Обусловлена необходимость использования сети Интернет для совершенствования профориентационной деятельности организаций среднего профессионального образования (СПО). Представлены интернет-каналы и интернет-площадки, которые могут быть использованы для профориентационной деятельности, приведена их характеристика. Выявлен зарубежный опыт профориентационной работы организаций СПО в сети Интернет.
Ключевые слова: профориентация, среднее профессиональное образование, сеть Интернет, каналы, площадки, сайт, социальные сети, блоги, посадочные страницы.
Need of use of the Internet for improvement of professional orientation organization activity of the secondary professional education (SPE) is caused. Internet channels and Internet platforms which can be used for professional orientation activity are presented, their characteristic is given. Foreign experience of professional orientation work of the SPO organizations in the Internet is revealed.
Keywords: career guidance, secondary professional education, Internet network, channels, platforms, website, social networks, blogs, landing pages.
Одной из важных задач организации образования в нашей стране является высокий уровень его качества. При этом все чаще обучающиеся выбирают именно профессиональное образование. В качестве причин этого феномена можно назвать следующие: требования рынка труда, желание повысить свой уровень профессионализма и конкурентоспособности, получить дополнительную профессию и т. д. Однако, несмотря на большой выбор образовательных организаций, которые реализуют программы профессионального образования, абитуриенты каждый год вынуждены решать проблему выбора — как образовательной организации, так и самой профессии. Высокий уровень конкуренции в сфере реализации программ СПО эту задачу абитуриентам не облегчает, а, наоборот, затрудняет — так, по данным статистики российского образования (сайт http://stat.edu.ru/stat/sred.shtml), в настоящее время программы среднего профессионального образования реализуют 2,6 тысячи образовательных организации [1].
Выбор будущей профессии и, соответственно, учебного заведения, осложняется еще и тем, что у выпускников старших классов, как правило, нет ни малейшего представления о том, чем бы они хотели заниматься в рамках своей трудовой деятельности. Обучающиеся не имеют представлений о рынке труда, востребованных профессиях, о том, какие навыки и умения должны быть сформированы для получения какой-либо профессии. Они также не владеют информацией о своих собственных личностных качествах и редко имеют какие-либо предпочтения относительно будущей профессии. Часто выпускники школ ориентируются в выборе профессии на ее престижность, либо уровень заработка.
Еще одной проблемой, препятствующей привлечению абитуриентов в организации СПО является сложившийся стереотип о непрестижности среднего профессионального образования.
Таким образом, все вышесказанное обусловливает необходимость совершенствования профориентационной работы организаций СПО. В настоящее время организации СПО используют старые методы и каналы для распространения информации в рамках профориентационной работы. Однако, эти каналы и методы уже не так эффективны, как прежде, поэтому более конкурентоспособными оказываются те организации СПО, которые осознали необходимость внедрения современных методов и каналов для профориентационной работы и уже начали их внедрять. В частности, одним из таких каналов является сеть Интернет, которая позволяет охватить огромное количество потенциальных абитуриентов, донести до них важную информацию, заинтересовать программами СПО.
Рост популярность Интернета обусловливает его применение для профориентационной работы. Это объясняется тем, что информация в сети Интернет распространяется быстро среди высоко восприимчивых пользователей. А лица в возрасте 16–20 лет, то есть, потенциальные абитуриенты, как раз являются такими восприимчивыми пользователями [2, с. 56].
Проблемой исследования является противоречие между назревшей необходимостью активного использования сети Интернет в профориентационной деятельности организаций СПО и практически полное отсутствие теоретических и практических исследований, позволяющих указанным организациям использовать готовые решения для совершенствования профориентационной работы в сети Интернет.
Таким образом, очевидна крайняя необходимость совершенствования профориентационной работы в образовательных организациях.
Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить три основных подхода к определению сущности профориентации.
Первый подход, приверженцем которого является О. А. Волкова, рассматривает профориентацию, как деятельность, которая помогает обучающимся выбрать будущую профессию [3, с. 24].
Второй подход, которого придерживаются О. Ю. Ершова и Т. Е. Ефимова, рассматривает профориентацию как систему. При этом О. Ю. Ершова считает, что профориентация — это система мероприятий, которые позволяют обучающемуся помочь выбрать профессию. В эту систему включены мероприятия диагностического, информационного, консультативного и практического характера [4, с. 4].
А Т. Е. Ефимова указывает, что профориентация — это научно обоснованная система, которая готовит обучающихся к осознанному выбору профессии. При этом профориентационные мероприятия должны индивидуальные особенности обучающегося, а также спрос на различные профессии на рынке труда [5, с. 12].
Третий подход к трактовке сущности профориентации, который в своих трудах представляет Д. Н. Маринченко, рассматривает ее как часть учебно-воспитательной работы. По мнению автора, мероприятия по данному направлению также призваны помочь выбрать профессию и учитывают склонности обучающегося, и востребованность профессий на рынке труда [6, с. 25].
