Статья посвящена такому известному каждому человеку переживанию, как страх. Страхи сопутствуют человечеству на протяжении всего его существования, однако каждому историческому периоду свойственны свои, отличительные страхи. Новое время — это период в истории, когда главенствующую роль начинает играть страх колдовства. Именно он начинает определять жизнь общества, поступки его членов.
Ключевые слова: фобии, страх, Новое время, колдовство, общество.
Фобия в справочной литературе определяется как иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо. В этом случае страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.
Страхи сопровождают человека с древних времен. Различают страхи — очевидные и иррациональные, придуманные и оправданные. Страх имеет преимущественно отрицательное влияние на жизнь человека. Страхи, существующие в конкретном обществе, могут охарактеризовать это общество.
В большинстве случаев члены любого общества испытывают страх перед потусторонним миром. Иногда страх приобретает глобальный характер. Страх может способствовать развитию человека в процессе того, как человек изобретает методы защиты от него, так и тормозить человека загонять его в рамки, подавлять волю человека.
В различные периоды истории главенствовали различные фобии. В ходе исторического развития меняется устройство общество, и, как следствие, одни страхи уступают место другим.
Период Нового времени характеризуется проявлением новых страхов. Ранее Новое время это период с начала XVI до XVII века середины. Это время, когда в Западной Европе идет процесс становления индустриального общества. Изменения имели длительный период и происходили с разной интенсивностью в разных сферах жизни общества.
Не малую роль на жизнь общества в этот исторический период сыграли Великие географические открытия. Вместе с новыми открытиями в жизни людей входят и новые страхи и надежды. У людей меняется картина мира, что повлекло за собой смену эмоционального состояния.
Французский историк Ролан Мунье говорил следующее: «Семнадцатый век являлся эпохой кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности — экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли» [2; 8]. Особенностью этого периода является охватившее человечество состояние тревоги и страха перед грядущими переменами. «Это был дух, буквально потрясенный открывшейся изменчивостью всего и во всем — реалий окружающего мира и способа их рассматривать и познавать, изменчивостью истин, за исключением одной — истины сомнения, присущей собственному уму» [1; 318].
Обозначим три страха, которые главенствовали над человеком в период Нового времени, определяли его жизненный уклад и ценности.
Широкое распространение в период Нового времени имели страх смерти, страх конца света и страх колдовства. Страх смерти (танатофобия) и страх конца света сопровождают человека на протяжении всей его жизни. На протяжении всей истории смещались акценты, общество по-разному интерпретировало переход человека от жизни к смерти, рисовало самые невообразимые картины конца света, но эти страхи так или иначе были с человечеством на протяжении всего его существования. Но для Нового времени, особенно для его начального периода, наиболее специфичным является страх колдовства. Будучи актуальным для средневековья, страх колдовства достиг своего апогея в Новое время.
На XVI век пришелся пик интереса к ведьмам, колдунам, колдовству и т. д. На этот период приходится разложение традиционного общества, ослабление моральных принципов. Это стало отправной точной к массовой демономании. Люди ищут спасения в потустороннем и необъяснимом, поскольку общество сомневается в силе церкви, которая в этот момент испытывает переломный период. В 16 века сложился тот психологический климат в обществе, который способствовал появлению данных явлений. «Условия, подтолкнувшие определенную (кстати, не столь уж и большую) часть народа в объятия дьявола, были созданы благодаря усилиям и самой католической церкви, и воздействию идеологии Возрождения, и участию в этом некоторых деятелей Реформации, чья религиозная нетерпимость хорошо известна. Роль социально-экономических и политических факторов здесь также громадна. Люди, занимавшиеся колдовской практикой, вероятно, не были удовлетворены тем, что могла предоставить им официальная церковь в области духовных запросов; равно не довольствовались они и ренессансной идеологией и культурой, которая в массе своей была им чужда не только потому, что носила, главным образом, городской характер и, скорее всего, была им попросту неизвестна» [3] «ренессансный гуманизм... был идеологией Раннебуржуазной, то есть антифеодальной, а это значит — народной» [6; 35].
Колдовство как преступление против веры начинает проникать в общество с XIII века, поэтому церковнослужители ревностно защищали религию от данного явления. Однако, только спустя век появятся труды, в которых подробно описано демоны, шабаш ведьм и другие подобные вещи.
