В статье выявляется и описывается различный набор концептов, подчиненных концептам «игра» и «состязание», в координатах дискурса рекламы в спортивной интернет-коммуникации.
Ключевые слова: концепт, рекламный дискурс, спортивная интернет-коммуникация, суггестивный потенциал, имплицитность.
В современном мире закономерность о наибольшей эффективности интернет-коммуникации обусловлена тем, что широким эвристическим потенциалом обладает дискурс рекламы в сфере спортивной коммуникации. Обращение к ее ресурсам значимо конкретно в мире фитнес-индустрии. Спортивный дискурс представляет собой огромную сферу деятельности людей, охватывающую «социально-экономическую, общественно-политическую, финансовую деятельность, социально-философские, исторические, психолого-педагогические, медико-биологические проблемы» [1, с. 103]. При этом доминантными концептами, составляющими лингвокогнитивную основу спортивной интернет-коммуникации и позволяющими структурировать ее ценностно-смысловое пространство, становятся концепты Игра и Состязание.
В координатах рекламного дискурса наиболее результативным оказывается суггестивный потенциал концепта Состязание и его компонентов, которые также могут быть описаны, как концепты — Здоровье, Сила, Физическое Совершенство, Победа, Красота, Препятствие (и его преодоление). Например: «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ. Услугами персональных тренеров сегодня пользуются люди всех уровней подготовки, возрастных групп и социального статуса. Персональная программа тренировки и индивидуальный подход — наиболее эффективный способ улучшить Ваше здоровье и уровень физической подготовки, а также достигнуть целей, которые Вы поставили перед собой» [2: URL]. В приведенном контексте основная смысловая нагрузка приходится на лексемы и лексические сочетания здоровье, физическая подготовка, цели, которые входят в ядро концепта Состязание, одновременно представляя собой компоненты концепта Здоровье. Следует также подчеркнуть, что ценностный слой концепта Состязание обогащается за счет обращения продуцента рекламного дискурса к отражению личностного подхода к каждому клиенту (персональная программа тренировки и индивидуальный подход), к понятию эффективности (эффективный способ). Результативным в плане достижения целей рекламного сообщения также является обращение к системе ценностей предполагаемого реципиента — статусности и отсутствия жестких возрастных ограничений и лимитированности физической подготовленности (люди всех уровней подготовки, возрастных групп и социального статуса), что предполагает наиболее широкий охват предполагаемой целевой аудитории. Кроме того, наиболее важной смысловой нагрузкой обладает здесь местоимение все, репрезентированное в первой части примера: таким способом продуцент рекламного дискурса акцентирует внимание реципиента на настоятельной необходимости пользоваться услугами фитнес-клуба, т. е. апеллирует к всеобщему мнению. При этом концепт Состязание представляет собой некий семантический «субстрат», т. к. фитнес-индустрия включает как состязания (соревнования) по разным видам фитнеса, так и, разумеется, понятие «состязания с самим собой».
Иным примером, в котором концепт Состязание репрезентирован теми же составляющими, является следующий: «Выбирайте клуб рядом с домом или с работой. Постройте свой график регулярных тренировок с учетом Вашего ритма жизни, и вы добьетесь небывалых результатов: здоровье, красота и движение станут неотъемлемыми спутниками вашей жизни!» [3: URL]. Дополнительными компонентами, усиливающими суггестивность высказывания, становятся лексические сочетания ритм жизни, регулярные тренировки, небывалые результаты, которые, разумеется, акцентируют внимание реципиента на элементе состязательности, присутствующем в данном рекламном сообщении. Кроме того, обращает на себя внимание лексема движение, реализованная в нескольких своих значениях (приведем из словарной статьи именно те, компоненты которых реализованы в данном примере): «ДВИЖЕНИЕ. 2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. 3. Перемещение кого-чего-н. в определенном направлении. 4. Изменение положения тела или его частей. 9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, в другую стадию» [4, с. 149]. Можно сделать вывод, что в настоящем примере движение подразумевает не только двигательную активность, но и динамичность самой жизни клиента фитнес-клуба, ориентированного на состязание (см. последнее значение лексемы ДВИЖЕНИЕ).
