К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 1017 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, В. В. К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права / В. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59160/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, правовой статус субъектов авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

С помощью юридической категории «правовой статус» определяется место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам.

В самом общем виде правовой статус в юридической литературе определяется как правовое положение субъекта в обществе, выражающееся в совокупности прав и обязанностей, что позволяет рассматривать понятия «правовой статус» и «правовое положение» как синонимы. Соответственно, разграничивать синонимы нет смысла, так как «…в таком разделении нет особой необходимости, поскольку полисемантичность, смысловое удвоение термина не способствует четкому восприятию и анализу одной из ключевых категорий правоведения» [1, с. 232].

По мнению другой группы специалистов, необходимо разграничивать понятия «правовой статус» и «правовое положение» [2, с. 119–134], рассматривая их как самостоятельные правовые категории [3, с. 27].

Субъект права в зависимости от характера общественных отношений является одновременно носителем различных правовых статусов, что предполагает целесообразность исследования еще одного понятия — «правосубъектность». Именно с данной правовой категорией связана первая особенность правового статуса субъектов авторского права.

Правосубъектность обладает самостоятельным содержанием и означает возможность (способность) субъекта права реализовывать свои права и обязанности. Иными словами, правосубъектность определяет круг лиц, которые обладают способностью быть носителями определенного правового статуса («закрепляет право на статус»).

Субъективное авторское право делится на первоначальное и производное. Так, в зависимости от субъекта, обладающего первоначальным или производным авторским правом, определяется и особенность его правосубъектности.

Единственным субъектом первоначального права, обладающего всей совокупностью авторских прав, является автор произведения — ключевой субъект авторского права, поскольку именно он создает уникальный объект творчества, будь то художественное или музыкальное произведение. Только он обладает первоначально всеми правами на созданное им произведение (за исключением служебного произведения). Это возможно сопоставить с единоличным обладанием вещью — никто не имеет право изъять её без разрешения владельца.

У создателя произведения авторские права формируются сразу, как только полученный результат творческой деятельности облекается в объективную форму, которая обеспечивает его восприятие другими людьми. Таким образом, основанием приобретения правового статуса «автора произведения» (то есть субъекта первоначального авторского права) нужен определенный юридический факт — создание произведения. Эта особенность предопределяет, что автором может стать любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Основанием приобретения производного авторского права является юридический факт, характеризующийся переходом права от одного лица к другому: договорное правопреемство и правопреемство по закону. Особенности правового статуса данной группы субъектов определяются отраслевым законодательством (наследственным или договорным). Иными словами, в отличие от автора произведения, правопреемник должен первоначально получить определенный статус (например, статус наследника), который позволит в дальнейшем приобрести производное авторское право.

Другим важным элементом, предопределяющим основные характеристики правового статуса, являются принципы права (правового регулирования). В самом общем смысле принципы права отражают закономерности общественной жизни, преобразовывая их в основу содержания права, одновременно заключая в себе устойчивое представление о справедливом и должном в правовом регулировании [4, с. 18]. С одной стороны, принципы адресованы государству, которое посредством правотворческих органов закрепляет их и строит в соответствии с ними деятельность своих правоприменительных органов. С другой — принципы представляют собой «эталон» возможного или желаемого (правомерного) поведения для субъектов права, деятельность которых подпадает под соответствующую сферу регулирования [5, с. 161].

В основу современной классификации принципов отечественного авторского права может быть положен ряд критериев.

Во-первых, критерий исторического развития авторского права в России, определяемый в результате соотношения действующих норм авторского права и норм авторского права дореволюционного и советского периодов. Исходя из данного критерия, например, можно выделить принцип «свободы творчества», который наполнился реальным «свободным» содержанием только на современном этапе развития авторского права России, поскольку в советский период действовал жесткий цензурный контроль со стороны государства. Впрочем, история знает случаи, когда и в дореволюционный период, государство вторгалось в сферу личных интересов авторов, нарушая неприкосновенность их произведений, например, столкновение русских писателей с той же цензурой [6, с. 30].

Во-вторых, критерий места в системе гражданского права, в основу которого может быть положено сравнение норм авторского права с нормами других институтов гражданского права, в том числе с нормами института права интеллектуальной собственности. Например, в соответствии с данным критерием выделяется принцип «сочетания личных интересов автора с интересами общества», подчеркивающий наиболее важную и устойчивую особенность авторского права, как по отношению к другим институтам права интеллектуальной собственности, так и институтам гражданского права в целом.

В-третьих, критерий, связанный с особенностями правового регулирования авторских прав в отечественном и зарубежном законодательстве. В качестве принципа авторского права, основанного на данном критерии, можно назвать принцип «неотчуждаемости личных неимущественных прав автора», отличающий российское авторское право от других зарубежных государств, преимущественно англо-саксонской правовой системы.

Все вышеперечисленные принципы можно определить в качестве «системообразующих принципов», представляющих собой руководящие правила, формирующих специфику авторских прав как объекта охраны и действующих во всех системах правовой охраны, как международной, так и национальной.

