Ключевые слова: несовершеннолетний, личность, индивидуализация, наказание, подросток.
Изучение и учет особенностей личности в процессе индивидуализации наказания имеет очень большое значение, особенно это касается несовершеннолетних, так как учет их личностных особенностей при назначении наказания учитывается в первую очередь, в отличие от взрослых преступников. Законодатель в части особенностей личности несовершеннолетнего не уточняется, что следует понимать под «иными» особенностями личности, о которых говорится в ч. 1 ст. 89 УК РФ. В то же время, представляется, что речь здесь должна пойти как об учете положительных, так и об учете отрицательных свойств личности, наличие которых является непосредственно влияет на вид назначаемого несовершеннолетнему наказания [1, с. 291].
Для того, чтобы правильно оценить содеянное, объяснить его причины, сделать сколько-нибудь оправданный прогноз о вероятности совершения осужденным нового преступления и определить выбор лучшей обстановки для его исправления суду следует полнее использовать как те личностные качества, которые отразились в совершенном преступлении, так и всю многообразную совокупность, которая вошла в структуру личности виновного в процессе его жизнедеятельности [2, с. 102]. Неадекватность общественной опасности деяния и личности виновного наиболее ярко проявляется в преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Личность подростка всегда находится на стадии формирования, которое в силу объективных причин сложно и противоречиво. В структуре личности несовершеннолетнего легко уживаются как отрицательные, так и положительные качества, большая часть которых склона к выбору положительных черт особенностей личности. Однако же проявление негативных черт, часто заключается в отдельных актах поведения подростка, конкретно не выражающее его социальную принадлежность, а объясняющиеся лишь возрастными особенностями и воздействиями внешних факторов. Главную роль в этом случае играет конкретная ситуация и ее неправильное, и резкое, свойственное именно несовершеннолетним восприятие являющаяся поводом к совершению общественно опасного деяния. На этот счет представляется верным разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1, согласно которому при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, учитывая не только требования по учету данных о личности, изложенные в статье 60 УК РФ, но и иные особенности личности несовершеннолетнего, предусмотренные статьей 89 УК РФ.
Дело в том, что, как показывает судебная практика по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, подростки, так же, как и взрослые, могут значительно отличаться по степени противоправной направленности. Наряду с подростками, совершившими преступление «по глупости», вследствие незнания основных норм и правил поведения в обществе, существует и такая категория несовершеннолетних, для которых преступная деятельность является основным видом существования. Очевидно, что типы личности таких подростков могут существенно различаться. Если во втором случае эффективность и возможность перевоспитания подростков представляется крайне низкой, то в первом — вполне вероятной и очевидной, что, несомненно, должно учитываться судом при назначении наказания, с большой вероятностью, не связанного с лишением свободы.
Наибольшей проблемой в области изучения личности несовершеннолетних становится формирования криминальной прослойки профессиональных несовершеннолетних преступников, для которых преступная деятельность — это не просто жизненный проступок или случайное стечение обстоятельств, а образ жизни. У таких подростков отрицательные свойства личности выражены наиболее ярко и проявляются в уже сформировавшейся установке на дальнейшее совершение преступных деяний. Несомненно, подавляющее большинство таких лиц совершили свои первые преступления под влиянием старших и более опытных в криминогенном плане преступников, для которых такие подростки вначале являются орудием совершения преступления, а затем и полноценными соучастниками.
Именно особенности личности порождают определенную специфику преступлений, совершенных несовершеннолетними, что естественно влечет за собой и учет данных особенностей при назначении наказания. Изучить личность несовершеннолетнего усилиями лишь наук криминального характера невозможно. Неоценимую помощь в подобной деятельности оказывают знания по психологии и педагогике, так как подростки, отличаются от взрослых и имеет особенности свойств личности [3, с. 80]. Следует отметить, что именно в подростковом возрасте закладываются основы личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения несовершеннолетнего. Ключевым будет являться факт, касающийся той микросоциальной среды, где несовершеннолетний будет проходить процесс самоутверждения и самоопределения. От этого уже будут складываться основы морального сознания, формирующие у несовершеннолетнего нормы и принципы поведения. По большей части при учете личности играют большую роль возможности и полученный жизненный опыт несовершеннолетнего. Здесь речь идет о желании большей части подростков казаться взрослыми, что подразумевает под собой впитывание отрицательных примеров поведения взрослых, а неумение балансировать получаемую информацию порождает желание подражать «отрицательным героям».
Одной из целей изучения личности несовершеннолетнего является предотвращение совершения преступлений подростками. Оказание нужного воспитательного воздействия лежит в сфере профилактики преступлений. Известно, что большинство подростков-правонарушителей являются выходцами из неблагополучных семей [4, с. 133] и исходя из этого следует принимать особое внимание при учете личности несовершеннолетних преступников их мотивацию, то есть те условия, которые поспособствовали тому, что несовершеннолетний совершил преступление. Поэтому, по характеру мотивации совершения преступления, который будет необходим при учете личности несовершеннолетнего судом можно выделить следующие типы несовершеннолетних преступников: а) совершившие преступление из озорства, от скуки; б) совершившие преступление под влиянием сверстников с цель получения или укрепления авторитета; в) совершившие преступление под влиянием взрослых наставников; г) совершившие преступление в силу нужды; д) совершившие преступление «под влиянием толпы»; е) совершившие преступление как выплеск агрессии; ж) совершившие преступление в ответ на поведение взрослых (насилие, оскорбления, провокация).
Также при учете личности несовершеннолетнего в контексте назначения ему наказания играют роль социально-значимые физиологические признаки. К таковым относятся прежде всего состояние здоровья, заболевания и особенности физической конституции [5, с. 405]. Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют факторы, затрудняющие процесс социализации личности, такие как врожденные физические дефекты, тяжелые хронические заболевания, которые ограничивают возможности индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других нормотипических проявлений жизненной активности. Для данной группы признаков сложно выявить какую-либо закономерность, поэтому необходимо рассматривать всю совокупность в каждом конкретном случае. Так, например, тяжелые хронические заболевания могут активно способствовать развитию криминогенного фактора личности несовершеннолетнего, так как он в силу своих ограничений не способен самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию, соизмерять ее, а также обозначать для себя как позитивную или негативную.
Таким образом, можно прямо говорить о важности и необходимости учета личности несовершеннолетнего при назначении ему наказания, так как подросток в силу своего возраста постоянно находится на стадии социализации и приспособления к жизни, которая зачастую, вследствие различных факторов может давать «сбой» и вынуждать несовершеннолетнего к совершениям поступков криминогенного характера.
Литература:
- Гражданцева Е. В., Воронин С. Э. Негативные свойства личности подростка, совершившего преступление впервые, как фактор, влияющий на назначения наказания (статья 89 УК РФ) // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. — 2016. — № 5. — С. 290–295.
- Бугрименко А. С. Учет личности виновного при назначении наказания несовершеннолетнему // Юристъ — Правоведъ. — 2007. — № 2. — С. 102–103.
- Тимошенко С. Е. Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2006. — № 2. — С. 80–81.
- Профилактика преступности несовершеннолетних: учеб. метод. комплекс / сост. М. Н. Садовникова. Иркутск, 2007. С. 133.
- Гончарова Э. В., Демко О. С. Личность несовершеннолетнего преступника // Научный альманах. — 2015. — №. 11–4 (13). — С. 402–405.