В статье анализируется проблема формирования среды обитания человека инструментами средового дизайна с позиций культурологии.
Ключевые слова: урбанистический дизайн, архитектура, дизайн городской среды, культура, символ культуры.
The article analyzes the problem of the formation of the human environment by urban design tools from the standpoint of cultural science.
Keywords: urban design, Architecture, urban environment design, culture, culture symbol.
Чтобы понять связь между культурой и урбанистическим дизайном, следует упомянуть связь между пространством и культурой. Пространство, как и культура, имеет социальную конструкцию, формирующуюся в процессе формирования у людей восприятия себя. Пространство играет важную роль в усилении культурных изменений, поскольку ожидаемые модели поведения в определенном пространстве отражают конкретные культурные ценности. Это определение подразумевает построение ментального пространства. Влияние ментального пространства, начиная от конкретного и физического пространства, становится понятным. Организация работы субъективного и объективного пространства в смешанной непрерывной форме называется градостроительством. Предложение взаимосвязи между культурой и урбанистическим дизайном, особенно в области психологии, проясняет необходимость заботы о взаимоотношениях между человеком и его искусственным окружением. При таком подходе культура является фактором или способом связи человека с искусственной средой и подразумевает две категории: а) стандартизированное поведение, мысли и чувства; б) продукты, которые являются результатом или продолжением поведения и мышления людей в данном обществе
Архитектура как символ культуры
Каждое общество с управляемой системой и любой идеологией, управляющей ею, имеет свои цели и стремления. Основная роль культуры заключается в представлении мысленных идей путем введения конкретных форм. Архитектура играет ключевую роль в процессе этой трансформации. По словам Германа Моциоса, архитектура была и остается истинной мерой культуры нации. Когда нация может производить красивую мебель и люстры, но худшие здания строятся каждый день, подразумевается мрачная ненормальная ситуация в обществе, в которой обычно проявляются нарушения и отсутствие власти для организации нации. Гротер в своей книге «Эстетика в архитектуре» рассматривает любые здания как часть архитектурной культуры, предназначенной для выполнения мысленного мнения через его внешнюю форму, так что это был бы показатель для измерения культуры. Далее он сослался на определение Ганса Холлейна из архитектуры, которое определяется как духовная дисциплина, воплощенная в зданиях, так что каждое здание является культурным свидетельством, является ли оно хорошим или плохим. Культурные факторы, влияющие на формирование архитектурных пространств
Культура может влиять на формирование архитектурных пространств двумя следующими способами:
- Через создание поведенческих законов и правил, которые приводят к функциональной организации и пространственной иерархии.
- Через создание воспоминаний, убеждений и физических симптомов в форме символов, архетипов и метафор, которые приводят к созданию значения в архитектурном пространстве.
Отражение культуры вархитектурных пространствах
Существует несколько факторов, влияющих на произведения искусства и архитектурные пространства, которые являются подмножествами культуры. Некоторые особенности культуры не оказывают такого же влияния на архитектуру, некоторые являются простыми, а некоторые трудно идентифицировать. Одним из эффектов искусства на культуру является то, что некоторые цифры и формы становятся важными. Одна из причин того, что числа более учитываются, связана с восприятием человеком мирового порядка в прошлом, понимаемого в наиболее ощутимой форме — числовом порядке. Многие из форм и чисел были особенно использованы в церемониях, искусствах, школах мысли и т. д. Применение каждого числа или форм в любых видах деятельности или искусствах зависело, с одной стороны, от числовых и визуальных особенностей деятельности и, с другой стороны, от особенностей и свойств формы или числа. Поэтому формы и числа, соответствующие характеристикам математики, геометрии и менее осязаемого искусства и культуры этой земли, использовались и учитывались в архитектурном искусстве, как число четыре, характеристики квадрата и круга, общие черты круга и квадрата, куба, сферообразного объема и четыре дуги и т. д.
Интеграция культуры с «креативным» городским дизайном
Попытки изменить образы городов и «воссоздать» их также связаны со стратегиями использования физического городского дизайна как средства изменения их старомодного образа. Утверждение здесь состоит в том, что на протяжении всей истории характер городского строительства был результатом экономического развития общества; в то время как сегодня характер городского дизайна и строительства превратили его в инструмент, с помощью которого городские лидеры надеются достичь экономического развития.
Одной из особенностей нового городского дизайна является продвижение и создание впечатляющих, грандиозных проектов с «креативными» проектами, которые может стать «флагманом» для городской регенерации. Эти новые здания часто выполняют культурные функции или используются для проведения культурных мероприятий. Эти проекты обычно включают в себя конференц-центры, высшие учебные заведения, культурные центры, музеи и т. д. Во многих случаях они строятся в центре города в рамках программы по привлечению капитала и прочной базы населения в центр города. Иногда строительство ведется в районах порта или верфи, которые больше не используются, и они превращаются в культурные, жилые или коммерческие помещения или офисы и развлекательные центры.
Создается привлекательный и более приятный образ для города в качестве экономической меры, направленной на привлечение капиталовложений, новых жителей и туризма. Среди прочего, цель состоит в том, чтобы пригласить бизнес-туристов, которые принимают участие в конвенциях или бизнес-конференциях — отрасли, которая быстро растет и обещает здоровый экономический доход для города и его жителей.
