Ключевые слова: оценка качества образования, образовательная программа, специальность электроэнергетики, управление, стратегический план
Образование является одним из важнейших приоритетов все активнее интегрирующегося в международные процессы суверенного Казахстана [1]. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного его взаимодействия с рынком труда [2].
Условия рыночной экономики требуют адаптации высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. Поэтому необходима работа по координации образовательных программ с требованиями Европейской рамки квалификаций и определение целей образовательной программы, компетенций выпускников. Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника [3].
Цели образовательной программы специальности «Электроэнергетика» соответствуют миссии, стратегическому плану университета, кафедры.
Реализация образовательной программы определяется миссией Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави, которая заключается в формировании современной научно-образовательной среды, в которой реализуется подготовка высококвалифицированных кадров на принципах тесной интеграции науки, образования и инноваций.
В миссии университета заложена долговременная направленность, которая обновляется в постоянно меняющейся внешней среде в зависимости от потребностей общества. Миссия университета неразрывно связана с историей создания и развития университета. Стратегической целью его создания наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов для Республики Казахстан и тюркоязычных стран является возрождение исторического имиджа города Туркестан как научного, культурного и духовного центра тюркоязычных народов.
Цель образовательной программы, сформулированная в соответствии с ГОСО РК, квалификационными рамками выпускников Европы Tuning, квалификационными требованиями Дублинского дескриптора, которые создаются на основе анализа рынка труда, определяется компетенцией выпускников, отраженные в образовательной программе специальности. Введение компетентного подхода предполагает перемещение акцентов с процесса обучения на его результат, изменение ролей преподавателя и студента, в центре данной системы оказывается понятие компетенции. Следовательно, задачами образовательной программы является качественная подготовка конкурентоспособных иинновационно ориентированных выпускников, соответствующих современным требованиям и запросам рынка труда с учетом развития науки и условий, предлагаемых реальной действительностью [4,5].
Для достижения целей образовательной программы специальности «Электроэнергетика» определены 4 мега-компетенций, включающих в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 12 профессиональных компетенций. Приобретая эти компетенции, выпускник образовательной программы будет свободно плавать и четко ориентироваться в мировом образовательном пространстве.
В университете установлены периодичность, формы и методы оценки качества образовательной программы. Они проходят процедуру ежегодного мониторинга качества реализации на заседании кафедры с участием обучающихся и работодателей.
Университет проводит мониторинг и систематизирует данные по следующим направлениям [6]:
− анализ результатов экзаменационных сессий в разрезе факультетов, специальностей, дисциплин с подготовкой годовых и полугодовых отчетов,
− анализ результатов итоговой аттестации студентов (контроль обновления тематики дипломных проектов, результаты сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов и др.),
− разработка методической документации кредитной технологии и анализ качества внутривузовской документации, силлабусов,
− анкетирование студентов, выпускников, работодателей по вопросам качества предоставляемых образовательных услуг и подготовка предложений,
− внедрение дистанционных образовательных технологий,
− оценка и анализ результатов научно-исследовательской работы ППС и обучающихся.
Все составляющие образовательной программы проходят стадии разработки, анализа и утверждения в соответствии с внутренними нормативными документами, утвержденными Сенатом университета.
Таким образом, содержание и структура образовательной программы специальности «Электроэнергетика» соответствует потребностям регионального рынка труда, результаты обучения отражены в компетенциях [7]. Модуляризация выполнена с учетом специфики включенных дисциплин, распределены количество зачетных единиц по модулям, что позволяет обеспечить внешнюю и внутреннюю мобильность студентов. Разработаны механизмы по выявлению современных потребностей общества и постоянного совершенствования образовательной программы. Обратная связь, направленная на совершенствование образовательных программ, включает мониторинг работодателей, выпускников и т. д. [8]. Например, при разработке учебного плана специальности 5В071800 — Электроэнергетика учтены рекомендации работодателей и внесены следующие дисциплины:
- Металловедение
- Прикладная механика
- Численное программное управление (ЧПУ)
- Инженерная графика (Kompas 3d)
- Система Кайдзен
- Проектирование и сборка трансформаторов
- Электрооборудование
- Электронная преобразовательная техника
- Электрические машины
- Проектирование и технология освещения
- Электронные установки и управление
- Электропривод
Управление качеством образования определяется стратегическим и оперативным менеджментом вуза [9]. Управление университета основано на системном подходе, осуществляет свою образовательную деятельность на основе устава университета. С 2006 года в университете функционирует Система менеджмента качества. В 2018 году университет прошел институциональную аккредитацию НААР РК.
Литература:
- Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.
- Султанова Т. А., Ткачева Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией. // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 613–616.
- Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
- Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
- Мухаметкалиев Т. М. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
- Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
- Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.
- Бочков Д. В., Горбачева Е. В. Управление образовательной организацией на основе комплексной оценки эффективности ее деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 355–358.