В данной статье рассматриваются актуальные современные проблемы обеспечения защиты прав работника на достойный труд. в Российской Федерации. Отмечается социальная значимость данной проблемы. Отмечается важное значение достойного труда как фактора развития экономики.
Ключевые слова: трудовое право Российской Федерации, Трудовой кодекс, работник, работодатель, обеспечение защиты трудовых правоотношений, достойны труд.
This article deals with topical contemporary problems of ensuring the protection of the rights of an employee to decent work in Russian Federation. The social significance of this problem is noted. The importance of decent work as a factor in economic development is noted.
Keywords: Labor Law of the Russian Federation, Labor Code, employee, employer, protection of labor relations, deserving of labor.
Российская Федерация прошла долгий путь от своего зарождения до современного становления как правовое социальное государство, направленное на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе и трудовых прав). Развитие трудового права и как отрасли права и как науки тоже происходило достаточно сложно и неоднозначно, то развиваясь по пути гуманизации и демократизации, то стремительно скатываясь в диктатуру и ущемление прав трудящихся. Нынешнее законодательство в области трудового права складывается вокруг Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12.12.1993 г., а также нормах и общих принципах международного права, который были имплементированы в Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты. Принципы международного трудового права, защищающие права работника и работодателя лежат в основе деятельности Международной Организации Труда (МОТ), а именно в декларации «О целях и задачах Международной Организации Труда» (1944 г.) и являет собой цель защиты прав и интересов трудящихся.
Конституция Российской Федерации в своих положениях заложила основы развития современного трудового права, так в положении ст. 7 Российская Федерация провозглашается социальным государством [5]. Ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации возлагает на государство обязательства по совершенствованию правовой, материально-технической, экономической и социальной базы, направленной на создание комфортных условий труда, повышения его качества и коэффициента полезного действия рабочего, возможно его карьерного роста на основании общей и равной конкуренции, защита его жизни, здоровья, чести и деловой репутации, а также пенсионное довольствие по окончании трудовой деятельности [1].
Стоит отметить, что современное трудовое законодательство Российской Федерации не дает четкого определение дефиниции «права работника». Однако указанный законодательный пробел восполняется разработками доктрины трудового права. Так, исследователями предлагается права работника понимать в широком и узком смысле. В широком смысле права работников — система материальных и духовных благ, совокупность которых способствует нормальному существованию и свободному развитию каждого работника (сюда включены все права и свободы, закреплённые в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ), следовательно, этим перечнем прав и свобод обладает каждый работник). В узком смысле права работника — это обеспеченные законодательно или иным правовым образом возможности для самостоятельного определения работником своего реального состояния и влияния на своё правовое и моральное положение в масштабах организации или государства [4]. Основные права работника декларируются в ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации.
Следует акцентировать внимание на том, что определение «права работников», а также их дифференциации по различным основаниям не сформулированы как в нормативно-правовых актах Российской Федерации, так и в международно-правовых актах. Однако указанное упущение восполняется многочисленными предложениями и разработками исследователей, учёных в сфере трудового права.
Что же такое собственно достойный труд? Как определить смысл этой дефиниции максимально объективно и, что самое главное — качественно имплементировать в систему российского трудового законодательства, путем правовой рецепции?
По мнению МОТ достойный труд — комплексное понятие, включающее в себя важнейшие качественные характеристики: нормальные условия, в которых он осуществляется, адекватные зарплата и социальная защита работника, отсутствие дискриминации и преследований на рабочем месте, возможность реализовать свое право голоса. Таким образом, далеко не любая работа с точки зрения МОТ способна избавить человека от бедности, позволить ему реализовать личностные устремления [3].
Представляется, что достойный труд следует понимать, как многоаспектное понятие, охватывающее собой экономические, политические и правовые явления, создающее условия для эффективного и производительного труда, содействующее достижению общественного, культурного и технического прогресса в целях социальной защиты трудящихся и их семей, способствующее развитию сущностных сил человека, раскрытию творческого потенциала каждого. Государство как субъект, наделенный социальной властью, занимает ведущее место в регулировании отношений, возникающих в сфере труда, являющий гарантом реализации концепции Достойного Труда.
В настоящее время проблематика производительности и эффективности труда становится полем острых дискуссий исследователей, практиков, государственных структур. Необходимо согласиться с мнением исследователей, что на сегодняшний день единственно верной методики измерения производительности труда нет (начиная со спецификации показателей выпуска продукции заканчивая межстрановыми сопоставлениями). Кроме того, существует сложность в измерении производительности труда внутри предприятия, между предприятиями, в межтерриториальном сопоставлении; нет единства взглядов на методику расчета высокопроизводительных рабочих мест [6].
Необходимость развития концепции достойного труда обусловлена тем, что гражданам, не получающим нормальные условия труда, приходится заниматься незаконной или нерегулируемой законом трудовой деятельностью, что существенно уменьшает объемы налоговых поступлений в бюджет государства, снижает темпы роста экономики, а зачастую и вовсе повышает уровень организованной преступности. Поэтому легализация труда как социально-значимого явления на сегодняшний день крайне необходима в условиях цифровизации экономики и послекризисного восстановления.
Ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации содержит в себе положение о внутреннем распорядке и устройстве организации, внутренних актах, устанавливающих определенные правила и трудовой распорядок, дисциплину и ответственность, регулирует правоотношения в организации по определенным вопросам [2].
Нельзя не отметить тот факт, что возможность и способность работодателей оказывать различное воздействие на трудовые отношения носит производный характер, т. е. в рамках, заранее принятых и санкционированных государством. В силу этого ст. 8 ТК РФ закрепляет запрет принятия локальных актов и норм, существенно ухудшающих материальное, социальное и иное положение работника.
Правовое воздействие на трудовые отношения возможно совместно со стороны работодателей (представителей работодателей) и субъектов коллективных трудовых отношений — работников и их представителей. Речь идет о регулировании трудовых отношений актами социального партнерства в виде коллективных договоров и соглашений на основании ст. 40 ТК РФ и в силу ст. 45 ТК РФ.
Реализация государственных программ на развитие малого и среднего предпринимательства, рост темпов экономики и ее цифровизация, а также в принципе устойчивое развитие возможно лишь посредством качественной реализации правовых и неправовых законных механизмов, направленных на создание комфортных условий для трудящихся, их достойный труд, заработную плату, социальную и имущественную защищенной, прозрачную систему налогообложения и т. д.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
- Доклад генерального директора МБТ Х. Сомавиа «Труд как средство борьбы с нищетой» на Международной конференции труда, 91-я сессия, 2003 год. — Бюро Международной организации труда в Москве // Человек и труд. — 2003. — № 3. — С. 5
- Зыкина, Т. А. Реализация прав работников: проблемы теории и практики: монография / Т. А. Зыкина. — Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. — С. 35
- Постановление Конституционного Суда от 16 декабря 1997 г. N 20-П по делу о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878.
- Санкова Лариса Викторовна Эффективность труда и достойный труд в современной России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (54).