В данной статье авторы под патриотическим воспитанием понимают формы и методы педагогического воздействия, которое направлено непосредственно на объект воспитания, на развитие у нахимовцев определенных социально-нравственных качеств. Формы и методы патриотического воспитания, его стимулы, механизмы, возможности, как правило, всегда конкретны, и поэтому, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении Министерства Обороны Нахимовское военно-морское училище (Севастопольское президентское кадетское училище).
Ключевые слова: патриотизм, нахимовцы, патриотическое воспитание.
Воспитание будущих морских офицеров невозможно без использования духовно-нравственного и творческого потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Воспитание предъявляет высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма, открывает широкий круг знаний, знакомит с окружающей жизнью [1, с. 91]. Помочь нахимовцам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения, соответствующие нормам морали, — немаловажная задача воспитания.
Тема духовно-нравственного воспитания нахимовцев как представителей «военной элиты» актуальна в российском обществе. Ведь благосостояние России может зависеть от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни будущие морские офицеры. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие уважения и любви к литературе, родному языку, истории, армии, флоту призвано помочь нахимовцам лучше понять культурные и экономические особенности нашей страны, увидеть своеобразную красоту русской природы и задуматься над тем, чтобы стать полезным и достойным гражданином Российской Федерации.
Поэтому развитие у нахимовцев чувства любви к близким, к родной стране становится одним из важнейших направлений работы филиале Нахимовского военно — морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) в деле патриотического воспитания. Развитие чувства привязанности к родному краю — один из элементов патриотического воспитания.
Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому прошлому России. Яркий и красочный рассказ воспитателя о героических поступках наших людей во время ВОВ вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств [5, с. 56]. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На таких благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей Родины.
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Министерства Обороны Нахимовское военно-морское училище (Севастопольское президентское кадетское училище) направляет свою воспитательную работу на то, чтобы патриотические чувства нахимовцев находили выражение в полезных делах на благо страны, с этим тесно связана и другая задача — воспитание у будущих морских офицеров готовности защищать свое Отечество. Высокое чувство любви к нашей стране может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, которая включает в себя личный пример офицерского состава училища, пропаганду, организацию поведения и деятельности нахимовцев.
Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит внеклассным мероприятиям. На классных часах по программе «Есть такая профессия — Родину защищать» нахимовцы изучают прошлое и настоящее российского флота и армии, знакомятся с представителями военного дела, культуры, науки. Знание — важная предпосылка для возникновения патриотических чувств. Классный час — источник получения знаний о Российской Федерации. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от содержания материала классных часов. Его воздействие на нахимовцев усиливается за счет привлечения отрывков из литературы, применения картин, кинофильмов и презентаций.
Немаловажное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка нахимовцев к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Основными ее формами являются утренняя зарядка, физическая культура, начальная автоподготовка, строевая подготовка, занятия по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», сдача норм ГТО, занятия техническими и военно-прикладными видами спорта в системе ДОП образования в училище. Нахимовцы еще до призыва их в ВС РФ заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками нашей Родины.
Подлинный патриотизм включает в себя уважение к другим странам и народам, к их традициям и обычаям. Культура межнациональных отношений и патриотизм тесно связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Отчизне, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость [4, с. 6].
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: заботу об интересах Отчизны; чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос; осознание долга перед Отечеством, отстаивание его чести и достоинства; уважительное отношение к языку своего народа; проявление гражданских чувств; уважительное отношение к историческому прошлому России, своего народа; гордость за свою Родину, за символы государства; ответственность за судьбу страны и своего народа, их будущее; милосердие, гуманизм, общечеловеческие ценности [2, с. 11]. Настоящий патриотизм предполагает формирование целого комплекса позитивных качеств [3, с. 74]. Основой этого развития являются духовно-нравственные и социокультурные компоненты.
Эффективное патриотическое воспитание нахимовцев — это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений воспитанников филиала НВМУ (Сев ПКУ) к действительности, их творческой самоотдаче. Показателем такого воспитания является убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни нахимовцев. С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и нахимовцев, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
Духовно-нравственное воспитание — содействие духовно-нравственному становлению нахимовца, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей воспитанника, межкультурный диалог, активное участие нахимовцев в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого нахимовца должна быть развита совокупность его способностей, чтобы воспитанник был творцом развитых форм общения. Отсюда — идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый нахимовец стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом [2, с. 12].
Таким образом, выделяя патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы в ФНВМУ (Сев ПКУ), необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, трудовым, нравственным, правовым, ЗОЖ, эстетическим, экологическим), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы в филиале НВМУ (Сев ПКУ), пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Литература:
- Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. // — М.: Просвещение, 2006. — 261 с., С. 89–92.
- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях): На базе школы N 77 / Е. В. Бондаревская. // Рост. н/Д гос. пед. ун-т. — Ростов н/Д: РГПУ, 1993. –Ч.1. — 214 с., С. 11–12.
- Гуськов Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества. / Ю. В. Гуськов. // МПСИ — М., 2017. — 311 c., С. 74–75.
- Микрюков В. Военно-патриотическое воспитание в школе. / В. Микрюков. // ВАКО — М., 2015. — 12 c., С. 6–7.
- Тисленкова И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6–7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры. / И. А. Тисленкова. // Учитель — М., 2015. — 176 c., С. 56–58.