Ранний возраст является самым благоприятным временем для сенсорного воспитания, без которого умственные способности ребёнка не смогут правильно сформироваться. В раннем возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, что способствует накоплению представлений об окружающем мире, распознаванию творческих способностей малышей [4].
Развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека. Советским психологом Б. Г. Ананьевым было отмечено, что «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека» [1].
Чтобы повысить эффективность образовательной работы по сенсорному воспитанию и обучению, в дидактическом процессе необходимо использовать различные средства и формы организации обучения. К которым относятся дидактические игры и упражнения. Дидактические игры, как и раньше, продолжают оставаться эффективным средством сенсорного воспитания. В настоящее время разными авторами (Л. А. Венгером, К. Л. Печорой, Э. Г. Пилюгиной) разработано множество дидактических игр по сенсорному воспитанию. Но продолжается поиск неординарных, альтернативных путей. Можно наблюдать возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, Г. Домана [2].
В педагогике и психологии под сенсорным развитием ребенка подразумевается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. [3].
Игра является универсальным способом воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, которые развивают сенсорное восприятие, очень необходимы и нужны малышу раннего возраста. Игры по сенсорному развитию приносят в жизнь детей еще больше радостных и интересных моментов, дарят уверенность в себе и собственных силах. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь детей [3].
К задачам педагогов в детских учреждениях можно отнести организацию игрового места малышей, насыщение игрового места такими предметами и игрушками, играя с которыми малыши учатся понимать их свойства — различают предметы по величине, форме, в последующем и по цвету. Но дидактический игровой материал должен быть правильно подобран, чтобы привлекать внимание малышей к свойствам предметов. Если педагог будет умело и ненавязчиво руководить действиями малыша, то в скором времени результат не заставит себя ждать — ребенок перейдет от примитивного манипулирования предметами к выполнению различных практических действий, учитывая величину и форму предметов [4].
Целью нашей работы является практическое обоснование сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование дидактических игр способно повысить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 5 «Бэлэкэч» города Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ». Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Для выявления уровня сенсорного развития была проведена методика «Диагностика сенсорного развития» О. Л. Канонко. Ее целью соответственно было оценить уровень сенсорного развития детей раннего возраста. Методика состоит из 7-ми заданий-критериев, каждое из которых оценивается максимум в 4 балла и минимум в 0 баллов. С каждым ребёнком проводилась индивидуально. После проведения первого, констатирующего, этапа исследования было выявлено следующее (см. рис.1):
Рис. 1. Уровень сенсорного развития у детей раннего возраста на констатирующем этапе
Как мы можем заметить, в обеих группах получился примерно одинаковый результат, у детей преобладает средний уровень сенсорного развития: 53 % в экспериментальной группе и 60 % в контрольной группе.
С экспериментальной группой был проведён формирующий этап, состоящий из комплекса дидактических игр, направленных на повышение уровня сенсорного развития. Во время третьего этапа, контрольного, повторно была проведена методика «Диагностика сенсорного развития» О. Л. Канонко. Результаты получились следующими (см. рис.2):
Рис. 2. Уровень сенсорного развития у детей раннего возраста на контрольном этапе
По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше, а низкий уровень ниже, чем в контрольной группе, в которой комплекс дидактических игр не проводился.
Таким образом, после проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в сенсорном развитии детей в экспериментальной группе. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование дидактических игр в образовательной деятельности с дошкольниками способствует сенсорному развитию, что очень важно для будущего поступления детей в школу.
Литература:
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение. 1988–144с.
- Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973–110с.
- Немов, Р. С. Психология. — М.: Центр ВЛАДОС, 1997.
- Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.