Профессиональный успех преподавателя как результат работы над профессиональным имиджем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 447 раз

Библиографическое описание:

Зинаков, В. И. Профессиональный успех преподавателя как результат работы над профессиональным имиджем / В. И. Зинаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59189/ (дата обращения: 18.12.2024).



Успех образовательного процесса в учреждениях профессионального образования складывается из множества факторов, неизменным остаётся то, что ведущая роль в этом отводится преподавателю.

Преподаватель — это тот человек, который способен вдохновлять своих учеников, открывать в них лучшие качества и неординарные способности, способствовать развитию их талантов и достижению поставленных перед ними целей и задач. В результате застенчивый ученик становится смелым, ленивый — целеустремлённым, сомневающийся в своих силах — успешным. Успешность каждого ученика определяет успешность преподавателя, в свою очередь только у успешного преподавателя могут быть успешные ученики.

Что такое успех? Как он формируется и от чего зависит? Вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа, поскольку у каждого преподавателя формирование и дальнейшая оценка успеха, в том числе профессионального, происходит по-разному. Однако есть у этого процесса общая черта, связанная с формированием, поддержанием и оценкой имиджа.

Слово имидж пришло к нам из английского языка и в дословном переводе означает образ. Под образом, или как сейчас принято говорить имиджем преподавателя рассматривается система внешних и внутренних характеристик, которые создают или подчёркивают неповторимое своеобразие его личности и всегда отражают его индивидуальность, являясь её внешней, обращённой на других людей, стороной. Говоря об имидже преподавателя, стоит отметить, что он, сформированный под действием стереотипного восприятия и представлений обучающихся, коллег, социального окружения и средств массовой информации [3], с одной стороны является собирательным, в котором переплетаются реальные качества преподавателя с качествами ожидаемыми обществом, с другой, закреплённый в профессиональных стандартах и рассмотренный во множестве научных трудов, — вполне определённым и измеримым.

Имидж преподавателя — это совокупная характеристика, отражающая его личностные, индивидуальные и профессиональные привычки и качества, способствующие осуществлению наиболее эффективной педагогической деятельности.

Структуру профессионального имиджа образуют три компонента: внешний, процессуальный и внутренний. Внешний компонент включает в себя стиль одежды, манеры и культуру поведения, тембр и силу голоса, походку, мимику и жесты. Процессуальная составляющая имиджа характеризуется профессиональной деятельностью и профессиональными привычками человека, стилем общения и т. д. Внутренняя составляющая представляет собой внутренний мир человека, выраженный в уровне его интеллектуального и духовного развития, интересах, ценностях и его личности в целом [2].

Имидж преподавателя направлен на решение ряда важных функций, среди которых:

1. Профессиональная, направленная на обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

2. Социальная, реализующая развитие творческой активности обучающихся, повышение статуса и престижа профессии преподавателя, повышение общественной значимости этой профессии;

3. Духовно-нравственная, выполняющая формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);

4. Визуальная, связанная с формированием положительного внешнего впечатления и воспитанием культуры внешности. [1]

Таким образом, формируемый в процессе самопознания и саморазвития имидж, является важнейшей компетенцией каждого преподавателя. Как инструмент создания впечатления о человека, профессиональный имидж преподавателя направлен на то, чтобы способствовать созданию благоприятных условий для выстраивания доброжелательных отношений с окружающими и эффективной коммуникации с ними.

В целях установления наиболее значимых имиджевых характеристик преподавателя, их влияния на его окружение и на формирование профессионального успеха был проведён опрос среди обучающихся студенческих групп 1–3 курса отделения № 3 Амурского педагогического колледжа. Всего было опрошено 78 человек.

Проведённое исследование показало, какие внешние и внутренние качества преподавателей являются наиболее значимыми и востребованными для студенческой аудитории и как те или иные качества преподавателей, сказываются на эффективности усвоения ими учебного материала.

Анализ ответов на первый вопрос показал, что к значимым и важным качествам преподавателя, формирующих его образ, обучающиеся относят: позитивность, справедливость, отзывчивость, уравновешенность, доброжелательность, любознательность, пунктуальность, внимательность, ответственность, тактичность, жизнерадостность, чувство юмора, адекватную требовательность. При оценке профессиональных качеств преподавателя, студентами было отмечено, что он должен быть профессионалом своего дела, знающим свой предмет и умеющим доступно и, не менее важно, интересно объяснять учебный материал, должен быть объективным при оценке знаний и людей, целеустремленным, находчивым, творческим, небезразличным к происходящим событиям и студентам. Также было отмечено, что преподаватель должен обладать хорошей дикцией, грамотной устной и письменной речью. Оценивая внешний вид преподавателя, студентами были выделены следующие характеристики имиджа: аккуратность и опрятность в одежде и макияже, ухоженность волос и рук, приятный запах. Анализируя ответы обучающихся на второй вопрос, было выявлено, что преподаватель может оказывать существенное влияние на мотивацию к учению и эффективность усвоения учебного материала (68,77 % обучающихся ответили утвердительно на вопрос: «способен ли имидж преподавателя оказывать влияние на мотивацию и успех в освоении учебных дисциплин и профессиональных модулей») при условии, если он: на высоком уровне обладает предметными знаниями, умениями и навыками, умеет обосновать значимость изучаемых тем и изучаемого предмета, эрудирован, использует разнообразные формы и методы для объяснения учебного материала, уважительно и доброжелательно относится к студентам, не безразличен к ним, имеет какие-либо реальные достижения и опыт работы по преподаваемым дисциплинам, является увлечённым своей работой, серьёзно относится к своему делу, справедливо и объективно производит оценку деятельности студентов и умеет её обосновать, лёгок в общении, жизнерадостен, последователен в своих действиях, изобретателен и т. п. Как было отмечено самими обучающимися, перечисленные качества преподавателя побуждают их к активной познавательной деятельности, мотивируют на достижение поставленных перед ними образовательных целей и задач. Необходимо также отметить, что выделенные в результате опроса имиджевые характеристики идеального, по мнению студентов, преподавателя, формируют у них представления о нём как об успешной и целеустремлённой личности, высококвалифицированном специалисте, духовно богатом человеке с большим, не смотря на возраст, жизненным опытом, создавая тем самым стремление подражать ему и потребность в общении с ним.

Из выше сказанного можно отметить, что личность преподавателя играет одну из ключевых ролей в формировании личности обучающихся и в их профессиональном становлении. Транслируемая преподавателем система ценностей, его компетентность, эрудированность, отношение к выполняемой работе, проявляемое им творчество и т. п. являются мощнейшим инструментом и главным источником мотивации обучающихся к учению и профессиональному росту. Высокий уровень мотивации и желание профессиональной реализации у обучающихся вкупе создают благоприятные условия для достижения ими высоких результатов обучения, что в свою очередь влияет на результат профессиональной деятельности преподавателя. Таким образом, профессиональный имидж преподавателя, представляющий собой набор вышеперечисленных положительных качеств и характеристик, являющийся средством педагогического влияния и формирования представлений, установок и ценностей обучающихся, создаёт условия для успешной профессиональной деятельности преподавателя, является основой его профессионального успеха.

Литература:

1. Зайчикова М. В. Имидж современного учителя — http://www.openclass.ru/node/236559 Дата обращения: 25.03.2019 г.

2. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.

3. Яковлева Е. Л. Имидж и социальные роли// Политический маректинг. — 2004. № 7 (76)

Основные термины (генерируются автоматически): имидж преподавателя, преподаватель, образ, профессиональный имидж преподавателя, профессиональный успех, учебный материал.


Похожие статьи

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Похожие статьи

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Задать вопрос