Элемент состязательности содержится и в рекламных сообщениях, целью которых является транслирование информации о конкретных рекламных акциях (реализации абонементов по льготной цене и т. п.). Например: «Приходи — договоримся! Фитнес на твоих условиях. Мечтаете преобразить своё тело в фитнес-клубе? В ноябре у вас есть отличный шанс! Приходите в клубы X-Fit — договоримся! Наши менеджеры предложат варианты посещения фитнес-клуба с учётом ваших целей и бюджета. Результат удивит вас!» [5: URL]. Введение в данный контекст притяжательного местоимения твой, глаголов в форме повелительного наклонения приходи, договоримся, существительных шанс, цели позволяет с уверенностью утверждать, что концепт Состязание и его компоненты здесь имплицированы: сама принадлежность абонемента кому-либо, возможность успеть организовать свои занятия в фитнес-клубе на собственных условиях акцентирует, в свою очередь, наличие неопределенного числа других участников рекламного дискурса, других его реципиентов, которые своим участием могут помешать реализации неких планов по преображению тела в фитнес-клубе. Тем самым, элемент соревновательности поддерживается в данном контексте уже на стадии приобретения абонемента, а дальнейшее посещение занятий напрямую связывается у адресата с состязанием, с достижением собственной цели в соревновании не только с самим собой (ср.: самосовершенствование как соревнование с собой в прошедшем), но и с другими предполагаемыми членами клуба.
Содержательным примером применения суггестивного потенциала ценностного слоя концепта Игра в рекламном дискурсе в сфере спортивной коммуникации является следующий: «Мы запустили новую крутую опцию — онлайн-покупку подарочного абонемента. Теперь ты можешь купить клубную карту не только для самого себя, но и для своих друзей и близких! И для этого тебе даже не нужен отдел продаж — все можно сделать прямо на нашем сайте» [5: URL]. Репрезентанты новая крутая опция, подарочный абонемент, даже не нужен, все можно сделать, свидетельствующие о реализации компонентов данного концепта в приведенном контексте, что позволяет создать впечатление легкости выбора, необходимости положительных эмоций, связанных с самим процессом игры.
Другой пример реализации репрезентантов концепта Игра предоставляет сеть фитнес-клубов Drive-Fitness: «Хорошее настроение и отличная физическая форма начинаются со здорового и полезного рациона, поэтому очень важно сочетать занятия фитнесом с правильным питанием. Это и свеже-обжаренный кофе и разнообразная чайная карта, которые окунут Вас в мир фитнеса, здоровья и красоты! Свежевыжатые соки и миксы дадут заряд энергии и сил. Спортивное питание с высоким содержанием белка, L-карнитина и витамина С позволит Вам всегда быть в отличной физической форме, обрести внутреннюю гармонию тела и духа. Легкие десерты привнесут в вашу жизнь немного удовольствия и радости» [6: URL]. Обращает на себя внимание вынесение на препозицию лексического сочетания хорошее настроение, которое как бы задает основную интонацию всему рекламному сообщению. Особо подчеркнем, что компоненты концепта Игра закономерно взаимодействуют в данном контексте с репрезентантами концепта Состязание, подтверждением чему выступает включение в один микроконтекст гармонии тела и духа, а также подробное перечисление всего того, что требуется для победы в соревнованиях, в том числе, и с самим собой: лексическое сочетание заряд энергии и сил реализует концепт Игра, равно как и лексемы удовольствие и радость, тогда как репрезентанты отличная физическая форма, фитнес, здоровье, красота, энергия, сила выступают компонентами концепта Состязание.
Таким образом, концепты Состязание и Игра, репрезентированные в различных сочетаниях своих компонентов, являются лингвокогнитивной основой спортивного дискурса в целом, а также интернет-коммуникации в сфере спорта (прежде всего, в ее значимом сегменте, посвященном фитнес-индустрии). Эти сочетания детерминированы как конкретными целями продуцента определенного вида дискурса, так и принадлежностью того или иного сообщения к дискурсу рекламы, а также теми коммуникативными стратегиями и тактиками, направленными на реализацию поставленной коммуникативно-прагматической цели.
Литература:
- Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) // Язык, сознание, коммуникация / Вып.19, М.: МАКС Пресс, 2001. С. 103–112.
- ФизКульт: Сеть фитнес-клубов. URL: https://www.fizkult.ru.
- City-fitness: Федеральная сеть фитнес-клубов. URL: https://cityfit.ru.
- CОШ: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
- X-Fit — фитнес-клубы бизнес и премиум-класса в Москве и других городах России. URL: https://www.xfit.ru.
- Drive-Fitness: Федеральная сеть фитнес-клубов. URL: http://drivefitness.ru.