Характерной особенностью Нового времени является изменение взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что обвинения в колдовстве в большинстве случаев поступали от людей, находящихся с обвиняемыми в постоянном контакте, соседствующих. В этот период возникают многочисленные поговорки о соседях, как с положительным, так и с отрицательным контекстом. Например, «Коварный сосед своими делами с утра вам день испортит», «С добрым соседом и утро доброе» [5]. Обвинения в колдовстве в большинстве случаев поступали от соседей. Они подмечали, кто отклоняется от похода в церковь, кто мог сглазить, проходя мимо и т. д. Такое отношение зачастую объяснялось фактором ненависти. Судьи часто осознавали тот факт, что обвинения служили фактором мщения своему соседу. Но все же судьи стремились внушить мысль о страхе. Как следствие, это способствовало ужесточению мнительности, где знакомый воспринимался врагом.
Во многих странах Западной Европы в XVI-XVII веках идет процесс охоты на ведьм. Ученые задаются вопросом, почему же данное явление возникает в период просвещения и развития науки. Некоторые приходят к мысли, что это продолжение гонения ведьм и колдунов в эпоху средневековья. Другие опровергают данную точку зрения, аргументируя, тем что источники того времени говорящие о сожжении на кострах причастных к колдовству — это, по большому счёту фикция. Католическая церковь осуждала такое явление как колдовство, но в деревнях колдуны и колдунью гонению не подвергались. Таким образом справедливо высказывания А. Я. Гуревич: «гонения, начавшиеся в эпоху Реформации, были беспрецедентным явлением, которое нужно объяснять, исходя из условий именно этого времени, а не ссылаясь на многовековую традицию» [4].
Постепенно процесс, именуемый гонением ведьм, распространяется практически по всей Европе. Основанием для гонения в большинстве случаев являются донесения соседей, которые считали себя жертвами колдовства. Также для судей важным было выявить взаимосвязь обвиняемых с дьяволом. Для того, чтобы получить нужные показания были использованы пытки. Самой распространённой являлась пытка водой. Суть ее сводилась к тому, что ведьме связывали конечности и опускали в воду, если ведьма всплывала, то считалась виновной. Еще одной пыткой было чтение Библии, и если обвиняемый не плакал, то подтверждал свое взаимоотношение с дьяволом. Расследования и расправы регулярно инициировались как гражданскими, так и церковными властями. Эти два института поддерживали друг друга по данному вопросу на выгодных условиях. Светская власть помогала бороться с сатанинскими сектами. Так же колдовство становилось средством для устранения конкурентов в политике и со своими врагами.
В эпоху средних веков церковь выступала против магических суеверий. Церковь отвергала веру в ведьм и их существование. Но с XIII века изменяется отношение к ведьмам. Церковнослужители считают их существование правдивым, наделяя их умением творить зло. Это явление достигает пика в ХVI-XVII вв. в это время в обществе утверждается мысль об особом значение дьявола. Это период возникновением массовых фобий. Получить обвинения в колдовстве мог любой житель. Процесс сжигания проходил про большем количестве народа завершавшийся празднованием победы над нечистой силы. Сожжение ведьм способствовало снятию напряженности в обществе. С XVI в и до половины XVII в. на территории центральной и западной Европы увеличиваются процессы расправы над людьми причастных к колдовству. А пик данного процесса приходится на вторую половину XVI — первую четверть XVII вв.
Таким образом, люди в период Нового времени было более мнительным, чем в другие эпохи. Страх колдовства заставлял людей соблюдать правила общения, не проявлять несвойственный окружению склонностей и интересов.
Страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Страх помогает избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Потому можно с полным основанием утверждать, что страх является неотрывным сопровождением человеческого развития.
Литература:
- Барг, М. А. Эпохи и идеи. М., 1987. С. 318.
- Барг, М. Л. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991. С. 8.
- Гиффорд, Джордж Диалог о ведьмах и колдовстве // Демонология эпохи Возрождения (XVI — XVII вв.) /Тимофеева М. А. — М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия», 1995.
- Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990.
- Делюмо, Ж. Ужасы на Западе. Пер. Н. Епифанцева. — М.: Голос, 1994.
- Стам, С. М. Гуманизм и церковно-реформационная идеология / Культура эпохи Возрождения и Реформация. — Л. 1981. с. 35.