В статье исследуется эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму. Дается характеристика международному правовому сотрудничеству как одному из направлений антитеррористической деятельности. На основе анализа международных нормативных актов по противодействию терроризму формулируются выводы о возможных направлениях совершенствования международного сотрудничества по данному вопросу.
Ключевые слова: международное сотрудничество, международная конвенция, антитеррористическая деятельность, финансирование терроризма, договор, терроризм.
В настоящее время терроризм является сложным и динамично развивающимся негативным явлением общественной жизни, которое имеет многовековую историю, а также ряд особенностей, характерных для определенного региона. На рубеже XX и XXI веков терроризм претерпел существенные изменения, превратившись в фактор угрозы национальной безопасности государства. Терроризм стал одной из тех проблем, решения которых требуют не только государственного и общественного контроля, но также объединения усилий теоретиков и практиков в вышеобозначенном направлении. Террористический акт является крайней формой проявления идеологии терроризма. В современном обществе проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальные масштабы, поскольку терроризм представляет собой реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и всего международного сообщества. Его проявления влекут за собой многочисленные человеческие жертвы, нарушение материальных и духовных ценностей, которые уже невозможно возобновить.
На протяжении нескольких последних десятилетий все большую обеспокоенность в масштабах мировой общественности вызывает терроризм, акты, методы и практика которого угрожают международному миру и безопасности, препятствуют международному сотрудничеству, ставят дружественные отношения между государствами под угрозу и ведут к подрыву основ общества и основополагающих прав и свобод человека. Во всех своих проявлениях терроризм является одной из тех проблем глобального масштаба, решение которой возможно только при объединении усилий различных государств и совместном поиске наиболее эффективных методов противодействия. Международное сотрудничество представляет собой необходимое составляющее антитеррористической деятельности во всех ее основных направлениях:
1) воздержание от организации и всякого поощрения террористической деятельности;
2) обеспечение задержания и судебного преследования или выдачи лиц, совершивших террористические акты;
3) стремление к заключению соглашений различного масштаба специального характера;
4) сотрудничество при обмене информацией касательно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
5) осуществление в оперативном порядке всех необходимых действий с целью претворения в жизнь конвенций по данному вопросу, в том числе приведение внутреннего законодательства государства-участницы конвенции в соответствие с положениями международного соглашения.
В зависимости от конкретного региона терроризм обладает своей спецификой, в связи с чем возникает необходимость в адаптации унифицированных норм, а также стратегических положений к условиям определенной местности.
Как уже было отмечено выше, международно-правовое сотрудничество является одним из приоритетных направлений антитеррористической деятельности, поскольку подразумевает создание определенных норм субъектами международного права и дальнейшее их закрепление в положениях международных документов с целью воздействия на конкретные общественные отношения.
Одним из значимых результатов международно-правового сотрудничества можно назвать принятие Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (далее — Декларация от 9 декабря 1994 г.) [1]. Данный документ носит скорее программный характер, определяя основные направления эффективных и решительных мер по противодействию международному терроризму, которым должны следовать государства-члены ООН. Значение Декларации от 9 декабря 1994 г. состоит в том, что она во многом предварила разработку иных международных договоров, определяющих содержание противодействия терроризму.
Это послужило в дальнейшем принятию Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (далее — Конвенция от 9 декабря 1999 г.) [2]. В тексте Конвенции от 9 декабря 1999 г. было дано нормативное толкование категориям: «средства», «государственный или правительственный объект», «поступления» — с дальнейшей целью определить, какие деяния являются преступлениями по смыслу Конвенции от 9 декабря 1999 г. Особенностью Конвенции от 9 декабря 1999 г. является комплексный подход к определению признаков преступления, подпадающего под действие Конвенции от 9 декабря 1999 г., в частности, путем отсылки на положения других международно-правовых документов, указанных в Приложении к Конвенции от 9 декабря 1999 г. Далее Конвенция от 9 декабря 1999 г. определяет критерии, согласно которым государства-участники могут определить свою юрисдикцию в отношении вышеописанных преступлений. В Конвенции от 9 декабря 1999 г. указывается о возможности каждым государством-участником в соответствии с принципами внутригосударственного права применения необходимых мер для определения, обнаружения, блокирования или ареста любых средств, которые используются или выделяются в целях совершения преступлений. В договоре определяется механизм взаимодействия стран-участниц Конвенции касательно уголовных расследований, уголовных преследований и процедур выдачи в связи с преступлениями, а также содействия в получении имеющихся доказательств, необходимых для разбирательства. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ [3] с заявлениями об определении своей юрисдикции в отношении преступных деяний согласно Конвенции от 9 декабря 1999 г., а также о том, что положения о выдаче будут применяться так, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение подпадающих под действие данного международного договора преступлений без ущерба эффективности международному сотрудничеству по вопросам выдачи и правовой помощи.
