В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.
Ключевые слова: речь, связная речь, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Овладение речью — это непростой, многосторонний процесс, который свято связан с ведущим видом деятельности ребёнка: предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной (Л. С. Выготский). Этот процесс подразумевает последовательное овладение всем многообразием функции речи. Для нормального процесса овладения речью, важным фактором является сформированность различных предпосылок психологического, анатомо-физиологического, социального характера. К ним относятся достаточная сформированность высших психических функций, сохранность анатомо-физиологического строения функций центральных и периферических отделов слухового и речевого аппарата, а также благополучные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме. Эти факторы необходимы для нормального развития речи ребёнка [5].
С. Л. Рубинштейн считал, что речь говорящего, его мысли или желания, являются связной речью, таким образом, связная речь — является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Основной характеристикой связности речи, по его мнению, является адекватность речевого оформления мысли, которая понятна для слушателя или читателя [4].
Существует два главных вида связной речи:
− монологическая.
− диалогическая.
В зависимости от того, как и насколько верно выражена мысль, зависит, как окружающие люди ее поймут. Поэтому первый вид речи требует немалых навыков общения. У рассказчика должна быть хорошая память, хорошо развитое логическое мышление, верное применение оборотов речи.
Для того чтобы повествование звучало четко и последовательно у рассказчика должна быть хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.
Беседа может менять направление произвольно, а речь не обладать четкой логической последовательностью, это характерно диалогу, ведь при его ведении не применяются сложные обороты слов, и такая речь считается более простой [3].
Слух играет огромную роль в жизни человека. С помощью слуха человек воспринимает звуки опасности, ориентируется в пространстве, и что особенно важно, с помощью слуха он воспринимает речь других людей. Это позволяет человеку общаться с близкими и другими людьми, обучаться, выполнять профессиональные обязанности
Уже небольшое снижение слуха затрудняет восприятие речи, особенно в шуме или при общении с несколькими говорящими, по телефону. Снижение слуха у детей вызывает нарушение развития речи, глухой ребенок без слухопротезирования и специальных сурдопедагогических занятий становится немым.
Своеобразие речевого развития глухого ребенка наиболее тесно зависит от первичного дефекта состояние речевой системы глухого ребенка. Для спонтанного появления словесной речи нужны два основных условия: физический слух и социальные контакты с говорящими. Отсутствие первого условия — слуха лишает ребенка возможности самостоятельно сформировать словесную речь. Заметим сразу, что у глухого ребенка в процессе социально-семейных контактов возникает спонтанно другая форма речи — невербальная, жестовая [1].
В исследовательских работах речевой системы слабослышащих Р. М. Боскис, М. И. Глебовой, А. М. Гольдберг, О. А. Красильниковой, М. А. Томиловой, Ж. И. Шиф выявлены следующие особенности речевого развития слабослышащих детей.
Условия речевого развития слабослышащих принципиально отличаются от условий овладения речью глухим ребенком. Поскольку у слабослышащего ребенка есть частично сохранный слух, устная речь, хоть и в минимальном объеме возникает спонтанно, на основе слухового восприятия речи окружающих.
Из-за недостатка слуховой функции у слабослышащего формируются искаженные, приближенные образы слов. По этой же причине дети допускают замены близких по звучанию фонем. Опускаются недослышанные безударные слоги и части слова. В связи с малым языковым опытом у детей с нарушением слуха ограничен словарный запас, наблюдаются предметно-ситуативные замены слов. В связи с трудностями в грамматических обобщениях у слабослышащих встречаются и аграмматизмы.
Таким образом, бытовое представление о том, что речь у слабослышащего ребенка развита лучше, чем у глухого, поскольку у него имеется остаточный слух, в корне неверно. Речевое своеобразие слабослышащего по лексическим и грамматическим показателям практически совпадает с речевым своеобразием глухого, вдобавок оно отягощено разнообразными формами искажений образов слов и слуховых замен [2].
Основной задачей развития связной речи в школе для детей с нарушением слуха — научить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а так же строить развёрнутый монолог обо всём, что происходит в их жизни, т. е. научить создавать текст, высказывание.
Своевременное развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям.
Обучение глухих школьников связной речи должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе — точной и выразительной связной речи (устной и письменной).
Знание и учёт всех принципов работы сне слышащим ребенком помогут учителям правильно и более целенаправленно построить систему работы по развитию связной речи школьников с нарушением слуха.
Литература:
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова — М.: Астрель; 2013. 328 с.
- Карпова Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. — Екатеринбург:., 2008. — 354 с.
- Курицина А. М. Формирование связной речи у детей 6–7 лет [Текст] /
- А. М. Курицина. Дефектология. 2016. — № 2. С 42–49.
- Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. [Текст]: учеб. пособие. / О. С. Ушакова. — М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. — 256 с
- Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии. [Текст] / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.