В данной статье рассмотрена проблема роста дорожно-транспортных происшествий (ДТП) среди молодых водителей. Рассматривается вопрос безопасного движения молодых участников транспортного процесса. Также рассматривается вопрос исследования эффективности воспитания и пропаганды.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, молодой водитель, стаж вождения, безопасность движения.
This article discusses the problem of the growth of road accidents (accident) among young drivers. The issue of safe movement of young participants in the transport process is considered. It also addresses the issue of research on the effectiveness of education and culture of interpersonal interaction.
Keywords: Traffic accident, young driver, driving experience, traffic safety.
Важную роль в экономической и социальной жизни общества играет транспорт. Бурное развитие транспорта сопровождается рядом проблем: организационными, правовыми, экологическими. Одна из них — обеспечение безопасности дорожного движения. Ежегодно в России под колесами транспорта гибнет огромное количество пешеходов, получают смертельные травмы водители и пассажиры.
Вся прогрессивная общественность нашей страны постоянно держит в поле зрения насущные проблемы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта. Это обусловлено все более усиливающейся опасностью дорожного движения для человека и общества. В среднем для всего населения ДТП стоят на 9-м месте среди причин смерти. ДТП являются основной причиной смерти трудоспособного населения.
Одним из факторов, влияющих на уровень аварийности, является возраст водителей. Статистика свидетельствует, что риск ДТП максимален в случае управления автомобилем молодыми людьми (до 26 лет), с участием молодых водителей происходит от 20 до 30 % ДТП, повлекших за собой гибель людей, а эта возрастная группа представляет лишь 10–15 % населениях [5]. Некоторые исследования показывают, что люди, систематически нарушающие правила дорожного движения, относятся к юношескому и зрелому возрасту — от 18 до 35 лет [1].
Столь высокий риск ДТП для группы молодых водителей связан, прежде всего, с влиянием неопытности, возраста и пола. Основными причинами систематического совершения водителями правонарушений являются:
– недостаточный опыт вождения.
– опыт «успешного» (то есть безнаказанного) нарушения Правил дорожного движения [4].
Сегодня необходимо донести до молодых людей, что участвовать в дорожном движении означает осознанно действовать совместно с другими участниками, то есть взаимодействовать в процессе перемещения грузов и самих себя. Именно в этом состоит отличие понятий «безопасное участие» (или «участвовать безопасно») в дорожном движении от понятия «безопасное поведение» в этом движении.
Молодому поколению необходимо не только давать знания законов безопасности движения, правил дорожного движения, правил безопасности на транспорте, но и воспитывать в них безопасное поведение в транспортном процессе с учетом взаимодействия участников процесса в обеспечении не только своей безопасности, но и безопасности окружающих [2].
Изучение поведения представителей молодежных групп риска позволяет сделать вывод, что информационное воздействие по повышению безопасности их поведения дает результат только в случае принятия в расчет их личностных качеств.
Необходимо отметить, что, рассматривая любые методы и инструменты пропаганды безопасности движения, нужно оценивать их эффективность на стадии планирования. Это требование оказывает серьезное влияние на организацию соответствующего мероприятия. Важнейшим следствием этого является определение критериев эффективности пропаганды безопасности дорожного движения для молодых людей, здесь можно выделить; воспитательный эффект, социальный эффект, развивающий эффект, обучающий эффект, оздоровительный эффект [3].
Таким образом, одним из важнейших направлений в государственной пропаганде должна стать пропаганда культуры и безопасности дорожного движения среди молодого поколения. Формирование безопасной модели поведения особенно нужно на начальной стадии процесса, чтобы изменить отношение к безопасности у критического большинства населения. При этом основной акцент должен быть сделан на личной заинтересованности молодежи в решении проблемы безопасности дорожного движения, на необходимости разумного, ответственного, культурного, взаимного уважения и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу, показа позитивных фактов культуры и мастерства вождения.
Литература:
- Ахметзянова, Г. Н. Дорожно-транспортные происшествия: причины, следствия и повреждения автотранспорта / Г. Н. Ахметзянова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2016. — № 5–3 (25–3). — С. 168–172.
- Веселов, С. В. Профессиональная подготовка молодых водителей. Из опыта работы в СПО / С. В. Веселов // Научный альманах. — 2017. — № 1–2 (27). — С. 71–74.
- Губенков, О. Е. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий / О. Е. Губенко // Наука и практика. — 2016. — № 2 (67). — С. 35–37.
- Костычаков, В. Ф. Дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации: статистика, основные причины возникновения ДТП / В. Ф. Костычаков // Аллея науки. — 2018. — № 8 (24). — С. 538–541.
- Попов, А. В. Аварийность среди молодых водителей: причины и пути снижения / А. В. Попов // NovaInfo.Ru. — 2016. — № 46. — С. 52–54.