Таким образом, можно констатировать, что единой классификации принципов нет, а относимость того или иного принципа к «системообразующим» зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Следующая особенность правового статуса субъектов авторского права заключается в его структуре, главной особенностью которой является широкий круг прав, представленный исключительными и личными правами, но не обязанностей. Об этом свидетельствуют как исследования, посвященные правовому статусу субъектов авторского права, где внимание уделяется только правам, так и само отечественное законодательство. Так, основной, и, в целом, единственной обязанностью автора, например, является необходимость признавать и соблюдать права третьих лиц, в том числе других авторов. Что касается обязанностей, устанавливаемых соглашением о передаче исключительных прав или вытекающих из договорного правопреемства и правопреемства по закону, то они определяются отраслевым законодательством (наследственным или договорным).

В авторско-правовой доктрине традиционно права подразделяются на две основные категории: личные неимущественные и имущественные права (в действующих нормах законодательства исключительные права). Личные права, в общем виде, можно представить, как творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, в силу чего не имеют имущественного содержания. В свою очередь имущественные права обладают экономической ценностью и подлежат денежной оценке, в силу чего могут передаваться третьим лицам в порядке правопреемства.

Литература:

  1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 640 с.
  2. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. — М.: Юрид. лит., 1978. — 208 с.
  3. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1979. — 229 с.
  4. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  5. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  6. Матвеев А. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. — Пермь, 2015. — 444 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус субъектов, правовой статус, автор произведения, договорное правопреемство, интеллектуальная собственность, отраслевое законодательство, правовое регулирование, Россия, советский период, юридический факт.


Похожие статьи

Понятие и виды субъектов авторского права

Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и Бернской конвенции

В статье проводится сравнительно-правовой анализ основных положений российского авторского права и Бернской конвенции.

Понятие и признаки объектов авторского права

Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием «охранноспособности» произведений.

Понятие авторских и смежных прав

В статье автором рассматриваются основные подходы к определению понятий авторских и смежных прав, определяются особенности, формирующие данные понятия.

Исторический аспект возникновения и развития вещных прав

В настоящей статье автор проводит исторический анализ возникновения и эволюции вещных прав с древних времен и до наших дней. Уделяется внимание современному состоянию данного института. Поясняется, что формированию четкого и ясного понятия права собс...

Правовая природа охраняемого законом интереса. Соотношение интереса и субъективного гражданского права

В данной статье рассматривается вопрос о понятии и правовой природе охраняемого законом интереса по законодательству Российской Федерации, выделены различные концепции известных авторов-юристов в данной сфере, а также описаны особенности соотношения ...

Виды ограничения принципа свободы договора в российском гражданском праве

В статье автор исследует принцип свободы договора и его возможные ограничения в российской правовой системе. Ограничения сгруппированы по видам. Данная классификация является результатом исследования.

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских и смежных прав по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан

В статье автор пытается провести анализ защиты авторских и смежных прав по законодательству РФ и РК.

Понятие и виды права собственности

В статье автор анализирует определение понятия «право собственности», основные подходы, существующие в научном сообществе к нему, а также дает свое — альтернативное определение понятия «право собственности». Кроме того, рассматриваются виды и формы п...

Название как часть произведения, охраняемая авторским правом

В научной статье рассмотрено понятие части произведения как объекта авторских прав. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению категории «название произведения».

Похожие статьи

Понятие и виды субъектов авторского права

Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и Бернской конвенции

В статье проводится сравнительно-правовой анализ основных положений российского авторского права и Бернской конвенции.

Понятие и признаки объектов авторского права

Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием «охранноспособности» произведений.

Понятие авторских и смежных прав

В статье автором рассматриваются основные подходы к определению понятий авторских и смежных прав, определяются особенности, формирующие данные понятия.

Исторический аспект возникновения и развития вещных прав

В настоящей статье автор проводит исторический анализ возникновения и эволюции вещных прав с древних времен и до наших дней. Уделяется внимание современному состоянию данного института. Поясняется, что формированию четкого и ясного понятия права собс...

Правовая природа охраняемого законом интереса. Соотношение интереса и субъективного гражданского права

В данной статье рассматривается вопрос о понятии и правовой природе охраняемого законом интереса по законодательству Российской Федерации, выделены различные концепции известных авторов-юристов в данной сфере, а также описаны особенности соотношения ...

Виды ограничения принципа свободы договора в российском гражданском праве

В статье автор исследует принцип свободы договора и его возможные ограничения в российской правовой системе. Ограничения сгруппированы по видам. Данная классификация является результатом исследования.

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских и смежных прав по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан

В статье автор пытается провести анализ защиты авторских и смежных прав по законодательству РФ и РК.

Понятие и виды права собственности

В статье автор анализирует определение понятия «право собственности», основные подходы, существующие в научном сообществе к нему, а также дает свое — альтернативное определение понятия «право собственности». Кроме того, рассматриваются виды и формы п...

Название как часть произведения, охраняемая авторским правом

В научной статье рассмотрено понятие части произведения как объекта авторских прав. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению категории «название произведения».

Задать вопрос