третий цвет радуги? (Желтый) Какой конверт нам надо найти?
3.Жёлтая полоса. Математика
В конверте карточки с заданием:
Игра «Запиши номер квартиры» (числовой домик).
Воспитатель: Перед вами домик № 9. Но номера некоторых квартир пропали. Ребята, запишите недостающий номер квартиры на каждом этаже. (На каждого ребёнка раздаётся числовой домик)
Фронтальная проверка задания.
Воспитатель: — А теперь необычные задачки — на внимание. Проверим, кто из вас самый внимательный. С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега? (Ответы детей)
Воспитатель: Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Ответы детей)
Воспитатель: Мальчика зовут Юра. У его сестры только один брат. Как зовут брата его сестры? (Юра)
Логопед: Теперь у нашей чудо-радуги есть желтый цвет. Какой четвертый цвет радуги? (зеленый). Найдем зеленый конверт.
4.Зелёная полоса. Физкультминутка.
Логопед: Ребята, а конверт то пустой. Значит пришло время немного отдохнуть. Давайте представим, что мы превратились в перелетных птиц-грачей. Повторяйте все за мной.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны — взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Воспитатель: Молодцы! Вот и появился зелёный цвет радуги! Давайте снова вспомним волшебные слова. Ребята, а какой пятый цвет радуги? (Голубой). Какой конверт мы будем искать?
5.Голубая полоса. «Четвёртый — лишний»
(В конверте карточки на каждого ребенка. Дети выполняют индивидуально)
Воспитатель: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите, что лишнее. Объясните, почему вы так думаете.
Логопед: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? Назовите шестой цвет радуги? (Синий). Давайте найдем, где спрятан синий конверт с заданием.
6.Синяя полоса. «Что бывает».
В конверте карточки семи цветов радуги. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одной карточке, а дети называют слова, соответствующие цвету.
Воспитатель: Игра «Что бывает». К слову — признаку подберите как можно больше слов — предметов. (Каждый ребёнок подбирает слова — предметы к своему цвету)
Зелёный — крокодил, огурец, цвет, фрукт…
Красное — платье, яблоко, знамя… и т. д.
Логопед: Молодцы! Вот вы хорошо справились со всеми препятствиями и нашли синий цвет радуги! Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? (Фиолетового) Нам осталось найти фиолетовый конверт.
7.Фиолетовая полоса. «Грамота»
В конверте слово РАДУГА.
Логопед: Ребята, мы уже почти нашли нашу чудо-радугу. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Кто сможет прочитать это слово. Все вместе дружно посчитаем сколько слогов в слове РАДУГА? Назовите первый слог. Второй. Третий. С какого звука начинается слово РАДУГА?
А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р]. (Дети придумывают и говорят слова).
Логопед: Отлично, молодцы! А теперь наша задача сделать схему слова и выполнить звуковой анализ на доске. С чего мы начинаем схему слова? (ответы детей). Прикрепим к доске длинную полоску. Сколько слогов в слове радуга? (ответы детей). Прикрепим к доске короткие полоски. Разбор каждого звука в слове, характеристика звука. Выкладывание на доске.
Логопед: Вот, ребята, какая красивая и большая радуга у нас получилась!
Рефлексия.
Логопед: А теперь сядем на коврик, закроем глазки, вспомним наше путешествие с самого начала, какие задания встретились на нашем пути. Открываем глазки и теперь ответьте на наши вопросы? Какое задание вам понравилось? А были ли трудные задания? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы молодцы! Вы были дружны и старательны! На этом наше радужное путешествие закончено. Мы смогли помочь ребятам из сказочной страны. Правильно выполнив все задания, вы вернули чудо-радугу!