Успех образовательного процесса в учреждениях профессионального образования складывается из множества факторов, неизменным остаётся то, что ведущая роль в этом отводится преподавателю.
Преподаватель — это тот человек, который способен вдохновлять своих учеников, открывать в них лучшие качества и неординарные способности, способствовать развитию их талантов и достижению поставленных перед ними целей и задач. В результате застенчивый ученик становится смелым, ленивый — целеустремлённым, сомневающийся в своих силах — успешным. Успешность каждого ученика определяет успешность преподавателя, в свою очередь только у успешного преподавателя могут быть успешные ученики.
Что такое успех? Как он формируется и от чего зависит? Вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа, поскольку у каждого преподавателя формирование и дальнейшая оценка успеха, в том числе профессионального, происходит по-разному. Однако есть у этого процесса общая черта, связанная с формированием, поддержанием и оценкой имиджа.
Слово имидж пришло к нам из английского языка и в дословном переводе означает образ. Под образом, или как сейчас принято говорить имиджем преподавателя рассматривается система внешних и внутренних характеристик, которые создают или подчёркивают неповторимое своеобразие его личности и всегда отражают его индивидуальность, являясь её внешней, обращённой на других людей, стороной. Говоря об имидже преподавателя, стоит отметить, что он, сформированный под действием стереотипного восприятия и представлений обучающихся, коллег, социального окружения и средств массовой информации [3], с одной стороны является собирательным, в котором переплетаются реальные качества преподавателя с качествами ожидаемыми обществом, с другой, закреплённый в профессиональных стандартах и рассмотренный во множестве научных трудов, — вполне определённым и измеримым.
Имидж преподавателя — это совокупная характеристика, отражающая его личностные, индивидуальные и профессиональные привычки и качества, способствующие осуществлению наиболее эффективной педагогической деятельности.
Структуру профессионального имиджа образуют три компонента: внешний, процессуальный и внутренний. Внешний компонент включает в себя стиль одежды, манеры и культуру поведения, тембр и силу голоса, походку, мимику и жесты. Процессуальная составляющая имиджа характеризуется профессиональной деятельностью и профессиональными привычками человека, стилем общения и т. д. Внутренняя составляющая представляет собой внутренний мир человека, выраженный в уровне его интеллектуального и духовного развития, интересах, ценностях и его личности в целом [2].
Имидж преподавателя направлен на решение ряда важных функций, среди которых:
1. Профессиональная, направленная на обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
2. Социальная, реализующая развитие творческой активности обучающихся, повышение статуса и престижа профессии преподавателя, повышение общественной значимости этой профессии;
3. Духовно-нравственная, выполняющая формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
4. Визуальная, связанная с формированием положительного внешнего впечатления и воспитанием культуры внешности. [1]
Таким образом, формируемый в процессе самопознания и саморазвития имидж, является важнейшей компетенцией каждого преподавателя. Как инструмент создания впечатления о человека, профессиональный имидж преподавателя направлен на то, чтобы способствовать созданию благоприятных условий для выстраивания доброжелательных отношений с окружающими и эффективной коммуникации с ними.
В целях установления наиболее значимых имиджевых характеристик преподавателя, их влияния на его окружение и на формирование профессионального успеха был проведён опрос среди обучающихся студенческих групп 1–3 курса отделения № 3 Амурского педагогического колледжа. Всего было опрошено 78 человек.
Проведённое исследование показало, какие внешние и внутренние качества преподавателей являются наиболее значимыми и востребованными для студенческой аудитории и как те или иные качества преподавателей, сказываются на эффективности усвоения ими учебного материала.
Анализ ответов на первый вопрос показал, что к значимым и важным качествам преподавателя, формирующих его образ, обучающиеся относят: позитивность, справедливость, отзывчивость, уравновешенность, доброжелательность, любознательность, пунктуальность, внимательность, ответственность, тактичность, жизнерадостность, чувство юмора, адекватную требовательность. При оценке профессиональных качеств преподавателя, студентами было отмечено, что он должен быть профессионалом своего дела, знающим свой предмет и умеющим доступно и, не менее важно, интересно объяснять учебный материал, должен быть объективным при оценке знаний и людей, целеустремленным, находчивым, творческим, небезразличным к происходящим событиям и студентам. Также было отмечено, что преподаватель должен обладать хорошей дикцией, грамотной устной и письменной речью. Оценивая внешний вид преподавателя, студентами были выделены следующие характеристики имиджа: аккуратность и опрятность в одежде и макияже, ухоженность волос и рук, приятный запах. Анализируя ответы обучающихся на второй вопрос, было выявлено, что преподаватель может оказывать существенное влияние на мотивацию к учению и эффективность усвоения учебного материала (68,77 % обучающихся ответили утвердительно на вопрос: «способен ли имидж преподавателя оказывать влияние на мотивацию и успех в освоении учебных дисциплин и профессиональных модулей») при условии, если он: на высоком уровне обладает предметными знаниями, умениями и навыками, умеет обосновать значимость изучаемых тем и изучаемого предмета, эрудирован, использует разнообразные формы и методы для объяснения учебного материала, уважительно и доброжелательно относится к студентам, не безразличен к ним, имеет какие-либо реальные достижения и опыт работы по преподаваемым дисциплинам, является увлечённым своей работой, серьёзно относится к своему делу, справедливо и объективно производит оценку деятельности студентов и умеет её обосновать, лёгок в общении, жизнерадостен, последователен в своих действиях, изобретателен и т. п. Как было отмечено самими обучающимися, перечисленные качества преподавателя побуждают их к активной познавательной деятельности, мотивируют на достижение поставленных перед ними образовательных целей и задач. Необходимо также отметить, что выделенные в результате опроса имиджевые характеристики идеального, по мнению студентов, преподавателя, формируют у них представления о нём как об успешной и целеустремлённой личности, высококвалифицированном специалисте, духовно богатом человеке с большим, не смотря на возраст, жизненным опытом, создавая тем самым стремление подражать ему и потребность в общении с ним.
Из выше сказанного можно отметить, что личность преподавателя играет одну из ключевых ролей в формировании личности обучающихся и в их профессиональном становлении. Транслируемая преподавателем система ценностей, его компетентность, эрудированность, отношение к выполняемой работе, проявляемое им творчество и т. п. являются мощнейшим инструментом и главным источником мотивации обучающихся к учению и профессиональному росту. Высокий уровень мотивации и желание профессиональной реализации у обучающихся вкупе создают благоприятные условия для достижения ими высоких результатов обучения, что в свою очередь влияет на результат профессиональной деятельности преподавателя. Таким образом, профессиональный имидж преподавателя, представляющий собой набор вышеперечисленных положительных качеств и характеристик, являющийся средством педагогического влияния и формирования представлений, установок и ценностей обучающихся, создаёт условия для успешной профессиональной деятельности преподавателя, является основой его профессионального успеха.
Литература:
1. Зайчикова М. В. Имидж современного учителя — http://www.openclass.ru/node/236559 Дата обращения: 25.03.2019 г.
2. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
3. Яковлева Е. Л. Имидж и социальные роли// Политический маректинг. — 2004. № 7 (76)