Так или иначе, в указанных точках зрения содержится общий элемент — профориентационная работа — это комплекс определенных мероприятий или методов.
Можно выделить следующие основные методы профориентации (рис. 1):
Рис. 1. Методы профориентационной работы
Далее целесообразно рассмотреть содержание данных методов более подробно.
Так, диагностика профессиональных предпочтений позволяет выявить личностные качества обучающегося, которые могут быть полезны в дальнейшей профессии, его склонности к той или иной профессии и т. д.
День открытых дверей позволяет будущим выпускникам старших классов увидеть внутреннюю среду организации СПО, представить свою будущую учебную деятельность в рамках этой организации. Данные мероприятия позволяют потенциальным абитуриентам составить представление о том, чем им предстоит заниматься в рамках той или иной образовательной программы, насколько материальное и техническое оснащение организации СПО отвечает целям ее деятельности. Особенно важно на подобных мероприятиях присутствовать родителям будущих выпускников старших классов, поскольку чаще всего именно они принимают решение о том, куда пойдет учиться их ребенок.
Экскурсия на организации помогает потенциальному абитуриенту увидеть особенности той профессии, которую он хотел бы выбрать в будущем. В ходе подобных мероприятий старшеклассники общаются непосредственно с практиками и специалистами, узнают о специальностях от работников.
Профориентационное информирование позволяет родителям и потенциальным абитуриентам выбирать профессию не только исходя из личных предпочтений, но и ориентируясь на требования рынка труда. Так, например, в рамках профессионального информирования можно рассказывать о профессиях будущего, о тех компетенциях, которые нужны, чтобы ими овладеть и т. д.
Несмотря на широкий перечень методов профориентации ежегодно возникает проблема набора студентов в профессиональные образовательные учреждения.
Одним из решений данной проблемы может стать активная профориентационная деятельности в сети Интернет.
Для ведения профориентационной деятельности в сети Интернет можно использовать каналы и площадки. Интернет-площадка — это тот ресурс, на которую будут привлекаться потенциальные абитуриенты. К ним относятся (рис. 2):
Рис. 2. Интернет-площадки организации СПО
Далее целесообразно рассмотреть особенности каждой Интернет-площадки.
Официальный сайт организации СПО — основная Интернет-площадка, которая содержит информацию об образовательной организации СПО, образовательные программы, условия поступления и т. д. Таким образом, в идеале сайт должен содержать всю необходимую потенциальным абитуриентам информацию.
Посадочная страница или landing page — это сайт, который состоит из одной страницы. Главная его задача — информировать потенциального абитуриента об образовательной организации СПО, а также побудить его совершить какое-либо действие, например, перейти на официальный сайт, записать на курсы, оставить свои контакты и т. д. [7, с. 46].
Социальная сеть (от англ. social networking service) — Интернет-платформа, которая позволяет выстраивать эффективное взаимодействие с подписчиками и посетителями сообществ. Наиболее известные социальные сети «Вконтакте» и «Facebook» предоставляют возможность создавать профиль пользователя или сообщества, содержащий основную информацию об организации СПО, а также новости и другие профориентационные материалы. Также можно проводить различные конкурсы, опросы, акции и т. д. Все это привлекает интерес потенциальных абитуриентов к организации СПО [7, с. 47].
Социальные сети также позволяют использовать такой инструмент, как SMO (Social Media Optimization) и др. [7, с. 48]. SMO — комплекс мер, проводимых в рамках оптимизации сайта, направленный на облегчение привлечения на сайт посетителей из социальных сетей.
Блог-платформы — это специализированный веб-ресурс, в котором публикуются небольшие заметки временной значимости, а также фотографии, картинки, развлекательный контент.
В связи с тем, что изначально абитуриент не знает о существовании сайта организации СПО, необходимы другие способы информирования абитуриента для привлечения его на сайт. В связи с этим специалисты выделяют Интернет-каналы — то есть, Интернет-ресурсы доставки информации, которые позволяют непосредственно привлекать абитуриентов на Интернет-площадки.
Выделяют следующие Интернет-каналы, которые могут быть задействованы для профориентационной работы организаций СПО (рис. 3):
Рис. 3. Интернет-каналы организации СПО
Далее целесообразно рассмотреть более подробно те Интернет-каналы, по которым может осуществляться профориентационная работа для привлечения абитуриентов в организацию СПО.
Медиа-сайты — сервисы, предоставляющие услуги фото- и видеохостинги, например, Youtube. Организации СПО могут создавать на этом сайте свой собственный канал, чтобы публиковать там профориентационные ролики, различные видео из жизни колледжа или техникума. Также можно публиковать ссылку на официальный сайт или социальные сети ссуза [7, с. 50].
Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещен интерфейс системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина (поисковый движок) — комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы. Абитуриент может узнать об организации с помощью поисковых систем. В свою очередь, поисковые системы позволяют абитуриенту узнать о существовании ССУЗа с помощью оптимизированных результатов поиска [7, с. 52].
Search Engine Optimization или поисковая оптимизация — это вывод сайтов в ТОП выдачи поисковых систем. Пользователи ищут услуги, вводя ключевые слова в «Яндексе», Google или других системах, а затем выбирают из представленных результатов.
Специализированные сети или системы — это каталоги образовательных организаций, в которых содержатся краткие сведение о ней — наименование, образовательные программы, стоимость обучения, контакты организации, ссылка на сайт и социальные сети. Данный Интернет-канал может быть очень эффективным в рамках профориентационной работы, если информация об организации СПО обновляется своевременно [7, с. 54].
На наш взгляд, представляется не вполне корректным разделять указанные ресурсы на Интернет-площадки и Интернет-каналы, поскольку некоторые ресурсы могут выполнять функции, как площадки, так и канала. К таким ресурсам можно отнести социальные сети, медиа-каналы, блоги.
Необходимость использования сети Интернет в деятельности образовательных организаций продиктована требованиями российского законодательства. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) подчеркивается стремление обеспечить информационную открытость образовательной деятельности. Требование о необходимости наличия у любой образовательной организации РФ работающего официального сайта отражено в статье 29, в которой установлены специальные требования к количеству и объему размещаемой информации, а также к срокам размещения информации.
Однако, как показал анализ сайтов российских организаций СПО, они не всегда содержат требуемую информацию. Часто сайт СПО не содержит некоторых сведений об образовательной организации: информацию о руководителе образовательной организации, преподавательском составе и уровне их квалификации; информацию о материально-техническом оснащении научной и образовательной деятельности и т. д. Таким образом, как показал анализ сайтов российских организаций СПО, наполнение сайта, его дизайн и удобство поиска информации находятся на низком уровне.
Анализ также показал, что организации СПО практически не используют посадочные страницы для профориентационной работы и предпочитают для привлечения абитуриентов исключительно официальные сайты.
В то же время в организациях СПО за рубежом активно используются возможности Интернет-каналов и Интернет-площадок для профориентационной работы. Стоит отметить, что в международной практике не существует термина «профориентационная работа». Вместо него используются понятия «карьерное планирование» и «развитие карьеры», являющиеся системой непрерывного консультирования по поводу профессиональной карьеры на протяжении всей жизни человека. Ранняя профессиональная ориентация, гармонически сочетающая все три компонента профессионального выбора, служит основой для снижения дисбаланса на рынке труда и рынке образовательных услуг [8].
Организации СПО за рубежом активно используют не только собственные сайты для профориентационной работы и привлечения абитуриентов, но и группы в социальных сетях, а также посадочные страницы.
Использование лэндинга позволяет организациям СПО за рубежом определить количественную и качественную аудиторию лиц, заинтересованных в получении среднего профессионального образования. К тому же с помощью формы обратной связи организация получает контакты абитуриентов, с которыми можно провести профориентационную работу и напрямую предоставить полную информацию о специальностях и направлениях подготовки.
Таким образом, ограниченный перечень Интернет-каналов для привлечения абитуриентов в российских организациях СПО, их нерациональное использование, препятствует эффективной профориентационной работе в сети Интернет. Нерациональность использования Интернет-каналов или Интернет-площадок проявляется в том, что они не позволяют достичь главной цели — привлечение абитуриентов на специальности СПО, поскольку поиск информации о программах СПО, реализуемых российскими организациями, часто затруднен для стороннего пользователя.
В заключении следует отметить, что совершенствование профориентационной деятельности российских организаций СПО в сети Интернет позволит повысить ее эффективность, а также увеличить количество потенциальных абитуриентов.
Литература:
- Статистика российского образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.edu.ru/stat/sred.shtml.
- Титов С. В. Муниципальная модель профессиональной ориентации школьников на основе взаимодействия администрации, школ, колледжей, предприятий //Школа и производство. 2017. № 3. С. 56–64.
- Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2015. 68 с.
- Ершова О. Ю. Инновационные методы и подходы в профориентации подростков // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2016. № 15. С. 4.
- Ефимова Т. Е. Проблемы профориентационной работы с учащейся молодежью: метод. рекомендации. Челябинск, 2016. 31 с.
- Маринченко Д. Н. Профориентационная работа на современном этапе развития СПО: опыт работы ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС»// Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2016. № 2. С. 24–36.
- Сухарев О. С. Функциональный и интернет-маркетинг: Монография. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 352 c.
- ELGPN (2012b) Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit. ELGPN Tools 1. European Lifelong Guidance Policy Network, ELGPN, 2016.