Крупномасштабные проекты, которые подчеркивают инновационную архитектуру, являются важной особенностью нового городского дизайна, как правило, и другие проекты, связанные с эстетическим благоустройством общественного пространства. Они нацелены на создание образа процветающего, привлекательного и дружелюбного города, и они являются ключевыми шагами в стратегии, направленной на модернизацию города и стимулирование капиталовложений, а также коммерческой и социальной активности в общественных местах.
Многие города в Великобритании в последние годы использовали уникальный городской дизайн в различных «флагманских» проектах в качестве инструмента для восстановления города. Среди наиболее заметных из этих проектов — проект Albert Dock Development в Ливерпуле, который взял старый заброшенный порт и превратил его в оживленный и процветающий развлекательный и культурный центр, офисный комплекс Canary Wharf в Лондоне и ряд проектов в городе. Бирмингем (о котором я еще вернусь позже).
Города Великобритании
Великобритания придает большое значение роли культуры в мерах по возрождению городов, и именно она является одной из первых стран, которые определили потенциал культуры в качестве важного фактора ускорения экономического роста городов. В последние годы британское правительство проводило политику, направленную на защиту культуры, с целью повышения роли городов как основы регионального и национального экономического роста. На этом фоне британское министерство культуры подготовило документ под названием «Культура в центре регенерации», основное утверждение которого заключается в том, что культурные элементы можно использовать для мотивации процессов регенерации в городе и оживления центра города. Положительным результатом такого использования культуры является физическое восстановление разрушающихся районов, таких как заброшенные торговые здания, промышленные зоны и порты, путем зонирования зон для учреждений культуры. Главная особенность городов, принимающих культурные стратегии в Великобритании, состоит в том, что они являются бывшими промышленными городами, которые пострадали, когда их производственные линии переместились в страны третьего мира, и им было трудно приспособиться к постиндустриальной эпохе. Бирмингем, второй по величине город в Великобритании с населением более миллиона человек, является хорошим примером города, который «использовал» городской дизайн в качестве основного инструмента для оживления города и изменения его образа. Город Бирмингем расположен в самом сердце региона Уэст-Мидленд. Начиная с середины 1980-х годов, но в основном в начале 1990-х годов, Бирмингем начал осознанный процесс «переосмысления себя», чтобы привлечь посетителей и новых жителей в город, подчеркнув его современную, динамичную и творческую сторону, его видение и его желание менять. Усилия, связанные с его изображением, также были связаны с размещением символики репрезентации, что нашло свое отражение в инвестировании в культурные здания. Эти мероприятия включали в себя строительство современного конференц-центра, концертного зала, многофункционального объекта для выступлений и спортивных мероприятий — все из которых имели «современный» и «креативный» дизайн известных архитекторов. Эта стратегия включала мероприятия по улучшению городского общественного пространства, такие как очистка и модернизация старых водоводов, которые использовались для промышленного транспорта, и превращение их в объекты культуры, досуга, туризма и отдыха. Общественное пространство было также модернизировано с использованием общественного искусства (скульптуры, настенных росписей), путем установки скамей, посадки деревьев и т. д. Процесс перемен в Бирмингеме считается огромным успехом. Исследователь Дайан Листер утверждает, что процесс, предпринятый городом за относительно короткий период времени, превращающий город из «культурной пустоши в самый оживленный и динамичный городской центр за пределами Лондона, является удивительной историей видения и воображения». Она добавляет, что «Достижения города поставили его в один ряд с другими городами в центре международной арены». Кроме того, исследователи Патрик Лофтман и Брендан Невин пришли к выводу, что инвестиции, сделанные городом в культурные и другие проекты, внесли «значительный экономический вклад в город в частности, и регион Уэст-Мидленд в целом.
Заключение
Связь между культурой и городским возрождением прояснилась. Культура становится важным фактором привлечения экономического и человеческого капитала, увеличения числа посетителей города и стимулирования коммерческой и экономической активности. Культурные мероприятия служат продвижению имиджа городов и превращают их в оживленные и яркие места. Культура служит точкой притяжения для туристов, заставляет их дольше оставаться при каждом посещении и, следовательно, тратить больше денег. Культурные мероприятия могут также способствовать позитивному брендингу города на национальном и международном уровнях. Кроме того, культура воспринимается как повышение конкурентного потенциала города по сравнению с другими городами; оно увеличивает свою тяговую способность и тем самым служит катализатором экономического роста городов. С физической точки зрения культура является фактором возрождения старых районов и возрождения городов. Культурные учреждения и различные культурные районы стимулируют активность в своей среде и способствуют увеличению трафика и физическому восстановлению окружающей среды. С социальной точки зрения культура воспринимается как фактор, который способствует вовлечению различных слоев общества и выражает его разнообразие. Эта роль имеет большое значение в ослаблении этнической, классовой и расовой напряженности, особенно в различных или сложных обществах. Кроме того, культура играет важную роль в наполнении общественного пространства контентом и создании оживленных и жизненно важных городских районов. Таким образом, и в сочетании с застроенной средой культура может способствовать созданию «чувства места». В этом контексте культурные проекты служат важными символами, которые придают смысл застроенной среде и играют важную роль, роль в городской регенерации. В сочетании с городским дизайном культура может внести свой вклад в дифференциацию города, придать характер региону и повысить чувство гордости жителей. Культура является центральным компонентом городского пространства, поскольку она способствует укреплению самобытности города и тем самым созданию «здоровых» городских пространств.