Предметом рассмотрения данной статьи является место Государственного и Конституционного советов в системе французского конституционного контроля. Исследованы полномочия Государственного и Конституционного советов, а также рассмотрены их сходства и различия.
Ключевые слова: Государственный совет, Конституционный совет, конституционный контроль, суверенитет парламента, принцип разделения властей, контроль конституционности законов.
Конституционный контроль Франции своеобразен и выходит за рамки привычных моделей конституционного контроля. Так как, несмотря на то, что Франция принадлежит к романо-германской модели, контроль осуществляется несколькими органами, наделенными исторически сложившимися полномочиями (Конституционный и Государственный советы). Основным полномочием Конституционного совета в этой системе является вынесение решения о конституционности только что принятого, но оспоренного и не успевшего вступить в законную силу, законопроекта парламента или законопроекта парламента, который все еще находится в разработке. К основным же полномочиям Государственного совета можно отнести проверку актов органов исполнительной власти на соответствие Конституции.
Достаточно долгое время французское право отвергало и игнорировало возможность контроля за исполнением соблюдения Конституции. Государственный совет был образован в 1673 году и одновременно являлся административным судом, высшим судебным учреждением, а также советом правительства. Государственный совет был создан тогда, когда казалось немыслимым создание такого органа, который бы мог проверять конституционность принимаемых законов.
Возникновение Государственного совета предопределило разделение компетенции в системе конституционного контроля правовых актов, которая возникла в результате преодоления теории суверенитета парламента [5].
В системе административной юстиции Государственный совет является высшей инстанцией. Административная юстиция создавалась, как система специализированных органов исполнительной власти, которая включала в себя цель по контролю за соблюдением законности, а также имеющая право контролировать остальные органы. Со временем совет стал высшей инстанцией в системе административных судов, расширил свои полномочия и значительно укрепил свое положение. В развитии Государственного совета выделяют следующие ключевые моменты:
- 1806 г. — появление у совета судебной функции и, соответственно, последующего конституционного контроля.
- 1872 г. — достижение широкого практического освоения судебной функции, «золотой век административного правосудия».
- 1963 г. — реформа, в результате которой была создана современная структура Государственного совета.
Конституционный совет сформировался значительно позже, в 1958 году после принятия Конституции Пятой республики. Именно Конституция 1958 года привнесла принцип контроля соблюдения Конституции и ввела новый специальный орган (Конституционный совет), осуществляющий функцию конституционного контроля и уполномоченный контролировать конституционность законов до их вступления в силу. Предшественником Конституционного совета был Конституционный комитет, который давал заключение о конституционности законов, но в отличие от совета не имел права их отменять. Конституционный совет не вправе рассматривать законы, уже вступившие в силу, однако исходя из того, что Конституция 1958 года ввела ограничения на сферы применения закона, то Конституционный совет вправе определить, попадает ли действующий закон, который был принят до вступления в силу Конституции, под ограничительное постановление или нет.
В деятельности Конституционного совета заметны три «рывка»:
- 1971 г. — включение в сферу своей деятельности всей сферы прав и свобод граждан (Преамбула Конституции).
- 1974 г. — предоставление права обращения в Конституционный совет 60 депутатам или 60 сенаторам.
- 1982 г. — связан конкретно с политическими причинами, а именно с изменением парламентского большинства.
Таким образом, во Франции возникла система конституционного контроля, который осуществлялся сразу двумя независимыми органами.
Между Государственным и Конституционным советами было проведено разграничение по кругу рассматриваемых актов. Т. е. если Государственный совет был вправе осуществлять конституционный контроль в отношении актов органов исполнительной власти (регламентарных актов), то Конституционный совет — в отношении законов. В современное время такое разграничение не является точным, так как Государственный совет связан еще и с «подготовкой и принятием» [2] законов, а не только с их исполнением.
Роль Государственного совета в развитии контроля за соблюдением Конституции достаточно велика и не ограничивается осуществлением предоставленных ему полномочий. Так как Государственный Совет возник значительно раньше, чем Конституционный совет, многие его конструкции были переняты Конституционным советом. Возможно, это и повлияло на то, что Конституционный совет в некоторых аспектах повторил историю развития Государственного совета, а именно:
- И Государственный, и Конституционный советы изначально осуществляли только предварительный контроль.
- Оба совета активно занимались нормотворчеством [4].
Также Государственный и конституционный совет отличаются наличием ресурсов для проверки всех правовых актов и, соответственно, осуществления контроля. Если Конституционный совет в настоящее время не имеет достаточно ресурсов и состоит всего из 9 назначаемых членов, то у Государственного совета, напротив, есть достаточный ресурс для осуществления такого масштабного контроля. Государственный совет, в отличие от Конституционного имеет сложную структуру и состоит из секций.
Литература:
- Брэбан Г. Французское административное право. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.
- Пилипенко А. Н. Принципы юридической безопасности во французском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 4. С. 646- 652.
- Карпенко К. В. Институт последующего (конкретного) конституционного контроля во Франции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 5. С. 780–790.
- О роли нормотворчества Государственного совета: Лочак Д. Административное правосудие. Г., 1998. С. 114.
- Руссо Д. Конституционный закон о судебных разбирательствах., 2010. – С.12.