Международное сотрудничество в антитеррористической деятельности носит не только универсальный, но и региональный характер. Одним из видов реализации международного сотрудничества на региональном уровне может послужить начало деятельности Шанхайской организации сотрудничества, первоначально охватывавшей сферу взаимных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма на территории Средней Азии. Ее деятельность сопровождалась принятием Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее — Конвенция от 15 июня 2001 г.) [4]. В Конвенции от 15 июня 2001 г. дается комплексное определение понятию «терроризм» с помощью отсылки в тексте Приложения к Конвенции от 15 июня 2001 г. на иные международные договоры, в частности, на Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., рассмотренную выше. Еще одной особенностью Конвенции от 15 июня 2001 г. является закрепление впервые на международном уровне определений сепаратизма и экстремизма в качестве совершаемых насильственным путем уголовно преследуемых деяний. В Конвенции от 15 июня 2001 г. закреплено, что страны-участницы принимают необходимые меры, в частности, при определенных обстоятельствах на национальном уровне с целью отрицания оправдания вышеупомянутых деяний по соображениям различного характера и привлечения к наказанию сообразно степени их тяжести. В Конвенции от 15 июня 2001 г. изложен перечень форм взаимодействия Центральных компетентных органов стран-участниц, который имеет открытый характер, что позволяет сторонам данного международного договора совершенствовать опыт взаимодействия, направленного на предотвращение вышеописанных деяний, путем достижения договоренности об иных формах сотрудничества. В связи с тем, что одной из основных форм такого сотрудничества является обмен информацией, в документе описывается перечень сведений, представляющих взаимный интерес, а также механизм осуществления запроса. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ [5].
Еще одним результатом международно-правового сотрудничества как одного из приоритетных направлений антитеррористической направленности на региональном уровне может послужить Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, принятая в Варшаве 16 мая 2005 г. (далее — Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г.) [6]. Как и в вышеописанных международных договорах, Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г. предусматривает системный подход к определению понятия «террористическое преступление» путем отсылки в Приложении к Варшавской Конвенции от 16 мая 2005 г. на положения иных международных документов. Также в тексте Варшавской Конвенции от 16 мая 2005 г. закрепляются на международном уровне определения категориям «публичное подстрекательство к совершению террористического преступления», «вербовка террористов», «подготовка террористов», что способствует расширению нормативной базы определения противоправных общественно опасных деяний, сопутствующих терроризму. Помимо упомянутых в ранее рассмотренных документах мер национальной политики по предупреждению преступлений террористической направленности Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г. предусматривает необходимость участия каждой страны-участницы договора в деятельности по способствованию межконфессиональных отношений и в межкультурном диалоге в целях предупреждения напряженности, которая может привести к совершению преступлений террористического характера. Государству-участнику необходимо стремиться к совершенствованию просвещения общества касательно существования, причин, тяжести и степени опасности террористических преступлений. Также в тексте Варшавской Конвенции от 16 мая 2005 г. закреплено положение о поощрении общественности за оказание реальной помощи компетентным органам, которая позволяет внести вклад в предупреждение террористических преступлений и сопутствующих им общественно опасных противоправных деяний. Как и вышеобозначенные международные договоры, Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г. содержит положения об определении юрисдикции стран-участниц, механизм международного сотрудничества по уголовным делам, а также выдачи и судебного преследования. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ [7] со схожими заявлениями, что и при ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г, рассмотренной выше.
Таким образом, проведенное исследование эволюции международного сотрудничества по противодействию терроризму позволяет сформулировать следующие выводы:
1) терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, территориальной целостности и безопасности, политической, экономической и социальной стабильности государств, а также осуществлению основных прав и свобод человека, обладает повышенной общественной опасностью;
2) терроризм очень тесно связан с целым рядом других преступлений, которые в данном случае рассматриваются как сопутствующие терроризму общественно опасные противоправные деяния. Необходимо вести борьбу также и с сопутствующими терроризму преступлениями;
3) необходимо принципиальное осуждение терроризма во всех формах его проявления. Вне зависимости от мотивов он не может быть оправдан ни при каких условиях. Лица, виновные в совершении преступлений террористической направленности, должны быть привлечены к ответственности;
4) международное сотрудничество, в частности путем международного нормотворчества, в решении данного вопроса играет немаловажную роль, поскольку позволяет выработать наиболее эффективный механизм противодействия, взаимодействия, а также основные направления внутригосударственной деятельности по предотвращению, пресечению и ликвидации терроризма во всех его формах.
На основании изложенных выводов предлагаем выработать рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества по противодействию терроризму по нескольким направлениям:
1) конкретизация мер по противодействию терроризму в общем, учитывая практику антитеррористической деятельности отдельных регионов и государств;
2) принятие международных договоров, которые будут направлены на противодействие новым проявлениям терроризма;
3) разработка соглашений о сотрудничестве научно-технического характера в плане создания и внедрения актуальных технических и инженерных средств и методов противодействия терроризму и сопутствующим ему общественно опасным противоправным деяниям, что позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями террористической направленности;
4) возложение на государства-участников международных соглашений обязанностей по имплементации положений данных договоров в национальное законодательство.
Литература:
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1.shtml (дата обращения: 17.02.2019).
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года) // СЗ РФ. 2003. № 5.
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2792.
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // СЗ РФ. 2004. № 1.
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ «О Ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // СЗ РФ. 2003. № 4.
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма // СЗ РФ. 2009. № 9.
- Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» // СЗ РФ. 2006. № 6.