Одной из самых главных задач обучения русской литературе и русскому языку, несомненно, является развитие и постоянное совершенствование речевой культуры учащихся. На современном этапе развития педагогической науки перед учителем-словесником встают ряд проблем, связанных с выстраиванием работы по развитию навыков связной речи.
Коммуникативно-речевые умения формируются на всём протяжении изучения таких учебных дисциплин как «Русский язык» и «Русская литература». Однако требуется постоянное внимание к повышению речевой культуры учащихся не только на специализированных уроках, предусмотренных Программой (урок обучения сочинению, урок обучения изложению, подготовка к сочинению на уроке русской литературы), но и во внеурочное время (различного рода кружки, факультативные занятия). Отметим, что работа над повышением речевой культуры должна происходить в комплексе и идти на протяжении всего периода обучения в средней школе.
В. В. Лолуа справедливо замечает, что сегодняшнее «содержание образования ориентировано на создание условий для реализации всех творческих возможностей личности, на обретение каждым членом общества многообразной эстетической, в том числе речевой культуры» [1, с. 4]. И, действительно, высокий уровень речевой культуры человека в настоящее время считается одной из важнейших условий для формирования высокого уровня общей культуры человека. Несомненно, роль школы в этом велика. Перед учителем-словесником встают следующие задачи:
- усовершенствование знаний учащихся о реальной системе языка;
- овладение нормами литературного языка, а также коррекции таких умений, как:
- правильно выражать свои мысли,
- целенаправленно употреблять слова и выражения,
- умение выбирать слова в соответствии с темой высказывания и ситуацией общения [2, с. 81].
Безусловно, уроки русского языка и литературы имеют огромный потенциал для решения указанного круга задач.
Речь признаётся базисом для всех видов мыслительной деятельности, поэтому её качество есть показатель умственного развития ребёнка. Преподаватель русского языка и русской литературы должен понимать, насколько важны данные дисциплины для повышения речевой культуры учащихся. На аудиторных занятиях школьники часто работают с различными видами текстов. Именно текст является источником формирования правильного речевого поведения, оказывается отправной точкой для бесед, дискуссий, представляет собой позитивный образец для будущего речевого произведения учащихся. Именно этап послетекстовой работы (написание собственного текста или устное выступление) оказывается важнейшим этапом в работе над повышением речевой культуры обучающихся.
Работа над повышением речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы должна проходить в русле личностно-ориентированного, а также дифференцированного обучения с включением игровых и информационных технологий, что является необходимым требованием современной педагогической науки.
Огромным потенциалом для развития речевой культуры обучающихся в среднем звене обладают различного рода творческие работы (сочинения, сочинения-миниатюры, развёрнутый ответ на вопрос и т. п.). Для развития устной речи возможно предложить учащимся (5–6 класса) составление рассказов по картинкам, описание фотографий, рассказ о личных впечатлениях об увиденном, услышанном или прочитанном. Тогда как в более старшем возрасте (7–9 класс) уже возможно проведение диспутов, дебатов, дискуссий.
Трудно переоценить роль игровых технологий в образовательном процессе. Доказано, что языковая игра на уроке — это мощный стимул к обучению, а также наиболее эффективный приём работы, находящийся в арсенале преподавателя. Именно игра способна пробудить интерес школьников к изучаемому материалу, закрепить полученные знания в памяти, а тем самым повысить качество обучения. При работе над повышением речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы уместно использование различных языковых игр, подобранных преподавателем в соответствии с возрастом учащихся, их интересами, изучаемым языковым явлениям. В качестве игровых заданий возможно предложить школьникам соревнования на скорость. Например, в более раннем возрасте учащиеся могут на скорость находить ошибки в текстах и исправлять их. При работе с более старшими детьми возможно предложить ученикам исполнить роль преподавателя и оценить письменную творческую работу или устный ответ товарища.
В настоящее время особенно остро стоит проблема «засорения» речи заимствованными словами. Начиная уже с учащихся 5–6 класса, можно вести работу по замене заимствований русскоязычными синонимами. Умение подбирать и грамотно использовать в своей речи синонимы, безусловно, обогатит и разнообразит лексикон школьника. Задания, направленные на усвоение лексического значения отдельных слов, так же помогут расширить словарный запас ребёнка. Преподаватель может предложить работу по угадываю слова по его значению, замене слова, различению паронимов и т. п.
На уроках литературы школьники чаще всего работают с художественным текстом. Нередко в качестве домашнего задания они получают пересказ прочитанного. Пересказы также оказывают благотворное влияние на повышение речевой культуры школьников, особенно те, которые подразумевают творческую активность ребёнка, трансформацию изученного теста. Например, пересказ с досочинением истории, описанной в тексте, пересказ от лица одного из героев (с изменением лица рассказчика) и т. п.
Эффективной формой работы по повышению речевой культуры школьников окажется инсценирование. Оно предполагает заучивание фрагментов текста, демонстрирующего положительный пример слово- и формоупотребления, высокий уровень образности или же богатый грамматический строй. Особенно актуальным данная форма работы окажется для более младших школьников на уроках русской литературы.
Зачастую временная ограниченность аудиторных занятий подталкивает учителей на создание факультативных и дополнительных занятий по развитию речи. На сегодняшний день существует немало авторских разработанных учебных спецкурсов по культуре речи, которые успешно апробируются в российских школах. Данный факт говорит о том, что современное общество признаёт грамотную речь главной чертой развитой личности.
Таким образом, повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы является основной задачей преподавателя-русиста. В зависимости от возраста школьников и изучаемого материала преподаватель-словесник должен строить систему работы по повышению речевой культуры школьников. Это могут быть занятия в рамках учебного часа, факультативные занятия или же их совокупность.
Литература:
- Лолуа В. В. Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста: дисс…док. пед. наук: 13.00.01. — М., 2002. — 345 с.
- Милостивая О. И. Формирование речевой культуры учащихся 5 классов на уроках русского языка // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — Черногорск: Объединенная редакция научных журналов «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2016. — № 8. — С. 81–87.